Японские загадки и мои на них ответы

Очень необычны японские философские загадки – коаны. Каждый, наверняка, разгадывает их по-своему. А вот мои ответы на некоторые из них.
   Одна из них звучит так: «Человек шел через поле и встретил голодного тигра. В испуге он подбежал к обрыву, ухватился за лозу и повис  - так, чтобы тигр не смог его достать. Дрожа, он взглянул вниз и увидел второго тигра, который также был готов сожрать его. Только лоза давала ему защиту. Тут две мыши  - черная и белая  - принялись малу-помалу перегрызать лозу. Глядя, как истончается гибкая ветвь, человек заметил крохотную земляничку. Одной рукой сжимая лозу, другой он сорвал ягоду и съел ее. Какой она оказалась сладкой!» Я на нее даю такую отгадку. В тяжелых ситуациях, во время болезней, войн, смерти близких и т.п., способных уничтожить нас, как тигры и мыши, перегрызающие лозу над обрывом, где мы находимся, мы способны по-настоящему оценить жизнь, наших родных и самые различные мелочи, такие как: сияние Солнца, плывущие по нему облака, мелкие узоры на стене, свежие ягоды и др.
   На загадку «Обладает ли собака природой Будды?» я даю такой ответ: конечно, обладает, поскольку – собака, как и любое живое существо, творение природы и, несомненно она, подобно  другим животным, может вести себя как люди: любить, сопереживать, совершать самоотверженные поступки, показывать необыкновенный ум.
   На загадку «Если Бог всемогущ, то может ли Он стать не всемогущим?» я (вслед за богословами в христианстве, размышлявшими над греческой загадкой о том, способен ли Бог создать камень, что не поднимет) отвечаю: да, может, когда творит человека и наделяет его полной свободой воли, возможностью строить свою жизнь и судьбу, выбирать между добром и злом.
   На загадку «Что это за вода, которую нужно пить не при помощи рта?» я даю ответ: это вода мудрости, которую мы может черпать из книг,  из уст мудрых людей, из природы и самой жизни.
  Интересна загадка «Вы висите над пропастью, зацепившись зубами за куст. В то время вас спрашивают: "В чаем истина дзэн?" Что вы ответите?» Моя отгадка такова: "Я ничего не отвечу, поскольку, если что-то сказать, то можно разжать зубы и упасть в пропасть. Следовательно, истина этого направления буддизма – умение молчать, способность слушать, созерцание и медитация".
  На загадку «Говорят, что все вещи сводятся к Единому, но к чему сводится Единый?» я отвечу: «Ко всем вещам. Везде можно найти величие – даже в самом маленьком листике, росинке, жучке или травинке».


Рецензии