Памяти Александра Угрюмова - посвящается

 
         Этот рассказ посвящается  памяти  Александра Тимофеевича Угрюмова, выдающегося пилота, под руководством которого личный состав 566 военно – транспортного авиационного полка, впервые, осваивал самолёт Ан-124.

 Катастрофа произошла 20 лет назад  на аэродроме Турин в Италии.
               
**********************************            

С Александром Угрюмовым мы познакомились в войсковом приёмнике Балашовского высшего военного авиационного училища лётчиков в 1966 году.  Он оказался моим земляком из Вологодской области. Немногословный, с характерным северным акцентом в разговоре, немного застенчивый паренёк из сельской глубинки, - решил осуществить свою мечту стать лётчиком. Отменное здоровье и хорошие знания помогли ему пройти медицинскую комиссию и успешно сдать вступительные экзамены. По итогам конкурса, он был зачислен курсантом училища.
 Учебные будни целенаправленно приближали всех к заветной цели - летать.
 Как у всех курсантов, в курсантской среде, у него было свои курьёзы. Так при сдаче зачёта по азбуке Морзе, надо было отвечать на сигналы букв так: "К" - Константин,"С" - Семён и т.д. На сигнал буквы "М", он замешкался и ответил тем, что всегда близко в душе: "МАМА". Класс отозвался общим смехом. Ему долго припоминали эту оплошность, поддразнивая этим именем.
За четыре года учёбы в училище, были  освоены самолёты: Л-29, Ан-24, Ан-26.
В 1970 году, после государственных экзаменов, выпускникам училища присвоены звания «лейтенант». Перед молодыми лётчиками была открыта дорога в большое небо.
Александр Угрюмов получил назначение в город Арциз, /под Одессой/ в 37 военно-транспортный полк. Добросовестный, скромный лейтенант, в должности помощника командира корабля,  быстро снискал уважение и доверие командования. Через 3 года, закончив программу подготовки,  он становится командиром корабля Ан-12. 
 В 1975 году, по всем полкам ВТА,  подбирались экипажи для полётов на самом тяжёлом, в то время, самолёте Ан-22 «Антее».  Для уроженца северных Вологодских мест, с его неспешностью в характере и основательностью в работе, управлять таким самолётом, без сомнения, можно было доверить  Александру  Угрюмову.  Кадровая комиссия поддержала рапорт о направлении его для переучивания на новый самолёт. 
      Капитан Угрюмов становится командиром корабля Ан-22 в г. Иваново.  Успешная служба быстро продвигает карьеру лётчика. Через три года, он уже заместитель командира эскадрильи, майор. По рекомендации командования, направляется для поступления в академию.
С 1978 года – слушатель Военно - Воздушной академии им. Ю.А. Гагарина.    После её окончания, очередной этап службы  в 566 военно – транспортном полку /п. Сеща/.
 В это время, полк начал переучивание на новый тип самолёта Ан-124. Одним из первых, кто освоил полёты на этом самолёте, стал Александр Угрюмов. Под руководством командира полка, полковника А. Угрюмова, личный состав полка прошёл переучивание и освоение нового самолёта.
    В 1986 году он выдвигается  на должность  старшего  инспектора – лётчика  отдела боевой подготовки ВТА /г. Москва/.  В этой должности, под его контролем, выполнялись  все полёты экипажами ВТА, на самолёте  Ан -124. 
За период службы, полковник А. Угрюмов был награждён орденами:
 -Боевого Красного Знамени;
 -За службу Родине в Вооружённых Силах  3-й и 2-й степени, 
  многочисленными медалями  СССР и других  стран.
 
   Распад Советского Союза вынудил  многих авиаторов  покинуть Вооружённые Силы.
Опытного лётчика, наиболее подготовленного для полётов на самолёте Ан-124, охотно приняло к себе руководство авиакомпании « Аэрофлот – Российские международные авиалинии».
  С 1995 года, А. Угрюмов, в качестве шеф-пилота компании, продолжает полёты по всему миру.  Там, где была потребность в самом большом самолёте, там побывал  за штурвалом этого лайнера Александр Угрюмов.
  В октябре 1996 года, в авиакомпанию Аэрофлот,  поступила заявка на перевозку 50 итальянских автомобилей по заказу султана Брунея. 8 октября самолёт вылетел из Москвы в г. Турин.  Этот полёт  использовали для допуска к полётам на Ан-124 опытного пилота А.С. Бородай. Он входил в группу лётчиков – испытателей по программе космического челнока. Достаточного опыта  полётов  на тяжёлом самолёте Ан-124 он не имел.  А.Угрюмов был на правом сиденье, в качестве второго пилота.
 
Далее, из опубликованных официальных сообщений:
     «Длина полосы в аэропорту «Казелле» 3300 метров, однако часть ее, длиной 950 метров, была на ремонте, о чем было сообщено в Международном сборнике аэронавигационной информации «Jeppesen». Как потом выяснилось, экипаж не получил этой информации при вылете, а узнал, только выйдя на связь с диспетчером аэропорта. При этом оказалось, что глиссадный маяк системы ILS отключен.
 В момент посадки шел слабый дождь, видимость на ВПП составляла 1500 метров, нижний край облачности — 300 метров. Посадочный вес самолета — 211 тонн.
 Анализ записей бортового регистратора параметров полета показал:
 самолет пересек перенесенный порог ВПП на высоте 36 метров, что выше на 20 метров рекомендуемой для посадки по приборам.
 Пытаясь приземлиться в пределах располагаемой длины ВПП, командир убрал РУДы на «ноль» и поставил рукоятку реверса в исходное положение, что является нарушением рекомендаций Руководства по летной эксплуатации.
 Пролетев более 1000 метров (самолет без груза - легкий!) и не коснувшись ВПП, командир, по настоянию А. Угрюмова,  принял решение об уходе на второй круг. Попытка увеличить режим работы двигателей не соответствовала технологии ухода на второй круг, и три двигателя остались на полетном малом газе. Только двигатель № 3 был выведен на взлетный режим. Располагаемой тяги было недостаточно для набора высоты, и, пролетев 1500 метров за пределы ВПП, теряя скорость, самолет зацепился шасси за крышу двухэтажного дома и ударился о землю. При движении по земле он разрушил два дома и остановился, ударившись о стену большого сарая.
 На борту Ан-124 находились 23 человека.
 Два пилота, в недавнем прошлом, военные летчики - А.Т. Угрюмов (был на правом сиденье) и О.И. Припусков (стоял между сиденьями пилотов) погибли. Командир А.С. Бородай и бортинженер П.Ф. Мазуренко получили тяжелые травмы. Пятнадцать человек были ранены. На земле погибли двое граждан Италии.»
 Вот, так, неудачно сложились характеры и психологии двух человек. КВС Бородай, ранее, входил в группу лётчиков - испытателей, которые прошли подготовку по программе космического челнока "Буран". Эта программа предусматривала выполнение посадки космического корабля в любых неблагоприятных условиях. Психология этого лётчика была заточена только на посадку. (На челноке не предусматривался вариант "ухода на второй круг"). 
На психологию опытнейшего лётчика Угрюмова А. (на правом сиденье), видимо, оказывал влияние авторитет лётчика - испытателя. Он давлел над принятием решительных действий со стороны второго пилота. Запоздалое решение об уходе на второй круг привело к катастрофе.
   20 лет назад, оборвалась жизнь прекрасного человека, отличного лётчика, выпускника Балашовского высшего военного авиационного училища /1970 года выпуска/ полковника Александра  Тимофеевича Угрюмова.
  Память об этом замечательном командире, прекрасном лётчике и друге, - хранят многие авиаторы, которые знали этого человека.

 


Рецензии