Боготол -Военное время
Город Боготол – центр Боготольского района - расположен на Транссибирской железнодорожной магистрали в 252 км к западу от Красноярска.Вид Боготола
Основан в 1893 г. как железнодорожная станция с крупными железнодорожными мастерскими. В 1911 г. пос. Боготол был преобразован в заштатный город бывшего Мариинского уезда Томской губернии, в 1925 г. включен как районный центр в состав Ачинского округа.
Численность населения (1989 г.): 27,8 тыс. чел.
В 1762 г. две первые партии ссыльных посельщиков из Чернолуцкой слободы были размещены в станце Боготольском и в новоучрежденном станце у Красной речки (ныне ст. Краснореченская). В конце 60-х - начале 70-х гг. по зимовьям у р. Косульки, Черной речки, а также наст. Боготольской и Ачинской поселили 6 партий ссыльных. В конце 1776 г. большую партию посельщиков разместили у р. Б. Косулька. Так возникла деревня Большая Косульская. В общей сложности во второй половине 18 в. на ст. Боготольской было размещено 459 чел., на ст. Краснореченской - 362. В 1782 г. в с. Боготол числилось 2009 жителей, оно являлось волостным центром.
В начале 20 в. и в годы русской революции 1905-07 гг. г. Боготол, расположенный в 5 км севернее с. Боготол, стал важным пунктом революционного движения. С 1902 г. на ст. Боготол действовали две социал-демократические группы, а в 1904 г. возникла местная организация РСДРП. В 1905 - 1907 гг. боготольцы организовали подпольную типографию местной партийной организации. В октябре 1905 г. рабочие паровозного депо ст. Боготол приняли активное участие в забастовке, которая продолжалась неделю. В 1905 и 1906 гг. в Боготоле дважды побывал С.М. Киров. Боготольская организация РСДРП, возглавляемая В. А. Кузнецовым, еще до свершения Великой Октябрьской социалистической революции, в августе 1917 г., взяла власть в свои руки. В годы гражданской войны рабочие Боготола приняли активное участие в вооруженной борьбе с контрреволюцией. В 1918 г. после начала белочешского мятежа в Боготоле из рабочих-добровольцев был сформирован отряд Красной гвардии особого назначения, отправившийся на борьбу с белочехами на Мариинский фронт. В дальнейшем на территории района стало развертываться партизанское движение. Было создано и действовало несколько партизанских отрядов, которые поддерживали связь с партизанской армией Щетинкина.
В годы Великой Отечественной войны тысячи боготольцев ушли на фронт и сражались с немецко-фашистскими захватчиками, многие из них были удостоены правительственных наград. Н. П. Шикунову, уроженцу Боготола, было присвоено звание Героя Советского Союза.
Первые встречи боготольцев с фашистами произошли на рассвете 22 июня 1941 года на западной границе. Среди пограничников, которые приняли первый бой, отстреливаясь и погибая, было немало сибиряков-боготольцев — и тех, у кого заканчивался срок службы, и совсем молодых новобранцев. Откройте «Книгу памяти» — и вы прочтете их имена, погибших в 1941-м. Это парни 1919 — 1921 года рождения. Вот уже скоро будем отмечать пятидесятилетие Великой Победы. Но по-прежнему в своих сердцах носят великую скорбь их матери и родные. Пожалуй, нет таких семей, которых не коснулась бы своим черным крылом смерти эта война. Более 13 тысяч боготольцев было призвано в действующую Армию, из них на полях сражений осталось шесть тысяч триста пятьдесят пять воинов-боготльцев. Вот уже 10 лет, как начала составляться «Книга памяти», а все еще поступают письма в Совет ветеранов с печальной вестью «Пал смертью храбрых».
Пять Героев Советского Союза и два полных кавалера ордена Славы дала земля боготольская. Герои Советского Союза: генерал Горбачев Вениамин Яковлевич, гвардии сержант Пахомов Григорий Федорович, младший лейтенант Меньшиков Леонид Емельянович, связист Шикунов Николай Павлович, минометчик Ячменев Григорий Егорович; полные кавалеры ордена Славы: Толстихин Алексей Иванович и Иноземцев Михаил Иванович — их имена вписаны навечно в память земляков.
Тысячи воинов-боготольцев за ратные подвиги награждены орденами и медалями Родины. По транссибирской магистрали с неслыханной скоростью 900 до 1000 километров в сутки неслись воинские эшелоны на запад, в которых уезжали на фронт и боготольцы. Они защищали Москву, Сталинград и Ленинград, сражались на огненной Курской дуге, освобождали Украину, Молдову, Белоруссию и Прибалтику, штурмовали столицы Восточной Европы и Берлин. Они оставили свои имена на стенах рейхстага. Это теперь мы их чествуем и вспоминаем по праздникам, не зная, какие боли они носят в себе и какие сны им снятся в непогоду.
Летом 1941 года в Боготоле стали размещать по квартирам семьи эвакуированных с западных областей. Осенью на площадке вагонного участка разместился Панютинский вагоноремонтный завод. В Боготол стали поступать изуродованные войной вагоны. Быстро наладили ремонт вагонов, но, помимо вагонов, был и цех по производству корпусов мин и ручных гранат «Все для фронта, все для Победы» Продвижение поездов — главная задача, а чтобы обеспечить ее, нужно было отладить механизм работы всех служб отделения дороги безотказным. А там, где была война, на дорогах оставались одни руины, искореженные дороги.
В 1945 году на фронтовые дороги ушли из Боготола паровозо-ремонтные поезда №24, №26 спецформирования НКПС. Лучшие слесари, токари, кузнецы и другие специалисты отправились с ними, чтобы восстанавливать локомотивы в прифронтовой полосе, налаживать движение. Много специалистов ушло и в 44-е военно-эксплуатационное отделение, возглавляемое С.Х. Муратовым, там, в непосредственной близости от передовой, они восстанавливали железнодорожное хозяйство и организовывали продвижение поездов. Созданные паровозные колонны особого резерва НКПС №№31, 37 и 78 доставляли войска, технику, боеприпасы непосредственно на передовую под бомбами и снарядами.
Жестокие бои требовали пополнения. Один за другим уходили на фронт рабочие. На их место становились женщины и подростки. Женский актив обратился с письмом к женщинам Боготола: «Сейчас, когда наши мужья, братья и товарищи ушли на фронт громить гитлеровские оголтелые полчища, производство терпит большую нужду в рабочих руках. Мы обращаемся к вам, подруги, с призывом идите на производство, овладевайте мужскими профессиями, вставайте к станку, идите работать на паровоз, пусть будет подарком фронту наша стахановская работа на производстве».
И шли… Красные косынки появились в механическом, электросварочном и других цехах депо. Машинистами, помощниками, кочегарами поехали Анна Юрченко, Чернышева, Жунда, Кирдяева, Ковалева, Ольшевская и другие представительницы слабого пола.
В здании школы №4 разместилась воинская часть, в школах №№32, 38, 56 и ДК железнодорожников в 1946 году разместились госпитали с тяжелоранеными воинами. Под школьные классы были заняты комнаты контор, где дети занимались в три смены. С первых дней войны в городе и районе развернулся сбор средств в фонд обороны. Средства от еженедельных воскресников, отчисления от заработка, отпускные за неиспользованные отпуска, облигации государственных займов — все шло на формирование танковых колонн и эскадрильи самолетов. Только за 1942 год трудящиеся Боготольского района внесли в Госбанк на постройку танковой колонны имени «Красноярского рабочего» 4 миллиона 405 тысяч рублей. Колхозы и колхозники из личных запасов, а какие это «запасы», знали только они, сдали в фонд Красной Армии 13490 пудов зерна. Было собрано 3624 единицы теплых вещей. Вся валовая продукция полей и ферм шла на войну. Весь город и села работали на фронт в постоянной тревоге за судьбу отечества.
В 1945-м победном молодежь города и района собрали 201 тысячу рублей на постройку самолета. В марте на аэродроме под Ригой в 4-м Краснознаменном полку самолет ЯК-9, хвостовой номер 45, был передан нашему земляку капитану Афанасию Страхову, на котором он сделал 10 боевых вылетов. А учился он летать до войны в Боготольском клубе осовиахима.
Нелегкая доля выпала в войну боготольским колхозникам. Пригодные факторы, грузовики, а также тысячи коней передали воинским частям и оборонным заводам. Ждать помощи крестьянину было неоткуда. Приходилось искать резервы главным образом в своих человеческих возможностях. Всю войну боготольское крестьянство выполняло свой долг в труднейших условиях: хозяйства работали на износ, приходили в упадок производительные силы, земля истощалась и теряла плодородие. Весной 1942 года из 38 тысяч га ярового клина нужно было поднять 30 тысяч весновспашки, в том числе 17 тысяч на лошадях. К плугам и сеялкам встали женщины и подростки. Краснореченская колхозница Ф А Непомнящая спахивала за день по 1,5 га при норме 0,8 га, сеяльщицы из Б-Косульского сельсовета Максимова Мария, Калугина Варвара, Дубасова Валентина засевали по 7 га при норме 5 га. Таких тружениц полей были сотни. Да простят нам те, чьи мена мы не упоминаем. Слишком коротка память тех, кто выжил и забыл те тяжкие годы.
Заработки колхозников в ту пору носили условный характер, на выработанные трудодни стариками, женщинами и ребятишками надеяться не приходилось. Рассчитывать солдатским семьям можно было только на огород да на корову, которая нередко становилась тягловой силой. А впереди был еще более трудный 1943-й год, год окончательною перелома в войне.
9 мая 1945 года день был солнечный, погожий. Конечно, был праздник, были песни, были и слезы Матери перебирали; похоронки, жены прижимали к себе детей, невесты говорили о женихах. А впереди были тяжелые годы восстановления порушенного и там далеко, и здесь, дома.
И теперь, в этот праздник, «со слезами на глазах» люди приходят на городскую площадь к памятнику солдата, да на кладбище к скорбящей матери у могил солдат, чтобы почтить память погибших и пропавших без вести на войне.
ТЕПЛЯШИН АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ
Свидетельство о публикации №216040101689