Солнце мертвых
Александр Солженицын, который прошел коммунистическое «воспитание» исправительно-трудовых лагерей и чудом остался жив, (благодаря чему до нас еще большим чудом является его книга «Архипелаг ГУЛАГ») сказал о «Солнце мертвых» следующее: «Это такая правда, что и художеством не назовёшь. В русской литературе первое по времени настоящее свидетельство о большевизме. Кто ещё так передал отчаяние и всеобщую гибель первых советских лет, военного коммунизма?»
Честно говоря, читать Солженицына мне было легче, чем Шмелева. У Солженицына тонкий юмор, неизвестно откуда берущийся – от трудовых ли свершений на пятидесятиградусном морозе, от первобытных ли бытовых условий – часто вызывал у меня смех.
«Солнце мертвых» – это не прекращающаяся боль на протяжении всей книги. События разворачиваются в революционном голодном Крыму 1921-го года. Сдохшие от голода лошади, общипанный павлин, невесомые курочки, павшие коровы, гибнущие травы, бесплодные сады и люди, люди…обессиленные… расстрелянные… с убитой душей…
Эпопея создавалась в марте-сентябре 1923 года в Париже у Буниных. Еще Иван Шмелев не знал, что больше никогда не увидит Россию. Еще он надеялся, что его единственный сын Сергей не погиб в мясорубке великого красного террора. Он мечтал вернуться в любимую Алушту, где и рассчитывал встретить благоденствие, а затем тихую уютную старость…
… «Самый распрерусский изо всех русских», по определению Александра Куприна, писатель умер в Париже в болезни и нищете. И лишь в 1993-м году к 120-летию со дня рождения великого русского писателя в Алуште был открыт музей – единственный в мире, посвященный выдающемуся мастеру. Видать так крепко въелось его имя в революционных да партийных цензурных талмудах, что только лихие девяностые с их широкими вратами, в какие валом валило все подряд, смогли пропустить возвращенную память о замечательном художнике и его клейменное страшной правдой «Солнце мертвых».
Была я в Доме-музее Ивана Шмелева и даже выступала на солнечной террасе пару лет назад в один из теплых зимних крымских дней перед организованной группой детишек из воскресной христианской школы. Маленький домик на горе с маленькими же комнатками, с незатейливой обстановкой стоит в окружении зелени, темных ложбин и зыбких троп. Раньше этот дом принадлежал семье Николая Бекетова – основателя физико-химической науки.
Это еще один из парадоксов совкового народца. Дом Шмелева, расположенный близ усадьбы Сергеева-Ценского, так и остается в частном владении, не смотря на все усилия городских властей. Именно отсюда видны Кастель и Бабуган-яйла, о которых писатель часто упоминает в своем легендарном произведении.
Что ж, нам никуда не деться от позорной крымской приметы – на ЮБК в большом количестве живут праздные, сребролюбивые и беспринципные постсоветские жлобы, шоб вы знали. Пардон…
Остается удивляться, каким образом сохранился писательский стол, шкаф с журналами, единственный в мире экземпляр сказки «Инородное тело» 1919 года рождения и множество рукописей. Хотя, как мы знаем, рукописи нетленны...
Прочтите «Солнце мертвых», если хватит у вас смелости.
Свидетельство о публикации №216033100786