Боготол -смутное время 2 часть
«Жизнь крестьянская не шутка: не ленись, учись, Анютка, мутка!» — писал Демьян Бедный. В начале 20-х годов развернулась кампания под лозунгом: «Долой неграмотность!». С 1925 года в районе и городе функционирует районный совет народного просвещения — СНП, который объединяет под свое начало все культурно-просветительные учреждения района и города. .Открываются школы, библиотеки, клубы (народные дома), избы-читальни. В городе уже в 1924 году работает девятиклассная школа. Эту школу называли по фамилии заведующего Штамовской. Заслуженный врач БССР Мария Леонтьевна Плуготарь пишет, что в 1924 году окончила железнодорожную школу, где заведующим школы был Богашев С. М., и поступила в Томский государственный университет. Она же сообщает, что в 1925 году работал пионерский лагерь на Гремячке. В 30-х годах в городе функционировало три средних школы: две железнодорожные, №38 и 56, и городская средняя школа №4, и две неполные средние школы НСШ: железнодорожная школа № 32 и городская № 1 «КИМ», расположенная на углу улиц Пожарной и Советской. Кроме того, в городе работали начальные школы: №2 «Серп и молот» на Советской Улице, школа №3 и №5, которая в приказах почему-то именуется под №5 65, и школа №6.
До 1934-го года школы разделялись на две категории: школы первой ступени и школы второй ступени. Школы первой ступени были пятилетние, в 1934 году реорганизованы в начальные четырехклассные. Школы второй ступени — средние общеобразовательные в составе 6—9 классов, с 1929 года в них открылись 10-е классы. В селах работали школы крестьянской молодежи (ШКМ). В 1923—1934 годах ШКМ были трехгодичные сельские общеобразовательные школы на азе начальной школы, они сочетали семилетнее общее образование с теоретическим и практическим изучением сельского хозяйства. В городе на 1-ой Зарельсовой улице работала татарская начальная школа им. Тукая. В ведении райсовнарпроса находились все городские и сельские библиотеки и другие учреждения культуры. К концу 20-х годов во всех деревнях были открыты начальные школы, и район был готов к осуществлению всеобщего четырехлетнего обучения, которое было введено в 1930-м году. Уже в то время многие дети рабочих и крестьян могли получить высшее образование. Примером тому может служить профессор медицины М. А. Тихонова, Е. П. Степанов — инженер-металлург и многие другие.
Организаторами народного образования были инициативные, убежденные в благородстве своей миссии люди. Среди них особый след в деятельности районо и памяти учителей оставили Василии Васильевич Захваткин и Надежда Дмитриевна Володина. Особой любовью и уважением среди учащейся молодежи пользовались многие учителя наших школ. Блестящий математик, тактичный учитель, первый директор средней школы № 4 Семен Иванович Рылов навсегда остался в памяти первых выпускников этой школы. О Михаиле Аркадьевиче Снегиреве, математике сельской школы, с восторгом рассказывают деды своим внукам. Большим уважением пользовался Сергеи Олимпьевнч Охотников. Елизавета Николаевна Юрина - директор Краснозаподекой НСШ, получила первую государственную награду. Федор Михайлович Свирчевский воспитал не одно поколение физиков. Этот список можно продолжав без конца.
Престиж школы в 30-е годы был очень велик. К знаниям стремились все, а учителей не хватало. Учителями становились выпускники средних школ и учащиеся, окончившие семимесячные курсы в своих школах. Учителем учителей была заведующая районным педкабинетом Варвара Павловна Пель.
В 30-е годы активно работал клуб железнодорожников. В клубе демонстрировались кинофильмы и работал самодеятельный театр, в репертуаре которого были классические драмы и произведения современников. Большой популярностью у зрителей была пьеса Тренева «Любовь Яровая». На этой же сцене регулярно выступала «Синяя блуза», отражая трудовые будни. Пять кинопередвижек «Великого немого» и два звуковых разъезжали по деревням. Первыми лентами были фильмы «Артем и Каин» о расслоении деревни, «Бабы рязанские» и героические «Абрек Заур», «Костусь Калиновский» и др.
Городская библиотека, расположенная там, где теперь стоит кинотеатр «Дружба», имела богатый книжный фонд. Помимо русской классики и авторов советской литературы был богатый выбор мировой классики. Молодые люди знакомились с произведениями Вальтера Скотта и Диккенса, Купера и Драйзера, Проспера Мериме и Виктора Гюго, Сервантеса, Цвейга и др.
В районе к 1971 году уже было 28 колхозных клубов, 20 изб-читален, 7 библиотек с книжным фондом 25 тысяч томов. Книга вошла в каждый крестьянский двор. В 1931 году вышел первый номер районной газеты «Колхозное знамя» на одной полосе, которая следила за трудовыми успехами и звала к подвигам.
Некоторые говорят и пишут о том, что у нас вырос необъятный некачественно образованный слой советской интеллигенции, выросло просвещенное мещанство. Кто только не клял нас, людей русских — и глупы-то мы, и ленивы. В основном-то так пишут вчерашние хвалители — сегодняшние хулители, сокрушаясь, что очень мало творческой элиты. Тоска по элитарности делит общество на господ и быдло.
А молодые люди того времени всматривались в себя, знали, что перед ними открыты все пути-дороги, конечно, если их социальное происхождение было безупречно. Они мечтали стать учеными, инженерами, агрономами, врачами, командирами Красной Армии, летчиками, танкистами. И становились. А их учили наши доморощенные учителя: Войтюк Иван Денисович, парень, из Волынки, стал писателем-журналистом, Александр Григорьевич Азоркин, прошедший всю войну, окончив Академию связи, принимал участие в запуске первых искусственных спутников, погиб при катастрофе. А сколько инженеров, врачей, командиров армии, кто их считал, отдали свои жизни на благо Родины и своего народа. Это они учили и лечили боготольцев. В 1932 году в районе было две больницы, семь лечебных пунктов, детская и женская консультация и санитарный участок.
Еще на шестой партконференции 17—20 ноября 1928 года отмечалась плохая работа по строительству Дома отдыха. «А между тем малый процент, рабочих и тем более крестьян лечатся и отдыхают во время отпуска». Первоначальный проект строительства Дома отдыха замышлялся в районе Гремяченскою лесничества. На правом берегу Чулыма уже начали закладывать фундамент первого корпуса. Но учитывая Неудобство паромной переправы, Дом отдыха решили перенести в район Краснореченского Завода. И на левом берегу Чулыма в живописном бору построилась Боготольская здравница, получившая название Краснозаводской Дом отдыха. Бурное культурное развитие 30-х годов позволило перейти к всеобщему неполно-среднему образованию. На августовской учительской конференции (1940г.) уже мечтали о всеобщем среднем образовании. Но грянула Великая Отечественная война.
Свидетельство о публикации №216040101682