Боготол до революции -2часть
А.Тепляшин: 100-летию г. Боготола посвящается (г. Боготол, 1993 год)
Да ведают потомки православных
Земли своей минувшую судьбу.
А.Пушкин.
В нас вселилось такое всеобъемлющее начало, как забвение, а зачастую, и отвращение к нашему прошлому. Мы готовы обвинить наших прадедов и дедов во всех земных грехах. Это, наверное, оттого, что все мы вдруг захотели без особых усилий попасть на цивилизованный праздник жизни, причем в качестве гостей. Но немыслимо жить в России по-американски, как и в Америке по-русски. «Почитай отца своего и мать свою», — гласит одна из главных заповедей. Во всем цивилизованном мире помнят своих предков до седьмого колена. Только мы нередко не знаем имен своих прадедов и прабабок, т. е третьего поколения.
Так переводится с тюркского название нашего древнего поселения. С древних времен небольшая пойма реки Чулым - привлекала людей своей красотой и обилием своих богатств. Обширные заливные луга и плодородные почвы позволили определить: «Земля хлебородна, овощна и скотна». В XVII веке в Аргинской излучине проживали немногочисленные тюркские племена, которых называли чулымскими татарами. На карте расселения причулымских племен в «Истории Сибири» на территории Боготольской волости проживало племя басагаров, а на территории Красноречрнской волости — племя калмаров. Басагары и калмары были вечными данниками (кыштымы верные) кыргызскому княжеству Алтысарскому. В свою очередь алтысары были данниками монгольского Алтын-Хана. Постоянные набеги кыргызских князьков на русские поселения вокруг Томского и Красноярского острогов принудили томского и красноярского воевод вести борьбу с немирными соседями. В 1641 году под руководством томского воеводы Якова Тухачевского был построен Ачинский острог в верховье реки Чулым у озера Сизирим, около современного села Сереж.
Теперь Кыргызский рубеж проходил через Каштацкий острог в верховьях реки Серта через р. Урюп, Береж и озеро Белое на новый Ачинский острог. Но через год Ачинский острог был сожжен, и рубеж был нарушен немирными кыргызами. Тогда в 1642 году отряды под руководством томского Воеводы Н Тухачевского и красноярских воевод М Кольцова и С Коловского, соединившись близ излучины Чулыма, за рекой Белый Июс нанесли кыргызам мощное поражение, после которого они не могли больше осуществлять ежегодные грабительские набеги, дали «шерть» (присягу) навечно и выдали аманатов (заложников). Больше всего кыргызы предпочитали грабительскую тактику. «А как государь, они, кыргызы, пришли войною в Томский уезд, преж бою выжгли в деревне пашенных крестьян шесть дворов, да перекололи копии женского полу баб да девок пять человек, да мужска полу трое ребят; а лошадей и рогатой скотины взяли малое число» (Безъязыков Л «Красноярск изначальный»). Несмотря на убедительную победу и данную присягу князей, набеги кыргызов продолжались Немногочисленные отряды казаков и служилых людей из редких острожков не могли защитить местные причулымские племена и пашенных крестьян В 1683 году, где речка Ачинка впадает в р Чулым, на землице ачинцев был построен Ачинский острог, который дал возможность для развития пашенных поселений. И только к 1703 году сложились благоприятные условия для развития русских поселений в Причулымье. Пришедшие с юга черные калмыки, теснимые Алтын-ханом, увели кыргызскую знать в предгорье Тянь-Шаня.
Несмотря на то, что в Красноярской и Томской округе к 1643 году в ста и более верстах от острогов были пашенные селения, в Ачинской округе этот процесс несколько затянулся. Первые крестьяне на пашне работали под охраной служилых людей. На многих полях стояли клетки (деревянные срубы), в которых в случае нападения «отсиживались вогненным боем».
Еще в 1685 году поставка хлеба из-за Урала полностью прекратилась, а поиски пашенных землиц и заведение государевой пашни продолжались. Первыми поселениями пашенных крестьян в Причулымье близ Ачинского острога были села Боготол, Красная Речка, Коробейники и др., которые развились из 2—3-х дверных деревенек, расположенных на еланях на берегах речек. От них рассыпались по малым еланям наезжие заимки, которые позднее превратились в деревни.
Когда образовалось село Боготольское, ныне Старый Боготол? Многие его возникновение связывают с Московским трактом, который был проложен через Красноярский уезд в 1735 году. К этому времени Московский тракт был хорошо домерен, обслуживался ямскими лошадьми, был оснащен верстовыми столбами. Однако есть сведения, что проходил этот тракт южнее села Боготольского за Аргой через Балахту по кыргызскому рубежу. Есть документальное тому подтверждение. Указом императрицы Елизаветы Петговны от 10 декабря 1751 года, предписывалось всем притрактовым селам вести «подворную гоньбу» на определенных участках дороги. Одновременно сообщалось об изыскании новой дороги в районе реки Чулым: «Казачий сотник Ломов, по прибытию обратно в Томскую канцелярию рапортом объявил, что-де следовал он, Ломов, до Енисейского и Красноярского ведомству, во Ачинский острог и освидетельствовал ту прямую дорогу, и оная-де является через Ачинский острог в Красноярск и в Енисейск летним, и проезжающим людям весьма способна, и против прежней дороги 70 верстами менее, а гор и болотных мест малое число» (Ярилов А. А. «Былое и настоящее сибирских инородцев» 1889 г.).
Однако дорога, открытая сотником Ломовым, существовала в более раннее время. Если учесть, что существовал довольно оживленный речной путь из Томска до Красноярска по Чулыму и Кемчугу, где были поставлены три острога: Уртомский, Мелецкий и в среднем течении реки - Ачинский, то необходимость сухопутного пути от Красноярска до Ачинска была очевидна, но он была малопроезжий в районе Старой Козульки. От Ачинска до Мариинска эта дорога связывала многие пашенные поселения лесостепной узкой полосы, которая простиралась с запада до верховьев реки Улуй. Еще в 1635 году «В Томский город на лошадиной покупки послано с красноярскими служилыми людьми с Фомкою Федуловым и со Жданком Фондяевым сто рублей». Не могли же они прогнать не один десяток лошадей по кыргызской земле, когда не был определен рубеж. Вследствие этого можно предположить, что эти селения существовали в начале 18-го века. А с открытием постоянных перевозок по Московскому тракту через Ачинск они быстро развивались и стали крупными торговыми центрами. Но, к великому сожалению, документальных данных о селе Боготольском и Краснореченском нет до 1771 года, когда через Боготол проехал исследователь Сибири, академик Петербургской АН Петр Симон Паллас: «Сия деревня стоит из 160 домов, из которых переселены сюда из Енисейска, а прочие суть сосланы из России на поселение крестьяне. Оная деревня принадлежит вместе со всеми от Сусловки новыми деревнями под Красноярск и имеющая главный надзор над поселениями начиная с самого того места до Ачинского острога. Сын боярский имеет здесь свое пребывание и контору. Сказывают также, что в сей стране будет построена винокурня (Боготольский Завод), коя хлеб весьма близко и дешево доставить может. В Боготоле находятся также соляные магазины, в кои с лежащего на Белом Июсе озера соль привозят».
Н А, Радищев в своих «Записках путешествия в Сибирь» 12 сентября 1791 года писал: «Боготольское село на Чулыме, которого один берег плоский, а другой гористый. Хребет гор вышел мысом к Чулыму, который его обошел, протекая сперва от юга, потом от востока, там от запада, и наконец склоняясь к западу в Обь». А возвращаясь из Илимска 2 марта 1797 года писал: «От Ачинска до Красноярской, проехав Чулым, поля обширные. Селения есть по Чулыму, а вниз подале -Сатара — Краснореченекий Завод, который в 5 верстах, возят хлеб из Красноярской округи по 27 к пуд 70 .казанов, тож на Боготолъском». А 3 марта: «До села Боготольского — 29 верст. Дорога идет полями, еланями и березниками».
К концу 18-го века Московский тракт представлял собой основную весьма оживленную транспортную артерию, которая приняла почти весь грузопоток с водных путей. Здесь почти сплошной вереницей от Томска до Иркутска тянулись обозы, груженые товарами, мчались фельдъегерские и чиновничьи тройки, скрипели груженые скарбом переселенческие подводы, спешили почтовые и обывательские подводы, тянулись этапы ссыльных. Купцы летом доставляли до Томска товары водным путем. Зимой эти товары по санному пути следовали на восток. Таким образом, перевозилось, до 4-хмиллионов пудов.
Круглый год по факту везли чай, бумажные ткани-(китайка, доба и пр. ), шелк, сахар-леденец и разные мелкие товары. Чай составлял 90 процентов перевозок: 80 тыс. тюков доставлялось в Москву, 60 тыс. тюков на Нижегородскую ярмарку, 10 тыс. тюков оставалось в сибирских городах, а 2000 мест оставалось в притрактовых селах. В Китай везли русские товары: пушнину, фабрично-заводские изделия, сукна, плис, шерстяные, хлопчатобумажные и льняные материалы, писчую бумагу, зеркала, сундуки, металлические изделия. Перевозки по тракту образовали транспортную промышленность. Зажиточные притрактовые крестьяне и крупные транспортные фирмы (Кухтерина, Пушкова, Королева, Корнилова и др.) осуществляли все транспортные операции. Привлекали крестьян «гонять гоньбу» или ямщину. В притрактовых селах извозный промысел вызвал развитие кузнечного, шорного, санного, тележного, бондарного и других ремесел. Эти села отличались от других сел богатством построек, оживленностью, здесь сильно развивались товарно-денежные отношения, резко отличавшие работников от хозяев-предпринимателей. На крупных станках сосредоточилась основная масса торговых заведений, содержатели постоялых дворов вели торговлю фуражом и скупку, подряжались на извоз, давали деньги в рост, закабаляли извозчиков и кустарей. Извозным промыслом занимались 16 тысяч ямщиков, при этом использовались до 80 тысяч лошадей. Немалая доля этого дохода приходилась на боготольских крестьян. Только бывший чаерез Евграф Кухтерин стал владельцем 3500 лошадей, на него работали 1500 ямщиков. Его конторы были почти во всех городах от Томска до Иркутска. В этих конторах подряжались на извоз и крестьяне Боготольской волости.
Свидетельство о публикации №216040101646