Боготол до революции -3часть

 Содержание тракта тяжким бременем ложилось на плечи крестьян, которые помимо государственной платили земскую подать на содержание почтовых станций! устройство и поддержание трактовой дороги, мостов, гатей, этапных помещений. Сюда же входило и содержание уездного управления, казенных присутственных и учебных заведений и тюрем. Помимо государственной подушной и оброчной подати и земской подати были еще и мирские сбору на поддержание проселочных дорог, содержание перевозов, хлебных магазинов (складов), волостных и сельских управ. Крестьяне отбывали подводные, дорожные, строительные, постойные и другие повинности. Поэтому не случайно «в изнеможении» (прошении) ямщиков села Боготольского 27 марта 1767 года, крестьяне жаловались в Уложенную, комиссию нового законодательства, созданную Екатериной II, на непомерные тяготы ямщицкой жизни. Жаловались на дальность перевозок: «… команды почасту перевозим от Томска до Красноярска», на «изнурение лошадей», на «исправление» мостов и «расчищение дорог». Жаловались, что им приходится нанимать за свои деньги перевозчиков через Чулым у Ачинска, а «сверх же всего того еще состоим в платеже подушных 7, 4 и 6-гривенных денег…» и «приходим уже в крайнее разорение». Это прошение хранится в центральном госархиве древних актов, как о том свидетельствует В. Усков. Писано это прошение было посельщиком (поселенцем, ссыльным) Степаном Тетехиным с ведома старосты села Семена Лопахина и подписано Иваном Фалеевым от имени ямщиков: Силы Уросова, Ипатки Прутова, Михаила Назарова, Антипа Лочекутова, Ивана Шушакова, Ивана Пестерева, Ефима Данилова, Андрея Шатникова, Трофима Аржанникова. Большинство этих фамилий сохранилось до наших дней.

Заселению Сибири пашенными крестьянами уделялось большое внимание правительством, так «как перевозка хлеба для охотничьих ватаг из-за Урала обходилась очень дорого, а потребность в мягком золоте была чрезвычайно велика. Еще в XVI веке Царем Алексеем Михайловичем наказывалось воеводам Сибири искать пашенные землицы и заводить государевы пашни. Это значило, что крестьянин-поселенец должен был вести свое хозяйство из расчета 4-х десятин «собиннной запашки», т.е. собственной пашни и одной десятины казенной государственной запашки.

Лесостепные ландшафты в среднем Причулымье протягивались узкой полосой с запада на восток до верховьев р. Улуй и были весьма пригодны для пашенного земледелия. Население близлежащих деревень в XVIII веке быстро росло не только за счет «охочих людей», но и за счет опальных, ссыльных, а также по прибору, т. е. по организованному переселению крестьян из освоенных сибирских уездов. Большинство гулящих людей (беглецов) в Сибирь приходили «душой и телом» и не могли завести свое хозяйство. Воеводское начальство, желая организовать государеву десятину, смотрело на гулящих людей несколько либерально, записывало их под вымышленными именами, «не помнящими роду и племени» и выдавало денежную и натуральную ссуду, которую надлежало возвратить Помимо беглых крестьян среди охочих Людей было большинство «по указу» и «по прибору» т. е переведенцы из русских северных губерний государственных крестьян, где не было частновладельческих (крепостных). В 1768 году от Томска до Красноярска было поселено 289 ревизских душ ссыльных. Согласно сенатскому указу 1760 г. «за предерзостные поступки» помещикам представлялось право отправлять в Сибирь своих дворовых людей и крестьян в зачет рекрутов. Отправлять полагалось с семьями мужчин не старше 45 лет, пригодных к хлебопашеству. Был еще один способ переселения крестьян, из западных городов Сибири: «Отбирать и отсылать в Томский разряд крестьянские семьи заводных прожиточных лучших людей». Так были переселены многие наши предки. «Пришел на Чулым тобольский мужик с семьей. А в Тобольск наши пришли из Архангельска», — рассказывал дед Михей. Большая часть поселенцев нашей округи люди, пришедшие на вечное поселение после каторги. На каторгу попадали по разным причинам: кто за пьянство, за буянство, за подделку векселей.

В Боготольском винокуренном заводе отрабатывал каторжные работы чудотворец Даниил Столпник, крестьянин Полтавской губернии, участник Бородинского сражения. Он увлекся сектанством. В 1824 году отказался нести военную службу, за что был сослан. Заводской самодур-пристав длительное время издевался над ним, обливал его на морозе водой, но свергнуть убеждений верующего не смог. Вскоре пристав сильно заболел, но старец Даниил его исцелил, за что последний добился его освобождения. Даниил ушел вниз по Чулыму, близ Зерцал построил себе хижину и выполнял разные портняжные работы окрестным крестьянам, но платы за работу не брал, а жил подаянием. О его отшельничестве и святости жизни знали многие купцы и почитали его как чудотворца. В 1887 году в Зерцалах была построена каменная церковь в честь старца-чудотворца. Почти в это же время в Красной Речке проживал загадочный старец Федор Кузьмич, по легенде - император Александр I, описанный в неоконченной повести Льва Николаевича Толстого «Посмертные записки старца Федора Кузьмича, умершего 20 января 1864 года».

На территории современного Боготольского района существовало две волости: Боготольская и Краснореченская, которые в 1782 году были приписаны Ачинскому уезду Томской губернии. Территория Боготрльской волости охватывала всю западную часть аргинской излучины и по ревизской сказке насчитывала более 2000 душ мужского пола. Во второй половине XVIII века в Причулымье производилось такое количество товарного зерна, что стало возможным немалые излишки перерабатывать на месте Винокурение, самое значительное приложение капиталов, сыграло большую роль в обогащении государственной казны. В 70-х годах два винокуренных завода — Боготольский и Краснореченский — производили в год 10 тыс. ведер водки каждый. Продукцию этих заводов легко можно было транспортировать по всей Сибири и за Урал. Пшенное дело в то время было строго монополизировано казной.

Вся хозяйственная деятельность контролировалась государственными чиновниками-целовладельниками. Приказчики и прочий чиновный люд целовали крест и давали клятву на верность государю. Им строго наказывалось: «Досмотреть за пашенными крестьянами на государевом поле, на десятинной пашне, измерять триаршннной саженью, проверять, мягко, ли пашут, вовремя ли убирают, вести учет сжатого хлеба, смотреть, чтобы и свои пашни пахали неоплошно, чтобы работали со всяким прилежанием, усердным правым радением без ленности, прача своему жителю и пашенному своему прибытку богатели». При обнаружении неубранного хлеба виновного предписывалось «бить батогами нещадно за нерадение на пашне». По левобережью на обширных лесных еланях, удаленных от поселений, строжились наезжие заимки. Сеяли озимую рожь, пшеницу, ярицу, овес, ячмень, гречиху, просо, лен, коноплю. Средний урожай в 1870 году в Ачинском уезде составлял в самах 4 сама, т е пуд сеял — 4 собирал. Нормальным считался урожаи самсем, т е с пуда — семь пудов. Землю обрабатывали самодельным инвентарем. Здесь господствовало захватное землепользование. Крестьянский начальник Мариинского уезда, куда входила Боготольская волость с 1823 года, А А Штирен отмечал, что при захватном способе пользования землей «более сильные семейства стесняют слабые или переселяющиеся позднее, а «мир» часто не умеет или не желает поправлять эту несправедливость». К концу XIX века вольный захват свободных земель стал ограничиваться. И тем не менее нам не известны случаи земельных конфликтов.

К середине XIX века с. Боготол стало значительным торговым центром близлежащей округи, здесь, как и в других крупных селах, практиковалась ярмарочная торговля. Важное место в торговле занимал сбыт сала, масла коровьего, кож, овчин, зерна, муки и изделий кустарного промысла. Через своих торговых людей поддерживались связи с крупными торговыми центрами. Цены на сельскохозяйственную продукцию находились в прямой зависимости от связей с торговыми центрами через купцов-посредников.

По воспоминаниям жителя села было 616 хозяйств 42 двухэтажных дома. На базарной площади 13 лавок и 12 лавок в домах торговых людей, казенный кабак (питейное заведение) и 11 частных кабаков, почтовая станция и 18 постоялых дворов. В энциклопедии, изданной Санкт-Петербургским товариществом «Просвещение» в 1896 году село Боготол характеризовалось как значительный пункт хлебной торговли, близ села работал винный казенный завод (Б Завод), 4 кожевенных завода, 5 мукомольных мельниц, 3 кирпичных завода. В это время в селе проживало 4673 жителя. Для них была православная церковь, еврейский молитвенный дом, две богодельни, два сельских училища — мужское и женское, лепное училище (Гремяченская школа лесных кондукторов), которое готовило специалистов леса, больница.

Управлялась волость сельской управой, во главе которой стоял волостной старшина, который опирался на выборных -сотских и десятских. Делами управления ведал волостной голова и писарь с шестью помощниками. Все мирские дела решались на сельском сходе. Полицейские дела исправлял стеновой пристав, судебные — камера мирового судьи. Все земельные вопросы решал крестьянский начальник и переселенческий начальник. По свидетельству учителя Наумова А. А., до 1910 года еще существовал «деревянный этапный, пункт уже без окон, стены которого исписаны именами» Этапный дом стоял напротив современной водокачки Так или примерно так выглядел Старый Боготол.



В 1857 году граф Муравьев Амурский получил в Иркутске ходатайство американского посла Коллинза о концессии на постройку в Сибири железной дороги. В конце второй недели пакет с сургучными печатями уже лежал на столе чиновника императорской канцелярии. Фельдъегерь преодолел путь более 5 тысяч верст, делая в сутки более 470 верст. Русская упряжка, снаряженная сельскими умельцами, впряженная в оглобли саней, ходков, с расписной дугой, с набортными хомутами и шлеями отличалась от западных упряжек своей практичностью. Только такая повозка могла обеспечить быструю езду по таежному бездорожью и ухабистым снежным трактам России. И мчались тройки, оповещая округу звоном поддужных колокольчиков и мелодичным воркованием шор кунцов-бубенцов. Лихо ездили сибирские ямщики! Постройка Сибирской магистрали волновала многие деловые круги, которые рассчитывали получить громадные прибыли на этой стройке века. В мае 1890-года, американский генерал Беттерфильд обратился в Российское министерство финансов с предложением образовать комитет для постройки и эксплуатации Сибирской железной дороги на основе гарантий правительства доходов в течение 80 лет и беспошлинного ввоза американских материалов. Правительство отклонило это и другие предложения. Оно заняло твердую позицию строить дорогу средствами казны без прямого участия иностранного капитала.

В феврале 1891 года принято решение строить дорогу с двух точек: от Челябинска и от Владивостока почти 7 тысяч километров. На строительстве работали привлеченные из центральной России опытные строители, местные крестьяне, солдаты, казаки, арестанты. В 1885-96 годы на строительстве работало до 86 тысяч человек. Изыскательские работы начались значительно раньше. В 1891 коду начальником изыскательской партии Западно-Сибирской дороги стал инженер и писатель Гарин-Михайловский. Участок от Мариинска до Ачинска изыскивали инженеры: Димов, Любарский, Рабинович. Изыскивались самые удобные места для прокладки пути. В.основном они проходили по водоразделам близ Московского тракта. И напрасно у нас еще до наших дней муссировались слухи, что сельские жители противились тому, чтобы железная дорога прошла через село. Торговым людям выгодно иметь надежный путь продвижения товаров. Но рельеф местности не позволил провести дорогу через село, и станция Боготол, как и другие станции, от села и тракта отступила на 5 км на север. И теперь этот участок дороги от Мариинска до Ачинска - самый удобный для движения тяжеловесных поездов на всем протяжении Красноярской дороги. Место расположения станции выбиралось по возможному расстоянию пробега локомотивов от заправки до заправки. Станция Боготол расположилась хоть и на болотистых грунтах, но на равнинной местности с возможностью перспективного строительства. Строительство дороги велось в невиданно короткие сроки. В среднем по всей дороге ежегодно приращивалось по 650 километров пути. От Мариинска до Ачинска, помимо специалистов из центральной России, привлекалось большое количество крестьян с окрестных притрактовых сел и близлежащих деревень. Многие крестьяне работали на своих лошадях на подвозе леса, камня в свободное от полевых работ время, в надежде иметь дополнительный заработок. Часть крестьян, не имеющих своего крепкого хозяйства, переходили на постоянную работу, окончательно порывали с нелегким крестьянским трудом и связывали свою судьбу с железной дорогой, пополняя собой развивающийся рабочий класс. Работы велись в неимоверно трудных условиях от восхода до заката солнца. Вот как свидетельствует грамотей-десятник об участке дороги на восток от Мариинска: «Скитались хуже бродяг. Места попались поганые, тайга, болота с ржавой застойной водой (пили, процеживая через тряпочку), тучи комаров, такие плотные, что на закате дальние деревья виднелись как бы сквозь густую пелену, спали вповалку на полу шалаша, покрытом еловыми ветками».


Рецензии