Начальник технадзора

Имя Виктора Ивановича Назаренко в 60-90-х годах было хорошо известно руководителям многих строительных организаций, занимавшихся монтажом магистральных газопроводов на Украине, в Центральной России и в Западной Сибири. Около 40 лет он проработал в технадзоре: на теплотехнической станции Главного управления газовой промышленности при Совете Министров СССР, в проектно-исследовательском институте «ЮжНИИГипрогаз», потом - в Ленинградском спецуправлении пусконаладочных работ (СУПНР), и 21 год - в производственном объединении «Тюментрансгаз». С его участием построены тысячи километров газопроводов, по которым сегодня продолжает идти газ к своему потребителю. 


ВРЕМЯ ИЗМЕРЯЛОСЬ СДАННЫМИ ГАЗОПРОВОДАМИ

«Когда вспоминаешь те годы, сердце начинает быстрее биться, организм подсознательно становится моложе, и тебя начинает преследовать такое чувство, что и сейчас готов взяться за ту работу, - признался Виктор Иванович. – Да, да, забывая о своем возрасте, о том, с какими трудностями приходилось встречаться. Память - она такая: стирает плохое, оставляя больше хорошего… Опорой в жизни для меня всегда была и остается моя жена Анна Павловна. Она такая же энтузиастка, как я...» 

Виктор Иванович со своей будущей женой познакомился в Ворошиловградском машиностроительном техникуме. Учились они на разных факультетах. Анна дождалась его со службы в армии, поженились. Тогда же сбылась и мечта Назаренко - заниматься проектированием и строительством газопроводов. В 1959 году он устроился техником по газнадзору на Новопсковский участок теплотехнической станции Главного управления газовой промышленности при Совете Министров СССР (Главгаз), занимавшейся технадзором и приемкой нефтегазовых трубопроводов. 

«Этот участок находился рядом с Новопсковским райуправлением в Луганской области, на строящемся газопроводе Ставрополь - Москва диаметром 1000 мм, - вспоминает Виктор Иванович. – Моими наставниками были не только специалисты с нашего управления, но и эксплуатационники, и строители. Осматривал буквально каждый метр трубопровода. Если находил заводской брак или брак в проекте, или оставленный при монтаже, то добивался, чтобы его сразу же устраняли. Компромисс был один: если выявлялась ошибка, ее нужно оперативно исправить».

После окончания строительства 40 км участка газопровода от Новопскова до Черной Калитвы Виктор Иванович участвовал в строительстве следующего - Шебелинка – Острогожск, длиною около 190 км, уже в должности инженера по газнадзору. 

«Время как-то потерялось, оно измерялось сдаваемыми километрами газопровода, - вспоминает Назаренко. – Следующий участок строящегося трубопровода, который мы контролировали, - Шебелинка – Полтава – Киев - диаметром 700 мм, составлял около 400 км. Был ли он легче, чем предыдущие, трудно сказать. Брака везде хватало, но на просьбы строителей закрывать глаза на их ошибки я не поддавался. Приходилось принимать активное участие в доработке проектов. Ведь понятно: человек вправе допустить ошибку, он не машина. Если у нее в двигателе что-то сломалось, она

заглохнет, остановится. А человек, несмотря на усталость, будет работать, что не всегда к хорошему приводит…

Потом меня повысили в должности, стал заместителем начальника филиала в городе Владимире, где строился газопровод Владимир - Московское кольцо с отводом на Гусь-Хрустальный. После участвовал в строительстве газопровода-отвода на Иваново, Нерехту, в Костроме – в сооружении дюкерного перехода через Волгу. А потом был направлен на строительство нефтепровода «Дружба». Тогда Главгаз занимался строительством нефтегазовых трубопроводов и передавал их эксплуатационникам. На строительстве нефтепровода я участвовал от Пензы до Ельца».

Нефтепровод «Дружба» вступил в строй на полную мощность в октябре 1964 года. Этой была величайшая в мире нефтяная магистральная артерия протяженностью 4500 километров. А в 1965 году Главгаз был переименован в Министерство газовой промышленности СССР, которое возглавил Алексей Кириллович Кортунов. 


НОВЫЕ ВЕХИ ЖИЗНИ

«В 1964 году, когда мы закончили строительство нефтепровода, мне звонит начальник теплотехнической станции и просит моего согласия поехать в Тюменскую область, - вспоминает Виктор Иванович Назаренко. – Намекает, что жена моя скоро должна пойти в декрет и нам нужна будет квартира побольше. Предложил мне подумать до утра. Мы с Анной уже растили сына Женю. Я расстроился. И так с женой редко видимся, приходится работать на разных участках, а теперь предлагают ехать в Тюменскую область, где ни кола ни двора, где люди живут в землянках. Наслышан уже был об этих местах. 

А жена меня успокаивает: там же как-то люди живут. И поехали мы с ней в Тюменскую область. Я был назначен начальником участка спецуправления пуско-наладочных работ (СУПНР) в Шаиме, где строился нефтепровод длиною в 410 км. В 1965 году, после его ввода, мы вели монтаж следующего трубопровода. Наш участок располагался в поселке Усть-Балык - на этом месте после был построен город Нефтеюганск. Потом работали в Демьянске, затем в Нефтеюганске вводили нефтепровод Сургут - Нижневартовск. А в 1969 году моя дочка приболела. Я понимал, что восстановить ее здоровье в тех условиях очень трудно. Нет больниц, врачей. Кругом факелы горят - нечем дышать. Нет ни фруктов, ни овощей, жили на одних консервах, в стылых вагончиках, без воды. И мы с супругой приняли решение оттуда уехать. 

Звоню в Управление, а мне начальник СУПНР и говорит: «Виктор Иванович, мы давно ждали от вас этого заявления, переводим вас в Киевский УМГ». И я согласился. Там в это время достраивали газопровод Киев - Тернополь.

Председателем госкомиссии по приемке магистрального газопровода был Евгений Аскарович Потон. В Управлении обстановка была сложной. Вопросов по строительству возникало много, нас торопили, подталкивали, нужно было сдать трубопровод своевременно. Сам технадзор при приемке участков допускал много ошибок. Когда им на это указывал, меня не слышали. Но я не отступал от своих требований, продолжал докладывать руководству УМГа о допущенных ошибках. Подрядные организации заваливали нас документацией, которую нужно было оформлять при приемке новых участков газопровода. А специалистов не хватало. Это все приводило к затягиванию строительства.

Начальника УМГа уволили. Начальник производственного отдела растерялся, в отделе началась паника. Я взял на себя оформление документации скрытых работ, в которые входили монтаж, сварка, изоляция и укладка трубы с балластировкой. 

Главный инженер УМГа меня на трассе встретил, с вызовом спрашивает: «Что вы тут попринимали?» Я его провел по газопроводу, слезаю в траншею и стальным строительным циркулем стучу по трубе: слышит ли он отличие звука, где изолирована труба, а где нет. Тот изменил сразу отношение, спрашивает, есть ли еще такие участки трубы без изоляции. Говорю ему, что есть, и показываю документацию. Дает команду останавливать засыпку и заставляет строителей переделывать.

Так я приживался в Киевском УМГе. А потом, со временем, все наладилось».


ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ

В 1971 году Виктор Иванович Назаренко перевелся в проектно-исследовательский институт «ЮжНИИГипрогаз». 

«Меня проектировщики перетянули к себе, предложив хорошую благоустроенную квартиру в Донецке, должность, заработную плату, - вспоминает Виктор Иванович. – В принципе, для меня работа в отделе комплексного проектирования была интересной. Я любитель заниматься анализом, вести расчеты, что позволяло перед принятием конечного решения находить более правильный путь.   

В то время шла разработка нового нефтегазоконденсатного месторождения Медвежьего на севере Тюменской области, откуда начали вести многониточную систему магистральных газопроводов, которую мы проектировали. Возникало немало проблем, и замминистра газовой промышленности СССР Юрий Петрович Баталин заставил нас заниматься полевым проектированием, а не исполнять эти работы сидя в кабинетах. И нашу группу комплексного проектирования бросили в п. Старый Надым, где находилась наша база геологов-изыскателей. 

Мы смотрели, какие грунты находятся в местах прокладки газопроводов, где мерзлота, где пустоты, где сопка или овраг. И если что-то не учли наши геологи, мы на месте в оперативном порядке дорабатывали проект. Так как с нами был заместитель главного конструктора, это значительно ускоряло ход работ. 

Строились первыми газопроводы Медвежье – Надым 1 и Надым - Пунга 1. Можно вспомнить разные случаи. К примеру, нам строители говорят: вот здесь у нас не хватает техники, а значит, выполнение вашего проекта затянется - чего нельзя было допускать. Там балка, в ней не было балластировки, давайте, говорят, насыпь сделаем. Выходим на Баталина, он приказывает проектировать насыпь».

В 1974 году В.И. Назаренко перешел работать в Ленинградский СУПНР и продолжил работы по технадзору ввода строящихся газопроводов в Западной Сибири, на Урале в роли начальника участка. 

«Это направление было очень важным, не хватало специалистов. Я согласился. Да и значительно надоела кабинетная работа в институте», - сказал Виктор Иванович.


ЭКСПЛУАТАЦИОННИК

«Мы с генеральным директором «Тюментрансгаза» Евгением Николаевичем Яковлевым часто встречались на трассе в Нижней Туре, в Надыме, в Белоярском, - вспоминает В.И. Назаренко. – И когда в 1976 году расформировалось наше СУПНР, он предложил мне организовать в «Тюментрансгазе» свой технадзор. Я собрал всех

своих, обсудили, и большая часть - в количестве 22 человек - перешла в газотранспортное объединение. 

Мы работали при центральной производственной теплоэлектротехнической лаборатории (ЦПТЛ). А я как руководитель технадзора работал в производственном отделе по эксплуатации магистральных газопроводов, которым в то время руководил Наиль Сахиевич Юнусов. Проблем было предостаточно. Строители, к сожалению, допускали много брака, и когда их заставляли устранять все выявленные недостатки, пытались на нас давить сверху. И это понятно: от них партия требовала быстрее строить газопроводы, а от нас - их принимать. Во что это выливалось потом, интересовало, получается, только нас. Но Яковлев нас поддерживал всеми силами.

Первыми газопроводами, которые я принимал, работая в «Тюментрансгазе», стали Надым – Пунга - Нижняя Тура третьей очереди и СРТО - Урал 2. 

В Ивделе мы долго переход через реку не принимали, при монтаже дюкера строителями было допущено много ошибок, из-за чего труба всплыла, замерзла. Но Москва настаивала, чтобы мы этот участок приняли. Пришлось согласиться. Этот участок трубы магистрального газопровода Надым – Пунга - Нижняя Тура 3 эксплуатировали с небольшим давлением. Немало проблем строители оставляли нам и на газопроводах Нижняя Тура – Пермь, Пунга – Вуктыл - Ухта 2, Надым - Пунга 5, Пунга – Вуктыл - Пунга 1 и так далее».

«Неужели со строителями так и не удавалось найти общий язык?» – интересуюсь у Виктора Ивановича.

«Все удавалось, - отвечает он. - Я прекрасно знал проблемы, с которыми они сталкивались. Это ошибки в проектах, нехватка техники, материалов, людей. Они не очень отличались от нас, эксплуатационников. Мы пытались находить совместные решения, которые должны были повысить качество газопровода.

К примеру, в то время на газопровод наносилась битумная изоляция в полевых условиях. Где не удавалось вытащить толщину изоляции до нужного размера, там делали мягкую постель из песка, из покрышек автомобилей».

Работа состояла из командировок. «Мы постоянно находились на строительстве газопроводов и их приемке, понимая, что если сразу что-то упустишь, то потом не наверстать. На каждом участке шел монтаж около сотни метров трубопроводов в сутки, - продолжает свой рассказ Виктор Иванович Назаренко. - Нормальных подъездных путей на строительстве не было. Тяжелая техника давила трубу, чего никак нельзя было допускать. При первом пуске если это не выявится, то через некоторое время обязательно. Да в «Тюментрансгазе» тогда все работали в одном ритме, крутились как белка в колесе. И если удавалось лишний час отдохнуть, то радости не было предела. А представляете, какая тяжесть ложилась на плечи наших жен, которые и работали, и воспитывали детей, и занимались сохранением домашнего очага». 

«В то время в нашем производственном отделе заместителей у Юнусова Наиля Сахиевича не было, - вспоминает мой собеседник. - Старшими инженерами были Герман Владимирович Фролов, Юрий Алексеевич Фролов, Алексей Тихонович Бывшев, Николай Петрович Коровин, который числился в отделе, а был начальником АВП. Потом его назначили начальником Надымского ЛПУ, а Владимира Георгиевича Фролова – начальником АВП. Три Фролова, все однофамильцы. А какие прекрасные это были специалисты!

Когда руководил АВП Коровин, в его подчинении было всего два трубопроводчика линейных – это Николай Николаевич Казаков и Павел Миронович Степанченко. А когда возглавил АВП Владимир Георгиевич Фролов, то он сразу пригласил со своего монтажного участка, которым руководил до этого, большую группу специалистов разного уровня, что позволило выполнять больший объем работ на газопроводах».   

В производственном отделе по эксплуатации магистральных газопроводов работала и супруга Виктора Ивановича.

«Анна Павловна - это не только моя жена, а и коллега, - говорит он. - Мы с ней всю жизнь прошли вместе, и в теплотехнической станции Главного управления газовой промышленности при Совете Министров СССР, и в проектно-исследовательском институте «ЮжНИИГипрогаз», и в Ленинградском спецуправлении пусконаладочных работ, и в производственном объединении «Тюментрансгаз». Она работала инженером, отвечала за делопроизводство, за учет различных материалов. Обладала огромными знаниями и опытом, и я всегда гордился ею».

Спрашиваю: «Говорят, вас и на пенсию вовремя не отпустили?»

«Это верно, - улыбается Назаренко. – В мае 1997 года я написал заявление об уходе на пенсию. Мы уходили вместе с Наилем Сахиевичем Юнусовым. А в то время генеральным директором «Тюментрансгаза» был Завальный. И Павел Николаевич обратился к нам с Юнусовым с просьбой доработать до конца года. И мы согласились, ушли на пенсию 31 декабря.

Можно было еще остаться, но мы были до такой степени выжаты - нужно было вовремя остановиться. Мы так и сделали».

А недавно мы узнали, что Виктор Иванович Назаренко пишет стихи. И мы вас с ними в ближайшее время обязательно познакомим, дорогие читатели.


Рецензии
Иван, здравствуйте!
Замечательно написано, всё на своих местах и герой Вашего повествования, куда бы его не забросила судьба, на своём месте. Спасибо!

Понравилось!

С уважением,

Владимир Войновский   03.03.2024 14:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.