Бесы Габриэля Гарсиа Маркеса

Роман колумбийского писателя  Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» ещё на середине заставил взять ручку в руки и начать писать эту статью. Как много чувств вызывает роман! Как ярко автор преподносит читателю душевную пустоту, одиночество!
По мнению автора статьи, одиночество более всего заметно в полковнике Аурелиано Буэндиа, поскольку его неспособность выражать свою любовь заставляет его уходить на войну, оставляя своих сыновей от разных матерей в разных селениях. В другом случае, он просит начертить вокруг себя трёхметровый круг, чтобы к нему никто не приближался. Подписав мирный договор, он стреляет себе в грудь, чтобы не встречаться со своим будущим, но из-за своей неудачливости не достигает цели и проводит свою старость в мастерской, изготавливая золотых рыбок в честном согласии с одиночеством [1].
Нужна ли человеку любовь? Играет ли она какую-то значительную роль в судьбе и жизни человека? Или покой и одиночество и есть счастье?
Одиночество – страшное чувство. Даже если человек стремиться к «покою»…Закрыть глаза на мир, на жизнь вокруг тебя – это ещё не покой и тем более не счастье!  Почему же человек должен быть счастливым? В чём счастье?
Полковник Аурелиано Буэндиа – самый яркий пример в романе, по мнению автора статьи, человека ищущего счастье. Но понимает ли он смысл счастья, его сущность?
Герой познал многое о чём мечтают «смертные». Это и власть, и слава, и уважение к себе, и сила, и богатство, и страсть женщин. Он познал многое, но не любовь. Полковник Аурелиано Буэндиа был лишён главного – счастья любить и быть любимым, дарить добро.
Его душа очерствела в боях, а отсутствие прекрасного чувства любви – иссушили и окончательно опустошили сердце, вроде бы, на первый взгляд, удачливого героя. Матери подкладывают своих дочерей под полковника…Но где любовь?! У него семнадцать сыновей! Но где семья, любовь, душевное тепло, радость жизни?! Возвращение домой, к матери, после двадцати лет скитаний не вызывают никаких чувств…Нет ничего! Лишь поиск покоя, лишь одиночество…
Каждый из героев, по своему, страдает. Здесь нет «идеальных образов». Можно даже, пожалуй, сказать, что в романе нет положительных героев. В каждом живёт свой бес. Должно быть, это один из тех штрихов, что придаёт роману яркость и наполняет читателя сложными чувствами, заставляет прервать чтение, порой, и глубоко задуматься. Каждый человек порочен, но кто имеет право судить?
Умение понять ближнего, простить, проявить доброту – может быть это и есть тот мостик, та дорога, что ведёт к любви, к понимаю, в даль от одиночества? Сегодня, когда нет времени, но много суеты, не строим ли мы своё одиночество, разрушая скоростью и «делами» возможность познать себя, выслушать близких, просто согреть их своим теплом, подарив им внимание и доброе слово?
 Не по этой ли причине фразы о любви не проникают, порой, в наши сердца, а  воспринимаются лишь, как «красивые слова»?
Есть ли вообще смысл в делах? Может быть это лишь наши вымыслы, фантазии? Нет ничего…Ничего нет, если нет любви…Взаимной любви, доброты, смысла в жизни…Не это ли нам показывает автор?
Что в итоге? В итоге пустота…Одиночество…Конец…
Даже Урсула, мать полковника, лишь в глубокой старости, будучи абсолютно слепой, избавившись от прежней суеты, начинает понимать сына.
«Что он проделал столько войн не из-за идеализма, как все считали, отказался от верной победы не из-за усталости, как все думали, а и победы одерживал, и поражения терпел по одной и той же причине – из-за самого греховного тщеславия. Она сделала заключение, что этот её сын, за которого она пошла бы на смерть, от природы лишён способности любить», - пишет Маркес. Его ожесточила не война, как мать думала раньше, просто он никогда никого не любил: и свою жену, и возлюбленных на одну ночь, прошедших через его жизнь, и своих бесчисленных сыновей…Эта переоценка сына внезапно пробудила в ней всю ту жалость, которую она недодала сыну»
Дела…Суета…Занятость…Бессердечность…Пустота…Одиночество…Не созвучные ли это понятия?
Роман Гарсиа Маркеса столь же полифоничен, сколь полифоничен роман Фёдора Михайловича Достоевского «Бесы».  Что же общего в этих романах? Чем они «созвучны»? Каждый роман является своеобразным предостережением человечеству против чёрствости, бессердечия.
Духовное обнищание также страшно, как и любые войны. Оно грозит человечеству вымиранием, гибелью. Здесь не стоит даже приводить примеры сегодняшних событий и цифры о расходах на культуру и прочее…Они просто лишние!
Но начать с себя…С оценки своих собственных чувств и поступков…С собственных бесов…Сегодня…
«Сто лет одиночества» — это литература того сорта, для знакомства с которой требуется определенная зрелость как характера, так и художественных вкусов. И, если эта зрелость наличествует у читателя, данный роман Маркеса обязательно произведёт на него сильное впечатление [2].
1https://ru.wikipedia.org/wiki/Сто лет одиночества
2https://otvet.mail.ru/question/72523845


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.