***

   В хорошем качестве с иллюстрациями и диаграммами статью можно посмотреть здесь:
   http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/progress-010.shtml


   Всё выше! Выше!! И Выше!!!
   Стремим мы полёт наших птиц.
   (Авиамарш 1930-х годов)

   Стало расхожей фраза: «Ускорение технического прогресса». Например, в учебнике 5-го класса написано:
   «В каменном веке технический прогресс полз со скоростью улитки… Технический и социальный прогресс в наше время взметнулся ввысь подобно ракете. В XVIII веке к техническому прогрессу подключилась дополнительная сила — наука, и теперь уже научно-технический прогресс с удвоенной и утроенной энергией помчался вперед… По мере приближения к нашим дням скорость прогресса постоянно нарастала… Человек не успевает не то чтобы привыкнуть к новому, но и просто уследить за сменой нового еще более новым. А что нас ждет в будущем? Еще большее ускорение? Или это когда-нибудь прекратится?»
   Кравченко А.И., Обществознание: учебник для 5 класс М.: ООО "Русское слово - учебник",    Вопрос поставлен о будущем. За будущим - к гадалкам и предсказателям, благо сейчас их развелось, пруд пруди. Я не гадалка и не пророк, поэтому могу судить только о прошлом и настоящем. Так вот, «по мере приближения к нашим дням скорость прогресса» во многих областях техники не только не «постоянно нарастала», а наоборот, упала до нуля, а кое-где начался, а где-то уже вовсю идёт регресс. Впрочем, я не буду давать готовые выводы. Буду приводить лишь цифры и факты. А Вы уж сами судите…

   Начну с авиации, которая долго была самой технологически продвинутой отраслью развития человечества.

   Главным девизом авиации был: «Дальше, выше, быстрее». Каждое новое поколение авиатехники превосходило предыдущее. Актуален ли девиз сегодня?
   Первый самолёт братьев Райт взлетел в 1903 году, пролетев 36,5 метра на высоте 3 метра. В 1905 году ФАИ зарегистрировала первый официальный рекорд: скорость 61 км/ч, дальность 39 км, высота 15 м, вес 388 кг. Прогресс пошёл…
   См. http://en.wikipedia.org/wiki/Aircraft_records

   Начнём с «быстрее».
http://en.wikipedia.org/wiki/Flight_airspeed_record
   В 1910 году скорость самолёта превысила 100 км/ч, в 1913 - 200, в 1923 – 400, в 1928 – 500, в 1931 – 600, в 1934 – 700, в 1947 – 1.000, в 1952 – 1.200, в 1958 – 2.200, в 1961 – 2.500, в 1965 – 3.300 км/ч. Таким образом, с 1905 по 1965 год скорость возросла в 55 раз. В среднем скорость удваивалась примерно каждые 10 лет. А дальше? В 1976 году самолётом-разведчиком SR-71 был установлен рекорд в 3.529 км/ч. С тех прошло уже 40 лет. Рекорд никем не побит.
   Самый скоростной в истории истребитель МиГ-25 установил серию рекордов скорости на замкнутых маршрутах в 1967-1973 гг., доныне не побитых.
   На малой высоте, где высоко сопротивление воздуха, рекорд скорости до сих пор остаётся за самолётом-ракетой F-104RB, которую он установил в 1977 году - 1590 км/ч.
   Самый скоростной в истории трёхмаховый бомбардировщик XB-70 впервые взлетел более чем полвека назад в 1964 году. Построено 2 экземпляра. Из серийных самый скоростной бомбёр Ту-22М (2300 км/ч), впервые взлетел в 1969 году, 47 лет назад.
   Тогда же в небо поднялись сверхзвуковые пассажирские самолёты: Ту-144 и «Конкорд». Я помню журнальные статьи тех лет: «Сверхзвуковой пассажирский самолёт - будущее гражданской авиации». Ныне это «будущее» стоит в музеях как непревзойдённое достижение человечества, оставшееся в далёком прошлом.
   Наибольшая скорость вертолёта, зафиксированная ФАИ, составила 400 км/ч. Это случилось в 1986 году, 30 лет назад. Её установил вертолёт “Lynx”.

   Ну а как «выше»? http://en.wikipedia.org/wiki/Flight_altitude_record
   В 1908 году самолёт поднялся выше 100 м, в 1910 – 2.000, в 1915 – 3.000, в 1916 – 7.000, в 1920 – 10.000, в 1936 – 15.000, в 1955 – 20.000, в 1959 – 30.000, в 1963 – 36.000 метров. За 55 лет высота увеличилась в 360 раз, удваиваясь в среднем каждые 7 лет. В 1977 году Е-266 (МиГ-25) достиг высоты 37.650 метров. Это абсолютный рекорд высоты. Рекорд высоты горизонтального полёта 25.829 метров был поставлен в 1976 году самолётом SR-71. Последние 40 лет рекорды высоты не ставились. Ныне так уже не летают. SR-71 снят с вооружения. На смену МиГ-25 был создан МиГ-31, с примерно такими же лётными характеристиками. Создан он был 40 лет назад, производство прекращено 20 лет назад. Замены ему тоже не готовится. Пресловутое 5-е поколение истребителей летает ниже и медленней. Скорость F-22 составляет 2570 км/ч, практический потолок 19.800 метров.
   Из вертолётов выше всех удалось подняться SA.315, на 12.442 м, в стратосферу. Это было 44 года назад, в 1972 году.

   Сколько букав в разных авиационных журналах было написано про гиперзвуковые ракетопланы в стратосфере. А на деле рекорд высоты (107.960 м) X-15 установил в 1963, а скорости (7.297 км/ч) в 1967 году. С тех пор минуло полвека. Полвека пустых разговоров о гиперзвуке и нереализованных прожектов…

   Ну а как с «Дальше»? В 1908 году дальность полёта превысила 100 км, в 1909 – 200, в 1910 – 500, в 1912 – 1000, в 1919 – 3.000, в 1923 – 5.000, в 1931 – 10.000, в 1946 – 18.000, в 1949 – 37.000 км. За 40 лет в 370 раз, удваиваясь в среднем каждые 5 лет. В 1957 году бомбардировщик B-52 пролетел 39.147 км. Последние два рекорда с дозаправками в воздухе. Без дозаправок B-52 в 1962 году преодолел 20.168 км. За прошедшие полвека рекорд был побит лишь самолётами “Voyager” и “Global Flyer”, специально созданными в единичных экземплярах для кругосветного полёта и не имеющими никакого практического значения. А B-52 до сих пор на вооружении, хотя и в очень преклонном возрасте. Два последующих поколения стратегических бомбардировщиков B-1 и B-2 дальше летать не стали, и видимо, поэтому не смогли отправить старика на заслуженный отдых. Хотя ещё 60 лет назад, в 1957 году госсекретарь США Генри Киссинджер писал:
   «Сегодня уже любой вид оружия начинает устаревать уже с момента запуска его в производство. Если «Летающая крепость» (B-17) времён второй мировой войны оставалась на вооружении целых 10 лет, то уже межконтинентальный бомбардировщик B-36 устарел меньше чем через 7 лет, а тяжёлый реактивный бомбардировщик B-52, составляющий гордость нашей стратегической авиации, окажется непригодным, вероятно, лет через пять» [Г.Киссинлжер. «Ядерное оружие и внешняя политика» Нью-Йрк, 1957].

   А какие самолёты самые большие? В 1907 году полётный вес превысил 500 кг, в 1910 – 1.300, в 1913 – 4.000, в 1916 – 12.000, в 1919 – 20.000, в 1921 – 26.000, в 1929 – 56.000, в 1942 – 63.000, в 1944 – 94.000, в 1946 – 140.000, в 1956 – 200.000, 1965 – 250.000, 1968 – 350.000, 1985 – 400.000 кг. За 72 года рост в 800 раз, удвоение в среднем каждые 8 лет. В 1989 году ФАИ зафиксировала вес 508.200 кг на высоте 2.000 м. Рекорд установил транспортный самолёт Ан-225. Самолёт построен в одном экземпляре и уже 27 лет является самым большим самолётом в мире. Сколько он ещё пролетает, неизвестно, но ничего большего или равного даже не проектируется.
   Самые большие в мире бомбардировщик (Ту-160) и истребитель (МиГ-31) созданы более 30 лет назад, ничего более крупного ныне не проектируется.
   Самый большой в истории вертолёт В-12. Он поднял груз 40.204 кг на высоту 2.000 м. Для нынешних вертолётов это кажется несусветной фантастикой из заоблачного будущего. А это произошло 47 лет назад, в далёком 1969 году. Ныне наивысшим достижением тяжёлого вертолётостроения можно полюбоваться в музее авиации в Монино, но он давно уже не летает.
   Первый пассажир был поднят в воздух в 1908 году самолётом братьев Райт. А спустя всего 6 лет, 1914 году «Илья Муромец» поднял в небо 16 пассажиров и одну собаку. Его и принято считать первым в мире пассажирским самолётом. После отказа от сверхзвуковых пассажирских самолётов было заявлено, что спешить пассажирам больше не надо, а потому будущее гражданской авиации не в скорости, а в пассажировместимости. Авиалайнеры стали толстеть как свиньи на откорме. В 1970 году на авиалинии вышел Boeing 747. Максимальная пассажировместимость составила 624 пассажира. За 56 лет после «Ильи Муромца» пассажировместимость увеличилась в 40 раз, то есть удваивалась в среднем каждые 10 лет. В 2005 году, 11 лет назад, она была превышена на авиалайнере A-380, который поднимает 853 пассажира. Вот пожалуй, единственное реальное достижение авиастроения XXI века, за 35 лет на 36%. Рост есть, но ускорения этого роста увы не наблюдается.

   Итак, в авиастроении пик лётных достижений пройден в 60-70-х годах прошлого века. Ныне идёт уверенный регресс. И не только в авиации. Но об этом в следующих статьях цикла…

   Продолжение: Космос. http://www.proza.ru/2016/05/02/40


Рецензии