Дорога длиною в жизнь. Глава 17

Непричесанные мысли 3

По делам службы мне часто приходилось бывать в Москве. Нередко, купив какую-либо фигурку, я днем отказывался от обеда, ловил такси, бежал в гостиницу, чтобы еще раз взглянуть на новоприобретенную фигурку. До вечера, т.е. до окончания рабочего дня вытерпеть не мог! Затем дома я затрачивал уйму времени, пока подбирал место, где ей следовало стоять, а каждое утро начинал с того, что ходил здороваться со своими друзьями.
В цепочке этих событий одно из них занимает особое место.
В 1980 году по телевизору показывали какой-то ролик то ли китайского, то ли японского производства. Смотрели мы его всей семьей, речь шла о том, что в указанных странах специалисты вырезают из слоновой кости очень замысловатые фигурки, которые потом носят на поясе, как брелок. Иногда даже с ключами. Эти фигурки называются «нецке». Они очень популярны и достаточно дорогие. Очень много времени уходит на вырезку. Раньше мы о таких предметах и стиле их изготовления и использования даже понятия не имели.
Так вот в 1980 г. при очередной поездке в Москву, я в комиссионке увидел достаточно крупную конную фигуру, изготовленную в стиле «нецке» из цельного куска черного дерева. Она показалась мне настолько божественно красивой, что я просто опешил. Утром я был на работе. В середине дня сбежал в магазин, убедиться, не продана ли еще. Вечером опять зашел. Так продолжалось три дня. Мне уже завтра уезжать. Я не выдержал и спросил у знакомой продавщицы: "Почему эта фигура, которая мне так нравится, не продается? Или я ничего не понимаю, либо другие?" Она пояснила, что фигура принадлежала покойному генералу, долго служившему на востоке, выставляется уже второй раз.
 В первый она была втрое дороже. А люди не покупают потому что, во-первых, фигура имеет много повреждений. А во-вторых, люди, когда вкладывают серьезные деньги, хотят что нибудь более долговечное. Например, бронзу. Меня это, конечно совсем не убедило. Но у меня не было нужной суммы. Позвонил приятелям в Тбилиси. Они прислали мне в гостиницу человека, который был в командировке, но мог одолжить мне не хватающую сумму. Я улетал рано утром. Деньги, которые у меня были, я оставил ему.
Мы договорились с этим человеком, что утром к открытию магазина, он первым войдет в него. Увидит фигуру (она примерно 60-70 см. роста), купит ее. Затем завяжет ее в простыню, как я ему показал, поймает такси и отвезет ее к моему двоюродному брату, адрес которого я ему дал. При этом поручил, фигуру в руки брата не давать. Зайти, осмотреть дом, найти место, удаленное от окна (сырость) и от батареи (жар). Он выполнил все точно Я же был начальник.
Как мне представлялась картина? На следующий год Валера должен был поступать в институт. Так вот я решил, что кто больше всех в этом поможет, тому и подарю. Приехал домой. Рассказал Лене. Но на мою беду эта фигура мне снилась каждую ночь. Я влюбился в нее, подобно Пигмалиону. Лена даже ревновала. Очень много времени прошло, пока я как то успокоился. После этого я много раз бывал в Москве, и ни разу не пошел на свидание со своей пассией. Для чего мне свидание с женщиной, которую я все равно должен отдать другому.
Наступил следующий год. Мы с Валерой поехали в Москву, поступать в институт. Жить пришлось у двоюродного брата. Вот тут-то мы и свиделись. Она была неухожена, покрыта чуть ли не паутиной. Я долго приводил ее в порядок, пока не вернул ей былую красоту. С Валерой мы очень много поработали. Слава Богу, в институт он поступил. И тут мне стало предельно ясно, что наибольшую помощь сыну оказал я сам.
 Поэтому по всем правилам она должна принадлежать мне. Не без приключений, ее, наконец, доставили в Тбилиси. Тут встал вопрос о ее ремонте. Я пригласил знакомого скульптора. Он осмотрел, сказал, что сделана великим мастером. Но тут, же добавил, что если бы она принадлежала ему, он бы ее не чинил. Не приделывают же руки Венере Милосской. Но я тогда так не думал. Стал искать мастера. Обзвонил все музеи страны. И Эрмитаж, и Третьяковку, и т.д. Везде глухо.Либо нет специалиста, либо заняты.
Прошло, наверное, полгода. Однажды ко мне пришел мой знакомый скульптор со своим товарищем. Тот тоже учился в академии художеств. (Он был страшным пьяницей. Если запивал, это длилось месяцами. Но мастер был от Бога). В последнее время специализировался на изделиях из дерева. Он очень долго рассматривал фигуру, потом сказал, что сможет сделать, но при одном условии - если ему дадут рисунки сломанных, или недостающих частей.
Скульптор был близким нам человеком. Он пообещал. Я даже не знал, что он два месяца проторчал в публичке, просмотрел сотни альбомов, пока нашел что-то подходящее в монгольской коннице, сделал рисунки, увязал их с размерами фигуры и отдал мастеру.
У того фигура пробыла более года. Я несколько раз наведывался. Раз пришел, он, молча, сидит у фигуры. На приветствие не ответил. Вообще, по-моему, меня не заметил. Он сидел и, видимо думал. Я просидел, тоже молча, примерно полчаса, а потом встал и тихо удалился. Но все когда-либо кончается. Пришел день, когда мне сообщили, что я могу забрать свою фигуру. Все что можно, он сделал. Я заказал под нее столик и всю жизнь она стоит у меня в спальне. На общее обозрение я ее никогда выставлять не хотел. МОЯ!
Самое удивительное, что хотя я хорошо знал места повреждений, а, следовательно, и ремонта, искусство мастера оказалось настолько велико, что я даже с помощью сильной лупы не могу увидеть следы ремонта.
Я уже писал, что большинство антиквариата продал. Нельзя сказать, что с сердечным надрывом. Они мне нравились! Но раз понадобилось продать - значит понадобилось. А эту фигуру мне хочется, как старую подругу, сохранить до конца. Быть может, как символ дороги и движения, я даже помещу ее на обложку этой рукописи.
Должен сказать, что иногда среди фигур, которые я покупал, попадались такие, которые наводили на очень серьезные размышления. У меня сохранилась фигурка, величиною чуть больше, чем кулак. На ней изображена молодая женщина. По-видимому, преступница. Она обеими руками прикована к бревну, которое у нее за спиной. Судя по всему ее, ждет казнь. Но в ее лице, осанке столько высокого достоинства, что я всю жизнь желал и себе, если не дай Бог попал в такую ситуацию, найти в себе сил, держаться, как она!
Я так подробно описал одно из антикварных событий только для того, чтобы показать, что мы все-таки не жили совсем, как роботы. Были увлечения и, даже праздники для души. Меня всю жизнь огорчало, что я не смог своих сыновней заинтересовать своим увлечением. Они всегда с улыбкой воспринимали любую мою новую покупку, но особого интереса к этим вещам не проявляли. Я рад тому, что много лет тому назад подарил Валере бронзовую скульптуру огромного бойцовского петуха.
Все три девочки, пока были малы, мечтали догнать ростом петуха. А уже много лет он у него в доме, как семейный тотем!
Что-то я дарил и Жене. Но это скорее, как привет из дома, чем знак увлечения.

О чем я больше всего думаю в последнее время? Мне кажется очень несправедливым, когда новые поколения полагают, что они лучше владеют современной ситуацией, а знания и опыт, накопленные в течение всей жизни ветеранами, остаются невостребованными. К сожалению подобного рода, опыт носит почти повсеместный характер, и может быть, для этого существует объективная необходимость.
 Не знаю. Впрочем, миру известны случаи, когда очень глубоких ветеранов «вытаскивают из нафталина» и дают играть какую-то роль. Но это чаще всего случается в большой политике.
Мне всегда казалось, что основообразующие страну нации, мягко говоря, очень слабо работают с нацменьшинствами. В результате в большинстве стран формируются анклавы, живущие по своим правилам. В лучшем случае они замыкаются в себе и фактически не участвуют в общественно политической жизни страны пребывания. В худшем случае складывается открытое, либо слегка прикрытое противостояние между аборигенами и нацменами, позже попавшими в страну, либо с самого начала позиционирующими себя как, самостоятельное звено.
Если эти вопросы превратить в приоритетные направления внутренней политики страны, мне кажется, что возможны положительные изменения.

Немного о другом. О некоторых понятиях, которые в значительной степени формируют идеологию человеческого бытия.
В жизни часто возникают ситуации, когда человек чем-либо, или на кого-либо очень обижен. Первое чувство такого человека, это отомстить, взять реванш. Это, конечно не всегда удается, но желание, как мне кажется, есть всегда. Не скрою, что такие желания, в особенности в молодости, не чужды были и мне. В юности для меня не было более сильной книги, чем «Граф Монте-Кристо».
Прошли годы, и я стал думать, а насколько это оправдано, тратить всю жизнь на мщение? Быть может лучше предать некоторые вопросу забвению? Пусть «канут в Лету».
Аналогичные соображения я слышал от некоторых других.
 На старости лет я даже лучше стал понимать идеологию и смысл института дуэлей.
Совсем недавно я много думал на эту тему.
Вспомнил Евангельское «Мне отмщение, и аз воздам». А что это значит? Первоначально я даже думал, что Евангелие поощряет месть. Стал читать. Просмотрел несколько источников.
Оказывается смысл не в том, чтобы каждый человек сам мстил за свои обиды. Он должен это предоставить Богу.
Т.е. смысл заключается в том, что Богу передай свое желание отмщения, и он его воздаст. («И аз воздам», переводится, как: и я воздам.)
Конечно, отмщение далеко не лучшая человеческая добродетель.
Приемлема ли для человека подобная формула, каждый волен решать сам. Меня просто поражает, как древние мудрецы почти три тысячи лет назад сумели предусмотреть ситуации, которые и сегодня решить трудно.
Одно здесь представляется несомненным. Если в обычной жизни, ты не смог наказать обидчика, вся жизнь твоя может стать отравленной из-за неудовлетворенного самолюбия.
Действуя по Библейски, ты передаешь вопрос на волю Божью. А воля Божья нам не подконтрольна. Поэтому, когда и в какой форме он воздаст мщение, только в его воле. Однако здесь есть огромный плюс.
 Желая самому свершить мщение, и не имея для этого средств и возможностей, ты вольно, или невольно, страшно мучаешься.
Передав вопрос на волю Божью - ты просто веришь, что все будет, как надо! Именно поэтому сердцевину христианства составляет «ВЕРА».
При всем при том, я не беру на себя смелость рекомендовать, а как надо. Наверное, каждый для себя сам решает такие вопросы. Однако, вероятно, очень важно, чтобы подобные решения были от души, и соответствовали духовному миру личности.

Еще немного о других аспектах жизни.
Я вспоминаю, как лет 35 тому назад наш друг написал пьесу «Этериани». Она оказалась не понятой зрителем. С горя, мы трое близких друзей, вместе с автором поехали в ресторан, чтобы немного утешиться. Тамадой был я. Среди прочих тостов, я предложил, пусть каждый на салфетке напишет одно слово, означающее для него самую главную черту в достойном человеке. Появились такие слова, как «Мужество», «Мудрость», «Доброта», и еще что то.
Через некоторое время, я рассказал об этом эпизоде своей приятельнице. (Царство ей Небесное).Она сказала: «Жаль, что меня не было среди Вас. Я бы написала «Верность». Мне стало стыдно. С тех пор я понятие «Верность» всегда выдвигаю на передний план. Действительно, это самое главное при общении людей, и характеристике человека. Конечно, и все то, что мы писали в ресторане должно быть в человеке, или по крайней мере, хорошо, если это есть. Наверное, еще много черт можно перечислить, которые желательны у человека.
 Но все таки самое главное, что надо для жизни –это ЛЮБОВЬ! Не дай и не приведи Господь жить, или прожить без любви. Но любить невозможно без уважения!. Вот два краеугольных камня, которые я хотел бы, чтобы все мои близкие заложили в фундамент, той жизни, которую им еще предстоит построить! АМИНЬ!
Что касается меня, то я счастлив, что сам любил, и познал любовь в полном объеме.

Выше я несколько раз упомянул о Библии.
Принято считать, что это чисто церковная книга, и ее читают люди церкви.
Я думаю, что это не так. В этой огромной книге спресованно столько мудрых мыслей, что будь моя воля, я бы рекомендовал ее читать любому светскому человеку. Читая литературу ХIХ века, наглядно видно, что и поэты и писатели хорошо владели этим источником, и довольно часто использовали его в своих произведениях.
Мы часто используем кое-какие фразы, даже не подозревая, что они взяты из Библии.
Например, большевики построили всю политику на лозунге «Кто не с нами, тот против нас». Это фраза принадлежит Христу. Но несколько позже он сказал и другую не менее значимую фразу: «Кто не против нас, тот с нами». А этот лозунг, к сожалению власти уже не использовали. А сколько жизней было бы сохранено, если бы воцарился именно второй лозунг!
Конечно, трудно утверждать, что этот вариант построения общества не использовался по не знанию властей.
Но при доброй воле в Библии можно найти много вещей, пригодных на все времена и на все эпохи. Была бы воля!
Мне даже кажется, что и сама церковь недостаточно эффективно использует находящиеся в ее руках серьезные интеллектуальные источники. В большинстве случаев церковь привыкла быть под мощным крылом государства, что и формирует пути и методы ее действий.
Я, к сожалению, убежден, что самым мощным церковным органом были иезуиты.
Они запятнали себя очень многими вещами. Но по организации, интеллекту и многому другому у них есть чему поучиться.
Думаю, что подобные взгляды не понравятся ни церкви, ни властям.
Да я и не собираюсь никого в этом убеждать. Уж слишком много грехов лежит на иезуитах. Я просто всегда считал, что даже у самого заклятого врага, если он что-то умное и достойное знает, или умеет не грех поучиться.

Я достаточно хорошо понимаю, что «игра» идет к финишу и по мере возможности я пытался объективно показать и положительное и отрицательное из того, что встречалось на жизненном пути. Анализируя пройденный путь, с сожалением отмечаешь, что не так уж много сделано. Кроме того, что мы подарили обществу двух достойных сыновей, которые продолжат путь порядочных людей, особенно хвастать нечем.
 Но и это не совсем мало. Если каждая семья обогащала бы общество достойными людьми, было бы не так уж плохо. Тем не менее, меня не покидает чувство, что я что-то не доделал. И даже сегодня мне еще хочется сделать что-то достойное, значимое. Возможно надо, как в футболе уметь предлагать себя на свободное место и оттуда развивать атаку. Не знаю.
Знаю только одно, что никто ничего не предлагал мне на блюдечке с голубой каемкой. Жизнь научила за все бороться.
Когда-то я приехал в Англию к Жене. Он перестраивал камин. Я пошел с ним вместе в магазин. После продавщица у него спросила: «А что это Ваш папа все время в боевой стойке, как боксер на ринге?» Такое я на нее произвел впечатление. Как ни странно, она довольно точно определила мою жизненную позицию. Я всегда ждал откуда-то удара и приучил себя почти всегда сохранять боевую стойку. С годами эти способности поубавились, но совсем сойти с этих позиций, я не считаю себя вправе, пока живу!
Не знаю, возникнет ли у кого желание прочесть эти записи. Но если да, то непременно возникнет вопрос, а что за человек М.С.
Я готов облегчить задачу и дать ответ в своей интерпретации.

Нормальный парень. Человек долга.
Труженик. Никогда никому не изменял.
Наделал немало ошибок из-за повышенного чувства самолюбия.
Берег свое и других достоинство. Очень высоко ценил дружбу.
Хороший семьянин. Плохой бизнесмен.
Всего хотел достигать сам и крайне неохотно прибегал к помощи со стороны.
Человек, сыном которого называть себя не стыдно.

Но это, конечно, полушутливый текст. Просто мне хочется надеяться, что тот, кто прочтет эти записи, уж очень по-плохому мою «дорогу» не воспримет.!


Рецензии
И поставили бы фото в статью... Или даже это табу - моё и все?

Иван Москаль   31.03.2016 15:45     Заявить о нарушении
Уважаемые Иван!
Благодарю за отзыв!
Что касается фото, то оно в самой книге есть.
Но размещая в сайте материал по главам, обложку
и фото автора не поместили. Есть на моей странице
С уважением

Михаил Шаргородский   31.03.2016 21:26   Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил. Да, с размещением фото в Прозе есть проблемы.

Иван Москаль   02.04.2016 03:47   Заявить о нарушении