Про термин Киевская Русь

Сам термин носит скорее историографический характер, возник он в конце позапрошлого века, а впервые это название вынесено на обложку в трудах Грекова и Рыбакова. Впрочем, даже они понимали всю условность этого термина. И, по сути, наша историография уже почти 50 лет не использует этот термин. Это скорее термин бытовой,  и ни сколько не научный. Правильнее говорить "Древняя Русь". Поскольку сама древняя Русь это далеко не Киев, это к примеру и олигархат Великого Новгорода. Древняя Русь - это вообще множество славянских племен, и не только славянских, но и финно - угорских, и прибалтийских, объединенных в одно государство варягами. Последние, ни сколько не скандинавы, поскольку те у Нестора названы четко "свеи" (шведы) и "морманы" (норвежцы). Поэтому, в исторической науке этот вопрос дискутируется, но большая часть ученых склоняется к той мысли, что варяги - это славяне, которые обитали в районе Прибалтики. Собственно, они пришли в Киев из Новгорода. Древнюю Русь объединил торговый путь из варягов в греки. А уж затем единая православная вера.
В Киеве находился в то время великокняжеский престол. Поэтому, это была столица Древней Руси. Но очень не много. Уже Андрей Боголюбский перенес столицу во Владимир-на Клязьму, а еще через двести лет туда же был перенес митрополичьий престол из Киева. Впрочем, как мы все знаем, Владимир через 200 лет потерял свое значение, а великокняжий престол был перенес в Москву.
Собственно, термин в отношении Древней Руси "Украина - Русь" возник в конце 19 века.  И именно этим термином спекулируют сейчас украинские историки. Но это именно, что спекуляция. Поскольку впервые этот термин был применен историком Грушевским в своем труде. издан этот труд был во Львове, который тогда был частью Галиции и находился под юрисдикцией Австро - Венгрии, то есть уже и тогда этот термин был больше политическим, чем имел само научное значение. Кстати, труд Грушевского историками оценивается высоко. Только к названию имеются претензии.
История - всегда была частью политики, увы. Но история как наука должна стремиться лишь к объективной правде. 


Рецензии