Почему я не стал Генералом! - 5 глава - 10

      
      Глава - 10

    В последний день своего пребывания во Владивостоке,  я узнал случайно от одного из торговых моряков о том,  что караван судов, идущих из Америки,   был торпидирован и весь погиб,  в том числе и  пароход « Урицкий».
   Спасшихся никого не было, да это было очень печально,  так как я знал многих на нем,  когда тальманил,  в том числе жалко было и механика парохода.
   Но! История с «Урицким» оказалось не закончена!  Прошло почти 45 лет с того времени и вот однажды,  смотрю я передачу «от всей души»,  которую, как всегда ведет постоянный диктор Валентина.
   Передача шла из Владивостока, что - то 1985 - 87году о работниках Морского флота и вот вдруг она произнесла,  что в начале войны неизвестно кем, были потоплены наши торговые суда  в Охотском море.
  Почти все экипажи судов погибли и только чудом спасся один член команды парохода «Урицкий»,  который смог вернуться на родину,  в Советский союз, только после окончания войны с Германским и Японским фашизмом.
    Им оказался механик парохода,  тот самый о котором я и писал,  когда находился на Колыме,  в бухте « Амбарчик»,  да,  да  именно он,  так как тут она вызвала его на сцену.
   Да это был действительно он,  я его узнал,  но года, года… Он вышел на сцену в морском кителе, которые тогда носили, в том числе и я.
   Конечно, это был уже пожилой человек, но черты лица,  фигура была его. Показали и его жену,  сидящую рядом с ним,  объясняя попутно,  что два его сына,  по стопам отца тоже стали моряками.
   Я видел слезы на глазах его и ее,  и меня это тоже и удивило,  и обрадовало, и тоже подпирал комок слез, при виде, и слыша рассказ о нем.
    Правда   они ни словом не обмолвились,  а где же он был все эти годы с 1941 по 1945 включительно.
   Не рассказали как их торпедировали и кто?  Все это было как – то затушевано.
    Вот так я узнал, что он жив,  сколько перенес, это я пока не знаю. Собираюсь я послать письмо ей в Москву  на телевидение и во Владивосток в Морское пароходства,  узнать его адрес и написать письмо ему,  но не знаю, что из этого всего получится……

   Совершенно выпало как - то из памяти два случая,  за которые люди получили, один 58 статью на 10 лет, а второй тоже, но только 5 лет.
  Эти рассказы о своей судьбе я слышал в Коркадоне в бане,  где мы дневали при переходе в Верхний Сеймчан. 
   «Сам я родом из Донбасса,  работал на шахте,  жил,  как и все жили,  но вот в 1937 году постигла меня участь многих. 
   Однажды  одному из моих друзей не повезло,  ты ведь знаешь,  что в те времена многие горожане держали своих коров,  так вот его корову кто - то ударил в бок,  а она была стельная, ну и сбросила теленка.
   Тогда обязательно  надо было сдавать каждому владельцу мясо и молоко, а какое уже молоко от сбросившей  телке коровы?
    Да и мясо где? А закон говорил, сдавай, да и только?  А  он во время не заявил об этом в ветпункт,  ну и пошла канитель. 
    В общем,  обязали его сдать мясо, шкуру и масло,  а его у него нет.  Хоть покупай или себя сдавай. 
   Как он не бился, как не ходил по начальству,  все были как глухие.  Вот и сидели мы с ним за кружками пива, он рассказал мне все,  да и говорит:
    - Ну  ни как не понимают меня в исполкоме,  так что же мне делать?  Где же правда  то?
   И тут я вспомнил один из слышанных мною анекдотов,  как один монах правдой жил.  А, дело по анекдоту было так:
  Возращался однажды молодой купчик с гулянке,  на парной пролетке из села в город.  Голова с похмелья трещит,  разговаривать не с кем,  смотрит по дороге,  идет какой – то монах с палочкой,  а за плечами котомка с харчами.
   Поравнялся он с ним,  придержал лошадей,  поздоровался,  попросил благословления и спросил:
  - Куда Отче идете?
   - Да вот отвечает он иду в город.
  - Ну так садитесь,   я туда же еду,  подвезу Вас
  - Благодарствую с превеликим удовольствием, что – то ноги уставать стали, видно стар уже ходить проповедовать.
  - А как же Вы Отче живете,  чем питаетесь, что проповедуете?
    -  Свет же не без добрых людей, ночевать в  избе пускают, а где и в лесу, в поле заночуешь у костра, питаюсь же божиим подаянием, людей добрых.
  А проповедую я,  слово божье,  правду на земле проповедую.
 «Ах! Правду», - подумал купчик, сейчас в городе проверю я твою правду.
    Вот за разговорами и въехали в город.  Остановившись около трактира, привязав лошадей и навесив им на голову торбы с овсом.
   Купчик со словами:
   - Вы наверно Отче проголодались?  Да, и я тоже, не побрезгуете со мной, что либо откушать, -  обратился к монаху.
 - Благодарствую,  - ответил он.
  И, вот они сидят за трактирным столиком один против другого. Подбежавшему официанту - половому, заказал себе штоф водочки с селедочкой,  поглядел на монаха,  а тот отрицательно покачал головой, тогда он ему  заказал котлет «Пожарских», да  чайник чаю… 
   Купчик выпил свою водочку, закусил, сразу стало,  как бы легче голове, подождал когда закончит трапезу « божий странник»  и говорит:
  -  Ну, как отец мой покушали?
  -  Благодарствую, - ответил он и перекрестился.
    - Ну тогда все, будем брать расчет – сказал купец .
  Человек! - Крикнул он половому,  тот подбежал и спросил:
    - Что прикажите?
   – Расчет. Половой быстро подсчитал в уме и говорит:
   -  С Вас три рубля двадцать пять копеек.
  - Хорошо ответил купчик,  давай сдачу.
– Помилуйте, ответил половой, какую сдачу?  Вы же мне совсем не платили!    - Как какую сдачу? Я тебе дал 10 рублей,  должен три рубля двадцать пять копеек, вот и давай сдачу?
   – Но , я не видел от Вас денег?
  - Как это не видел? Немедленно давай сдачу, - купчик конечно ничего не платил, но задумал эту шутку нарочно,  узнать скажет, нет монах правду или нет.
  На шум разговора купца с половым появился сам хозяин трактира и узнав в чем  состоит спор,  говорит половому - сейчас же отдай сдачу,  а тот упирается - какую сдачу, он мне не давал денег.
   – Я, говорю сейчас же сдай сдачу - отвечает хозяин.
  Все трое купец, половой и хозяин стоят около столика,  за которым сидел Божий человек - монах, опустив глаза к низу.
   В конце, концов половой достает деньги из кармана и отсчитывает купцу 6 рублей 75 копеек, при этом  зная, что эти деньги у него вычтет хозяин трактира.
  Тут он,  отдав купцу деньги, поднял глаза и руку к небу и говорит:
  -  Так, где же, правда, то?  А, купец, указав на монаха, сидящего за столом, произнес
  - Правда?  Она наелась и молчит!!
   Вот и весь анекдот, я рассказал  его своему приятелю,  мы вместе с ним посмеялись, над незадачливым монахом,   допив свое пиво, ушли.
  На следующий день, ночью к моему дому подъехал черный воронок и вот я враг народа!
  Ну,  ладно это было в 1937 году,  при власти «Корифея» - злодея, так оно и было,  даже похлещи,  когда он везде искал врагов народа.
  Не ведая, что враг - то народа он сам и его приближенные подхалимы.
 А, вот второй случай, который рассказал Зэк из Каркадона, этот уже произошел буквально за год перед началом войны - третий мировой войны, почему третий?
   Позднее напишу и почему я ее не называю Отечественной, тоже поясню, как я считаю. 

«И так,  как ты знаешь Одесса город портовый, всякого люда там полно и хороших и плохих, и своих и иностранцев.
  Плавал я там на одном сухогрузе,  возили мы нашу Российскую пшеничку в разные страны,  а последнее время зачастили в Германию,  ну  и видел я их там «новый порядок».
  Чувствовалось, находясь у них на берегу,  что презрительно они относятся к нам русским,  даже как – то брезгливо,  а кругом у них одни военные марши, да  Хайль Гитлер!
  Видели мы с нашими парнями,  что хотя и пишут наши газеты,  что Гитлер строит свой Национальный Социализм,  но что - то он здорово  Капитализмом попахивал,   да еще и чистокровным немецким национализмом. 
    И, вот прибыв в Одессу с очередного рейса, получив аванс,  как правило, отправились мы в ближайший кабачок.
   Отпраздновать свое благополучное прибытие на родную землю, в родной город,  где хотя и не важно мы жили,  все эти годы,  да зато у себя, среди своих и плохих, и хороших россиян.
  Сидим, балакаем, рассуждаем на разные темы,  но вот, когда хорошо подпили, что - то мне взбрело в голову насчет Германии. 
  По всей вероятности то,  что один из присутствующих с нами,  но не нашей судовой команды,  стал распространяться насчет того, что вот, мол, с Германией договор,  они нам теперь друзья, и так далее.
   А, я возьми да и брякни, что Гитлер белый фашист,  да им и останется,  да и все они там фашисты.
  Вот увидите, что воевать с ними придется,  не я буду, если это не так. Конечно, это мною было сказано в подпитом состоянии.
   В общем прошло два дня и меня,  голубчика ночью арестовали,  предъявили мне агитацию против Советской власти,  и за то,  что Гитлера назвал фашистом, тогда, как сейчас у нас мир с ними и так далее.
   Одним словом перед самой почти войной,  схлопотал я пять лет,  как контрик.  Но  вот сейчас,  когда я здесь,  то понял,  что язык мой,  враг мой!
   Уж лучше молчать, да поддакивать во всем, чем проявлять кукую – либо активность». 
               
    Но, вернемся к Владивостоку и так билеты у нас на руках.  Мы, все трое плюс дочь Александра,  уже вечером часов в 7 - 8 сидим в вагоне поезда Москва - Владивосток.
  Мы трогаемся в путь.  Прощайте Колымские горы и Дальний Восток…. 
  Не мог я знать,  что пройдет много, много лет, и я вновь увижу Хабаровск, Приморье и постою на краю нашей земли, а дальше море, море…..
  Перед отъездом я все же не забыл купить мое  любимое «Донское Шампанское», но    одну бутылку.
  Много позднее,   через десятилетие я как  - то снова пробовал это «Донское»,  но толи оно стало не то,  толи я не тот,  но  вкус  показался  мне другим.
   В перегоне, где - то между Волочаевской и Хабаровском, а  мне досталась боковая нижняя полка, через купе от Александра с дочерью.
   Будит меня он  и говорит:
   - Сергей! Вставай ко мне в купе сели две девицы… где твоя бутылка, пойдем.   Я  встал, оделся, взял свое «Донское»  и туда, к нему в купе.   
  Вижу,   да  две молодячки,  но только в солдатской одежде, познакомились,  едут они до Омска,  так сказать мне землячки,   ну и повод для распития этой бутылочки шампанского.
  Конечно этой бутылки нам было мало и мы с агитировали нашего проводника - мужчину купить что - либо из спиртного на ближайшей станции.
        Конечно и ему  кое - что перепало в карман, иначе он бы не пошел.
   Так и шли разговоры,  пополам с выпивкой.  Оказалось, что наши дамы были демобилизованы из армии по беременности.
   Правда это пока у них не было заметно, и  обе они были замужем,  но детей не имели,  вот их и взяли в армию.
   Прослужив три месяца оказалось, что они беременны,  вот их и отправили домой. 
   Через одно купе от нас, ехали какие - то военные ребята,  в звании сержантов,  четыре человека,  а старшим у них почему - о был просто солдат с карабином.
  Они тоже всю дорогу бегали за бутылками,  на станцию,  но в нашу компанию пока не входили.
  Так и ехали мы до самого Хабаровска:  пили, ели и наши компаньоны от нас не отставали.   
   Толи с горя,  толи от радости,  что  от 464 армии избавились,   да и думали, что уехали пустыми,   а  возвращаются с    будущими  детками……..

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/04/02/1408


Рецензии