Сергей Матюшин. Место под облаком

Сергей Матюшин. Место под облаком. Уфа. Издательство «Китап».
2011 г. 208 с.

          Эту книгу я бы рекомендовал непременно перечитать. Второй и третий раз… От начала и до конца. Хотя рассказы в ней совсем неровные. Как неровен бывает ландшафт. Как неровной бывает жизнь. Как неровными и сбивчивыми бывают разговоры о самом важном в жизни.

          Ну, может ли быть, например, ровным искушение святого Степанова из рассказа «Место под облаком»? Там и эдакий дежурный доктор Фауст из городской больницы, и главврач в роли Мефистофеля, и бесы разного калибра, и босховский ад вымирающей деревушки. Повествование постоянно сбивается на резонерство человека, который не может примириться с переделкой мира под новоявленных «сильных мира сего» и принять замену системы двуличия, «дубалектики» на жизнь, где проповедуется норма «большие рыбы съедают маленьких».

         Ходульность, конечно, не оправдывается социальностью. Грубые мазки, утрированно броские детали, пресловутая толстая цепь из платины (уже не из золота) на шее у главного беса. Это было бы карикатурой, если б не было так близко к реальности. Но попробуйте ответить на вопрос вопросов: как жить человеку порядочному, пошедшему на поводу у зла? И, может, согласитесь, что проще убить героя, чем ответить.

          Более продуктивная попытка найти ответ на сходный вопрос предпринимается в рассказе «По первому снегу». 

          Между этими двумя подходами очень длинный анекдот «Лунные погоды», эдакий  чеховский рассказ о дачном удовольствии на новый лад.

          «Лишо и Лёша»  о мороке ксенофобии, нависшем над нашим бытиём, ещё один «проклятый вопрос», актуальный на фоне последних лет.

          «Второе крыло надежды»  – об утрате надежды, о мертвящей неумолимости беды. О, если б это был рассказ о чуде, о верности близких! Но это честное повествование о мучительном завершении жизненного пути рядового, в общем-то, человека. Мучительном вдвойне оттого, что сама финальная черта превращается в неопределённо растянутую дорогу без надежды.

          Лучшие рассказы – в конце. «Маленький, старинный, озерный» – поэма в прозе о русской провинции, с трагичной подоплёкой современных деревенских междоусобиц, восходящих к дихотомии Авеля и Каина. Тем светлее переход к бытию городка Осташков, что на Селигере, с его угрями копчеными для Кремля и тремя тоннами жмыха для престарелых психдиспансера в Ниловой пустыни. Но – блуждающие острова, но – чудотворцы, но – живая история, но – свет по всей земле из этих краёв… И горечь, и ирония, и запальчивость квасного патриотизма. И любовь. К городку, воздуху его, непреходящим жителям и тому, что выше и вне всяких слов, к пространству, куда и не ходит ничего, но автор туда непременно уплывёт, не может не уплыть. И мы вместе с ним.   

"Такие светлые дали распахиваются для здоровья и жизни, из богадельни, да и эхма, гой еси, в дискотеку, растудыт твою в пятьсот сил ломовых" (Матюшин С.)




Опубликовано: Графит (Альманах Поволжской литературы) №10, 2016, апрель.


Рецензии