Рождество. Вопросы к Создателю

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!


                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *


                Похоже, что Господь Бог и законный супруг не принимали участия в появлении на свет первенца Марии.
                Кто же был истинным отцом Искупителя?
                Ответить на этот вопрос нелегко, поскольку евангелисты старательно прячут его под покровом мистики, но
                можно попытаться приблизиться к ответу, терпеливо исследуя событие за событием.
 



Архангел Гавриил, посланный к Марии от Бога, открывает перед ней необозримые горизонты будущего. Неподготовленная девушка внезапно узнает о великой судьбе, уготованной необыкновенному сыну, которого ей предстоит родить от самого Всевышнего. Столь неожиданное известие должно бы вызвать у юной Марии град вопросов.

Почему избрана именно она и годится ли для такого небывалого дела, когда и как это произойдет, каким будет богоподобный ребенок и как надо с ним обращаться, какая судьба уготована самой богоматери?..

Такое любопытство ничуть не противоречит библейскому контексту. Вспомним, как дотошен и несговорчив Моисей при первой встрече с Богом на горе Хорив, как терпеливо готовит его Господь к освобождению из египетского плена сынов Израилевых*. Вспомним, как обстоятелен Маной, оповещенный ангелом о том, что у его жены должен родиться герой Самсон, который «начнет спасать Израиля от руки Филистимлян»** . А ведь и Моисей, и Самсон были всего лишь великими людьми в отличие от Сына Божия.

Неужели ошеломленной Марии все было понятно и сверхъестественный приход в мир Спасителя не требовал разъяснений? Тем не менее, наивную галилейскую деву заинтересовала только возможность родить без участия мужа. Вряд ли ответ ангела «сила Всевышнего осенит тебя» прояснил этот вопрос. А разве не странно, что узнав об «осенении», Мария не задумываясь спешит на другой конец страны к Елизавете? В этот момент божья избранница не ведает, с чем ей предстоит столкнуться в самое ближайшее время: ведь все, что сообщил ей архангел, совершенно необычно и выходит за рамки ее житейского опыта.

К примеру, беременность может наступить в самый неподходящий момент, протекать как-то непривычно и завершиться в совсем иные сроки, разрешение от бремени тоже может принять какую-нибудь немыслимую форму... Что, если плод будет огромен, а весь процесс созревания завершится в течение нескольких часов или дней? Как будет переносить Мария столь необычную беременность и справится ли она? В каком состоянии окажется она после рождения сверхчеловека - сына Бога?

Удивительно, как не задумываясь ни о чем, рискуя, возможно, будущим ребенком, беспорочная дева непрошенной отправляется в дальний путь через всю страну.

======================================================
А что, если Мария не была непрошенной гостьей и ее с нетерпением ждали в доме Елизаветы?
Что, если в действительности вестник передал ей срочный вызов от Елизаветы?
======================================================

Даже не предупредив мужа и не поделившись с ним поразительным известием (такое поведение - не редкость для «чудом» зачавших библейских женщин), Мария уходит на 3 долгих месяца «в нагорную страну, в город Иудин» к беременной Елизавете.

Относительно местонахождения этого города мнения исследователей расходятся: одни помещают его вблизи нынешнего Хеброна, другие предполагают, что это – Иерусалим, третьи отождествляют его с городком Бейт-Захария, поблизости от Вифлеема***. Как бы то ни было, после визита ангела Мария совершает путешествие через всю страну в город, который отстоит от Назарета на 150-170 км и остается там по крайней мере на 3 месяца.

Неужели молодая девушка прошла весь этот тяжкий и опасный путь одна? Трудно представить, что родственники Марии могли отпустить девушку без надежного спутника и на неопределенный срок. Должно быть, они знали, кто будет сопровождать Марию и сколько времени она пробудет у Елизаветы. Но почему Святая Дева поспешила в дальний край, если ангел не звал ее туда и не предлагал помочь родственнице? Мария ничего не знала о реальном положении Елизаветы, а ведь та могла быть окружена заботливыми служанками, соседями и родственниками, занята собой и отнюдь не расположена принимать бедную родственницу из далекой Галилеи: и без нее хлопот хватает**** ...
Вопросы будут множиться и дальше, если не предположить, что

======================================================
   некто был послан в Назарет не Богом, а самой Елизаветой
   этот вестник имел впечатляющую и/или необычную внешность
   посланный убедил Марию отправиться к Елизавете вместе с ним
======================================================
 
 
Допустим, Елизавета действительно отрядила гонца в Назарет, и он доставил к ней юную Марию. Та помогала своей пожилой родственнице до самых родов, а затем «возвратилась в дом свой». Там после длительного отсутствия ее ожидали накопившиеся дела и семейные заботы, требовал внимания соскучившийся супруг... Однако, дома непоседливая дева не задерживается. Вскоре Мария оказывается в Вифлееме, потом – в Иерусалиме, Назарете и вновь - в Вифлееме. Затем мы встречаем ее в Египте, Иудее и Галилее. Все эти путешествия она успевает совершить в предельно сжатые сроки с ребенком «во чреве» или на руках!
Такая исключительная мобильность юной селянки впечатляет и настораживает: не напутано ли что-то у евангелистов?

------------------------------------------------------
           *«Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону [царю Египетскому] и вывести из Египта
             сынов Израилевых?
             И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ
             [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе. И сказал Моисей Богу: вот, я приду к
             сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя?
             Что сказать мне им?  Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий
            [Иегова] послал меня к вам». (Исход 3 11-14)
            «И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился
              тебе Господь? [что сказать им?] И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл.
              Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей
             побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку
             свою, и взял его [за хвост]; и он стал жезлом в руке его. Это для того, чтобы поверили [тебе]….
             И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков              был и вчера и третьего дня,
             и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен. Господь сказал
             [Моисею]: … Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить. [Моисей] сказал: Господи! пошли
             другого, кого можешь послать». (Исход 4 1-13)
       **«Маной помолился Господу и сказал: Господи! пусть придет опять к нам человек Божий, которого посылал
            Ты, и научит нас, что нам делать с имеющим родиться младенцем.... Маной встал и пошел с женою
            своею, и пришел к тому человеку и сказал ему: ты ли тот человек, который говорил с сею женщиною?
            [Ангел] сказал: я. И сказал Маной: итак, если исполнится слово твое, как нам поступать с младенцем
            сим и что делать с ним?» (Книга Судей 13 8-12)
     ***Версия с Иерусалимом выглядит неубедительно: Лука не употребил бы такое неопределенное выражение для
            обозначения великого города.
            Бейт-Захария кажется наиболее предпочтительным: Захария должен был проживать неподалеку от
            Иерусалима и Храма, иначе священник не смог бы выполнять свои жреческие обязанности.
  ****Считается, что Мария хотела посоветоваться с Елизаветой. Почему же она не обратилась с расспросами к
           ангелу? Ведь случившееся с Елизаветой принципиально отличалось от предстоявшего Марии, а ангел был
           гораздо информированнее ее родственницы (обычные женские рекомендации дева могла бы получить прямо в
           Назарете – у родственников или соседей). К тому же странно, что «консультации» у Елизаветы
           растянулись на 3 месяца.
------------------------------------------------------


ПЕРЕПИСЬ ИЛИ БЕГСТВО

Прожив у своей родственницы 3 месяца, Мария возвращается домой (неужели молодая девушка, к тому же беременная, вновь самостоятельно проходит весь путь до Назарета?). В родном городе она остается совсем недолго и вскоре вновь вынуждена отправиться в дальнюю дорогу, исполняя волю императора:

        «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в
         правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из
         Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из
         дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна». (Лк 2 1-5)

Исследователи не признают историчности этого эпизода, поскольку из него следует, что Иисус родился в канун переписи, учиненной Квиринием в 6-7 г. н.э., хотя многочисленные детали отодвигают дату рождения Христа примерно на 10 лет назад - к 5-7 г. до н.э. Да и Матфей опровергает Луку, утверждая, что Иисус родился в годы царствования Ирода Великого. Царь этот умер весной 4 г. до н.э., а значит, Спаситель появился на свет ранее. И все же эти разночтения можно отнести к мелким неточностями изложения, если принять во внимание дополнительные факты.

Конечно, Иудея стала римской провинцией и вошла в состав Сирии только в 6 г. н.э, но Квириний появился в этих местах гораздо раньше – в 10-7 г. до н.э., т.е. еще при жизни Ирода Великого. Некоторые историки напоминают о переписи в Римской империи 8 года до н.э., а Тацит указывает, что вслед за ней была проведена перепись в провинциях и государствах-сателлитах, одним из которых считался Израиль. Обнаружен даже папирус с римским указом следующего содержания: «Гай Вибий Максим, правитель Египта, повелевает: поскольку мы намерены провести ценз, необходимо приказать всем, кто по какой-либо причине живет вне дома, вернуться в их собственные округа, чтобы пройти перепись обычным порядком».

Таким образом, Лука, скорее всего, ошибался с датой перехода из Назарета в Вифлеем, но стоит ли на этом основании отвергать само путешествие? А если оно все же состоялось, то с какой целью и в каком составе?

Понятно, что только чрезвычайные обстоятельства могли вынудить Иосифа захватить с собой беременную Марию*. Вряд ли супругов сорвала с насиженного места перепись: римский ценз не требовал возвращения к истокам рода, а иудейский - не интересовался женщинами. Нелепо отправлять людей на родину их предков, так как непонятно, кого из древних следует считать родоначальником (почему, собственно, Иосиф должен идти на родину Давида, а не Давидовых предков – Иессея, Овида, Вооза, Салмона и т.д.?). Это подтверждает и вышеприведенный римский указ, из которого явствует, что людей возвращали не на родину предков, а в места их собственного рождения или постоянного проживания**. Но зачем же, в таком случае, Мария отправилась в столь далекий путь – на родину мужа?

Ответ может подсказать очередное евангельское умолчание: Матфей и Лука не обмолвились ни словом о том, как отнеслись к преждевременной беременности Марии ее родственники, соседи и знакомые. А ведь такое событие не могло пройти незамеченным и не получить соответствующей общественной оценки: иудеи очень сурово относились нарушению одной из основных божьих заповедей – «Не прелюбодействуй!». Вспомним, что Иосиф и Мария были обручены. Согласно иудейским законам обрученные обменивались кольцами и признавались мужем и женой, но некоторое время после обручения (обычно – от нескольких месяцев до года) жена жила не с мужем, а в доме своих родителей***.

Беременность Марии в отсутствие мужа набожные иудеи могли посчитать тяжким нарушением закона – прелюбодеянием. Это преступление обычно каралось смертью – прелюбодейку забивали камнями. Если Иосиф боялся гнева ревнителей Закона и хотел уберечь жену от такой участи, ему следовало заранее увести ее из Назарета. Перепись могла послужить всего лишь предлогом для бегства, поскольку Иосиф опасался, что несвоевременная беременность Марии вскоре станет очевидна для всех.

------------------------------------------------------
       *Судить о сроках беременности Марии сложно: неизвестно, сколько времени “они были там”, прежде чем
        “наступило время родить ей”.
    **Отсюда, кстати, следует, что Иосиф родился или проживал в Вифлееме
  ***Должно быть, родители или родственники Марии проживали в Назарете, и она после обручения оставалась с
        ними. В это время Иосиф жил у себя дома - в Вифлееме – или работал где-то на стороне.
------------------------------------------------------
 

Продолжение http://proza.ru/2016/04/04/514.


(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).


Рецензии
Вы не скрываете, что являетесь неверующим в Бога человеком. Так, что за БЛАЖЬ опровергать непорочное зачатие или в другой статье смерть Иисуса Христа на кресте? Если для меня Деда Мороза не существует, то какая мне разница красный или синий был у него нос? Кого вы пытаетесь убедить, что Библия всего лишь сборник еврейских басен? Верующие не будут читать ваши пасквили. А неверующие тем более, потому что не поймут о ком вы рассказываете?. На одном еврейском празднике, я радостно поздравила ГОРДЫХ евреев: "Приветствую вас дети Авраама, Исаака и Иакова!". На что мне матрона сего семейства наивно спросила: "Они, что -братья?". При таких глубоких знаниях напрасно ожидать крепкой ВЕРЫ. Вот и ваш труд тщетен пред Богом, ибо не будет вам награды и похвалы. Однако, благословляю вас читать СЛОВО Божие, не помилует ли вас Господь и не откроет ли ваше духовное зрение для спасения вашей души...

Валентина Васильева 4   08.01.2020 17:53     Заявить о нарушении
Разве только верующим адресовано Слово Божие? Разве не призывал Иисус: "ИССЛЕДУЙТЕ Писания"? И разве многочисленные теологи и толкователи не пытаются исследовать неясные места Писания, причём не сердцем, а разумом? Но исследование вовсе не обязательно означает согласия с догмами.

Ну а насчёт читателей...
«Я много прочитала религиозной литературы, есть с чем сравнить, но Ваше произведение в этом плане – необычное и одно из лучших… Ваша книга полезна для прочтения и верующим в Бога людям (таковой я являюсь) в ней нет ничего крамольного»
«Томас, где можно купить Ваши книги, или их можно только скачать?»
«Ваше мнение, как и другие, не только имеет право на существование, но должно быть обнародовано, что, впрочем, Вы и сделали. Я читал некоторые комментарии - Ваш труд трогает людей, заставляет их думать!»
«Вчера читал Вашу статью – читал и наслаждался.
Сегодня перечитал все рецензии, и опять одно удовольствие»
«Это прекрасные и мудрые слова. И Вы, говоря их также незаметно, но значимо двигаете мир к миру»
«Я многому научился у вас, сейчас не буду распространяться чему. Совершенно точно, я соприкоснулся с мудрым человеком, с вами»
«Хорошо, что почитала остальное Ваше. Согласна и понравилось. Я верующая. Но верю в науку и в человека»
«Спасибо за обстоятельный ответ, по поводу сравнения с Ренаном согласен. У Штрауса получилось смелее, особенно учитывая его собственный статус»
«Уважаемый автор, на тему Христа я опубликовал когда-то статью "Мистерии и откровения Туринской плащаницы", опубликованную в "Химии и жизни" (1991, № 12). Возможно, Вам будет интересно»
«Спасибо за Ваши интересные изыскания по текстам Евангелия. Вы ищите не стыковки, что для текстов претерпевших множество реинкарнаций и переводов, вполне допустимо»
И ещё много-много...
Как видите, не всё так просто.
С уважением,

Томас Твин   08.01.2020 20:05   Заявить о нарушении
И тут вы схитрили - "Разве не призывал Иисус: "ИССЛЕДУЙТЕ Писания"?". Да и АМИНЬ! Призывал, но "Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне". (Иоанна 5:39) Ваши же ИССЛЕДОВАНИЯ не укрепляют в ВЕРЕ во Христа Иисуса, умершего на кресте и ВОСКРЕСШЕГО в третий день. С большим трудом осилила ваши термины о йогах, зомби и летаргических снах. И зачем оно вам надо, когда есть прямой путь
"воззови ко Мне - и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь". (Иеремия гл.33 ст.3) Читают вас и хвалят, ваши единомышленники, которых Господь ЛЮБИТ и тревожит дух, но они сопротивляются всеми фибрами души. Были уже в истории большинство, но оказалось, что ИСТИНА была не с ними. Да будут ваши исследования на добро!

Валентина Васильева 4   08.01.2020 21:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.