Тайный ремонт штурманского оборудования

     Опять навеяла Седая Балтика воспоминания об очередном служебном казусе, который мог бы закончиться для меня, как командира, персональным делом и партийной комиссией…

     Вот об этом подробнее. Самое начало 80-х годов прошлого века. Отрабатываем вторую курсовую задачу – «Одиночное плавание корабля», которая включает в себя организацию корабля к готовности выполнять задачи по прямому предназначению. Это и применение оружия, и  борьба за живучесть корабля и технических средств, защита от оружия массового поражения и многое другое. Всё это отрабатывается на выходах в море, да ещё и в сжатые по времени сроки.
 
       Но ближе к делу. Отрабатываем мы борьбу с поступлением воды. Вдруг вижу, что «кувырнулся» гирокомпас, остановился лаг, а следом прилетел на ГКП (главный командный пункт) с выпученными глазами ростовский раздолбай Тоха, который по военно-учётной специальности был штурманским электриком и срывающимся голосом доложил, что в гиропосту по колено воды… «Вот вам бабушка и Юрьев день» – как говаривал классик!
      Тут и мне пришлось с выпученными глазами метануться в трюм, где находиля гиропост, предварительно дав команду : «Машинам стоп! Помощник старший на ГКП! Я во 2-й трюм! Электрогрелки в трюме обесточить!»

       А в трюме гуляют волны. Откуда? Вырвать вибратор эхолота невозможно, там по периметру масса болтов. А через шахту трубки лага, столько воды набежит, разве что за неделю… Осмотрелись – вода не прибывает. Собираем «Совет в Филях». Разобрались. Оказывается, что при имитации откачки вод из трюмов переносными эжекторами, (для особо любознательных - эжектор, работает по закону Бернулли, простейшее устройство подобного типа – это пульверизатор с резиновой грушей), лопнул дюритовый шланг и вода, вместо того, что бы быть откаченной за борт, попадала в трюм…

      Но самое печальное в этой ситуации было то, что вышли из строя гирокомпас, лаг и эхолот. Остались только магнитный компас и радиолокационная станция. Домой-то вернёмся и без них, но скоро сдача задачи… А при ней вся техника должна быть в строю…

      Вернулись в базу. Доложил, что суточный план выполнен и замечаний нет. А сам бегом звонить в штурманские мастерские, соседу по общаге, мичману Боре… Надо отдать должное, Боря в ситуацию въехал сразу. Через полчаса уже был в гиропосту. И трое суток со штурманским электриком восстанавливали аппаратуру, перепаивали сельсины, выверяли, регулировали, сушили, смазывали. Вылезали только покурить и оправиться (сходить в гальюн). Даже харчи им в гиропост носили. Но через трое суток всё было в порядке!

      А если бы доложить по команде? Сценарий развивался бы по другому алгоритму… Меня бы поставили в «позу прачки», заправили бы геморрой по самые гланды. Официально обозвали это аварией, по вине личного состава. Открыли бы заказ на ремонт. Заставили демонтировать аппаратуру, доставить её в штурманские мастерские. Отремонтировать. Доставить и смонтировать на корабле. Заказать мерную милю и произвести регулировку лага. Определять поправки и регулировать гирокомпас  и эхолот… А это по времени, при самом позитивном раскладе, ну месяца в два уложились бы, а то и нет… Сюда же можно добавить персональные дела – моё и помощника, (он же штурман.) А может от щедрот командования и начёт за загубленную технику схлопотали бы.

     Ну, а так обошлось месячной нормой спирта в 5 кг и ящиком тушёнки, а точнее свинины пряной, не самыми лучшими эстонскими мясными консервами. И надо заметить, что боевая готовность практически не пострадала. Как там, в народной мудрости? «И волки сыты и овцы целки…»


Рецензии