Причастие... Что нужно знать писателю любому

Что нужно знать писателю (любому).

Несмотря на то, что приведенные цитаты кажутся банальными школьными, но – век живи, век учись, и повторение – мать учения. Надо и надо напомнить себе о том школьном, что мы часто забываем. Не забываем совсем, а так: «запамятовали», как говорится. Так вот, еще раз можно и вспомнить.

Причастие и Дееприча;стие —
это самостоятельная часть речи или особая форма глагола в русском языке, обозначающая добавочное действие при основном действии. Эта часть речи соединяет в себе признаки глагола (вид, залог, переходность и возвратность) и наречия(неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?
Сходные глагольные формы существуют во многих индоевропейских языках — русском, латинском, французском, а также в тюркских,финно-угорских и других языках. В других языках может называться герундием.

ПРИЧАСТИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Вопросы КАКОЙ?
Что делающий? Что сделавший? Что сделанный? Что делаемый? КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?
Что делая? Что сделав? Что сделавши?
 
Примеры
Развивающийся, запомнивший, написанный, двигаемый Развивая, запомнив, написавши
Признаки ГЛАГОЛ+ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ+НАРЕЧИЕ
Относится Относится к имени существительному (местоимению) Относится к глаголу (сказуемому)

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. (какой? что делающий? что сделавший? ).

Деепричастие-самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. (что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др.)
Имя прилага;тельное — самостоятельная часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым.


Это выписки из энциклопедии. А разговор пойдет  том, что всё это применяется писателями, часто интуитивно. Писатель особо не задумывается, не заморачивается над правилами, а пишет так, как оно ему приходит на ум. Он дает характеристики своим героям, он дает описания обстановки и только во время правки текста может столкнуться вплотную с теми же прилагательными. И это бывает правильно и это правило для каждого писателя.


Байка — поучительный или юмористический рассказ, иногда основанный на реальных событиях.
Достоверность байки несколько выше, чем анекдота, но это не исключает прямого вымысла или литературных приёмов, с помощью которых рассказчик «подаёт» байку.
Как и анекдоты, байки также делятся по тематическим направлениям, охватывающим разные отрасли деятельности человека:
• охотничьи байки
• рыбацкие байки
• армейские байки
• студенческие байки
• исторические байки
• морские байки
• байки на околокомпьютерную тематику
В жизни термин «байка» часто заменяется, на термин «история». Иногда байка путём художественного пересказывания превращается в анекдот, и, наоборот, некоторые «бородатые» анекдоты иногда можно встретить в виде байки. Иногда под байкой понимают вымышленную неправдоподобную историю, сказку (выражение "что ты мне тут байки рассказываешь").
Байка, по сравнению с анекдотом, имеет, как правило, больший объём, но в то же время несёт и несколько большую информационную нагрузку, поскольку в ней не используются приёмы сжатия и упрощения информации, присущие анекдотам и шуткам.
В Сети существует множество ресурсов, на которых публикуются байки, и на сегодняшний день байки не менее популярны, чем анекдоты.

Расска;з или нове;лла (итал. novella — новость) — основной жанр малой повествовательной прозы. Автора рассказов принято именовать новеллистом, а совокупность рассказов — новеллистикой.
Рассказ — меньшая по объёму форма художественной прозы, нежели повесть или роман. Не следует путать русскую новеллу — короткий рассказ, отличающийся стилем изложения, с английским омонимом novella, который является синонимом современного понятия повесть. Рассказ восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи. По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в рассказах не много действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько) при характерном наличии какой-то одной проблемы.
Рассказам одного автора свойственна циклизация. В традиционной модели отношений «писатель-читатель» рассказ, как правило, публикуется в периодическом издании; накопленные за определённый период произведения затем издаются отдельной книгой как сборник рассказов.
Типичная структура классической новеллы: завязка, кульминация, развязка. Экспозиция факультативна. Ещё романтики начала XIX века ценили в новелле неожиданный «соколиный» поворот (т. н. пуант), который соответствует в поэтике Аристотеля моменту узнавания, или перипетии. В связи с этим Виктор Шкловский отмечал, что описание счастливой взаимной любви не создаёт новеллу, для новеллы необходима любовь с препятствиями: «А любит Б, Б не любит А; когда же Б полюбила А, то А уже не любит Б».


Примерно так выглядит то, что сегодня пишут писатели, с точки зрения энциклопедии. Пишутся и «рассказы» - так громко названные и пишутся «байки». И всё это не имеет никакого близкого отношения к действительно Художественной литературе. Почему? Вот тут и требуется пояснение.
Описать любое событие, современное автору, человек может и в протокольной манере, что мы часто и видим. Но даже, - если автор расцветит свое «произведение» прилагательными и причастиями и деепричастиями, реального Художественного произведения не получается. А по простой причине: констатация факта – это документ, что тоже важно для истории. Но, изучая кучу документов про войну 1812 года, писатель Лев Толстой создал роман-эпопею, поистине Художественное произведение. В нем нет цифр и исчислений, которые были в документах, в романе много прилагательных и тех же причастий, которые не причастны к документам.
Все герои романа «война и мир» изображены «образно», типично, и\или типизировано. Хотя может быть реально, персонаж имел прообраз в жизни, но он показан, описан так, что мы можем встретить похожих Болконских и после, и даже в наше время, и таких, как Наташа Ростова девушек, похожих, можно встретить и в 19 веке и в 20-ом и даже в 21-ом. Все герои типизированы – тот же герой-партизан был не один такой, их было много и они все похожи на того партизана, которого описал Лев Толстой.
Даже в использовании фантастического вымысла Писатель проявляет Художественность: использует фантастику, как средство реалистической обрисовки действительности. Например, «Нос» Гоголя – подлинный шедевр фантастико-реалистического повествования. А также с большим мастерством фантастика использована в «Шинели». Гоголь проявил освоение «невероятного», фантастического в целях освещения реальных черт, свойств действительности, характеров людей.
Для истинного художника (художника слова, каким и должен быть Писатель), как утверждал Гоголь, - нет «низкого предмета в природе». Самые несхожие явления окружающего мира, все то, что составляет содержание жизни человека, все то, что интересует его, может и должно быть объектом искусства. «В ничтожном художник-создатель так же велик, как и в великом, - писал он в «Портрете», - в презренном у него нет уже презренного, ибо сквозит невидимо сквозь него прекрасная душа создавшего». Обращаясь к различным сторонам жизни, художник не просто воспроизводит, а обогащает их. Эту же мысль писатель развивает и в «Мертвых душах», заявляя в лирическом отступлении, что – «равно чудны стекла, озирающие солнцы и передающие движение незамеченных насекомых», что «много нужно глубины душевной, чтобы озарить картину, взятую из презренной жизни и возвести её в перл создания». А еще, важное, - Живая общественная устремленность, гражданственность составляют неотъемлемую особенность творчества Гоголя. «Поверь, - писал он Шевыреву, - что какое ни выпусти художественное произведение, оно не возымеет теперь влияния, если нет в нем именно тех вопросов, около которых ворочается нынешнее общество».

Не раз мы слышали, что Писатель должен «выражать правду жизни», как Астахов писал о Сибири и прочие писали о проблемах общественных. И по мнению Гоголя, подлинный художник не должен стоять в стороне от современной жизни, от её коренных потребностей. Даже более того, оправдано выражение: «Поэт в России больше, чем поэт». «…Писатель, - заявлял Гоголь, - может, более чем кто-либо другой, быть разрешителем современных вопросов». «Социальность» Гоголя выражалась в преимущественном внимании к тому, что характеризует физиономию современного общества, что определяет его черты, движущие пружины его жизни. С полным основанием Гоголь называл «Ревизора» - общественной комедией.

Вот маленький парадокс. Сегодняшние горе-писатели, писать стараются также: и красиво и правдиво, но Художественного в их произведениях очень мало, потому что понятие «Художественности» утеряно и ему надо учиться заново.
Сегодня появилось и уже существует искусство иррационального характера. Почти на уровне Фрейда, фрейдизма. Писатель якобы пишет инстинктивно, интуитивно и прочее. Происходит такая-некая – «деидеологизация» искусства. Правомерность такого рода процессов иногда пытаются обосновать, используя достижения кибернетики, компьютеризации общества.
Однако, если писатель не имеет, не несет в себе никакой идеологии, то у него не получится, и не получается реального Художественного произведения. Без мыслей: что такое добро, что такое зло – получается плохо и совсем нехорошо. Многие выдающиеся писатели постоянно отмечали громадную роль творческой мысли, идейных принципов литературы. Вот как писал об этом Чехов: «Если отрицать в творчестве вопрос и намерение, - то нужно признать, что художник творит непреднамеренно, без умысла, под влиянием аффекта; поэтому, если бы какой-нибудь автор похвастался мне, что он написал повесть без заранее обдуманного намерения, а только по вдохновению, то я назвал бы его сумасшедшим». (Полное собрание сочинений и писем).

Изучая жизнь, а затем запечатлевая её в художественных образах, писатель совершает тончайший и сложнейший труд по отбору и выделению значительного и интересного. Тончайшую работу по своеобразному анализу явлений действительности и их синтезу.
Такой у нас век! Что работа писателя обесценилась. А художественных произведений не стало совсем. Многие сегодня пишут о событиях своей жизни: «я ходила воровать яблоки по соседним садам в деревне, потом пошла по берегу и поскользнулась и упала в воду, а меня вытащила подружка – она меня спасла и она герой» - вот такие тексты мне приходилось видеть тут на прозе ру. И это считается – «художественное» произведение, а автора приняли в ООО Союз – и она уже считает себя писателем! Ужас современной жизни. Интересно, когда это «она» ходила за яблоками? Весной или всё же осенью? Когда это упала она? – дождик был? Или стояла адская жара? Таких перлов можно найти тысячи! И вообще, воровать яблоки - это хорошо или плохо?

И тот же Лев Толстой, в свое время, критически оценивая современное ему «бездумное» искусство, всякого рода натуралистические упражнения, говорил:
«Но разве это искусство? А где же одухотворяющая мысль, делающая бессмертными истинно великие произведения человеческого ума и сердца?» - (из писем Стахову). В иной связи, но столь же ясно и убедительно о роли творческой мысли писал и Пушкин в своих заметках о прозе. Проза, заявлял он, «требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».

В процессе творчества, несомненно, весьма важную роль играет характер понимания писателем окружающего мира. И не только в том, какие стороны, какие явления и события привлекают внимание писателя. Особенности ясно выражаются и в том, что он считает существенным и характерным в современной ему жизни или истории, в чем он видит возвышенное и низменное, комическое и трагедийное.
Крупных художников слова никак нельзя отнести к числу пассивных созерцателей жизни. Пытливый интерес к миру и людям, стремление их понять – проявляются у писателей разных литературных течений.
Смелое обобщение жизни (с одной стороны) – и безучастное созерцание окружающего (с другой) – «несовместимы». Анатоль Франс следующим образом рассказывает о деятельности ученого-физиолога Мажанди: «Мажанди производил множество опытов без всякой пользы. Он страшился гипотез, как причины заблуждений… он вскрывал ежедневно собак и кроликов, но без всякой предвзятой идеи и не находил в них ничего, по той простой причине, что ничего не искал». Эти остроумные суждения А. Франса имеют отношение к литературе. Они убедительно говорят о значении творческой целеустремленности, как для ученого (в примере), так и для художника слова.

Типизация явлений жизни находится в тесном взаимодействии с творческой целеустремленностью писателя, с теми идеями, которые так или иначе направляют его художественные искания. Проще сказать – для чего писатель пишет, для кого?
Одаренный писатель может накопить большие знания, касающиеся той или иной сферы жизни, быть весьма осведомленным человеком в той или иной области, и тем не менее – при отсутствии широкого взгляда на жизнь – он оказывается бессильным раскрыть существенное что-либо в действительности.
В рецензии на «Картины из русского быта» В. И. Даля – Н. Г. Чернышевский отмечал: что важнейший недостаток его народных рассказов состоит именно в том, что Даль, писатель, не обнаружил глубокого и верного понимания народной жизни. Но – «он знает народную жизнь, как опытный петербургский извозчик знает Петербург», ему известны отдельные переулки и улицы, но настоящего представления об облике города в целом, о его характере, о его особенностях – он не имеет.
Так и мы можем все знать о своих друзьях, о которых пишем, обо всех маленьких подробностях, - а о характере их, об их сходной стороне со всеми людьми и об их особенностях и отличиях ничего не сказать.

Горький много писал для начинающих писателей. В своих суждениях от имени читателя Горький выразил свое тогдашнее понимание литературы, её общественное назначение. Отрицательное отношение читателя (по словам Горького) вызывает описательная, бескрылая беллетристика: «Загромождая память и внимание людей мусором фотографических снимков с их жизни, бедной событиями, подумай, не вредишь ли ты людям? Ибо, - сознайся! – ты не умеешь изобразить так, чтобы твоя картина жизни вызывала в человеке: мстительный стыд или жгучее желание создать иные формы бытия… (начать жить по-другому). Можешь ли ты ускорить биение пульса жизни, можешь ли ты вдохнуть в неё энергию, как это делали другие? (писатели: Достоевский, Толстой с Анной Карениной). Да хотя бы задуматься над собой можешь ли ты заставить читателя своими словами, которые сухо, как протокол повествуют.
Объединяющую мысль, как ведущее начало творчества Горький видел в страстной борьбе против мерзостей жизни, в том, чтобы неустанно звать к созданию иных форм человеческого существования. Широкий и активный подход к действительности сливает воедино и большую мысль и чувства, и передовые идеи и живые художественные образы.
Конец.


Рецензии
И все таки, как историк, я просто возмущена тем, как Толстой исковеркал исторические события. Обелил своего дядю. Совет в Филях был не после Бородинского сражения. Решение было принято Кутузовым.когда он осмотрел укрепления на Поклонной горе.Ловушка. И отдал приказ оставить Москву. Но никто не посмел поставить все на место. Так эта ложь и вошла в историю.И унас прочное и неправильное представление.
А я - могу. Вот именно ускорить биение жизн и и заставить задуматься читателя над ней.

Семь книшг издано и разошлись за очень короткий срок.

А если бы я не была уверена в себе, зачем бы я тогда бралась за такое трудное дело. Моя первая публикация появилась в 12 лет.

Жизнь на это положена моя.

Будьте здоровы.

Валентина Телухова   26.03.2019 13:00     Заявить о нарушении
Вот затем и используется писателем фантазия и выдумка, чтобы было очень похоже на подлинную жизнь: например, все знают, что выдуманное Пикулем воспринималось за подлинное довольно долго и некоторые ещё сейчас могут так думать - что Аляску продала Екатерина за два платья с бриллиантами и красивыми самоцветами! Аляску продал другой царь и относительно недавно. Когда Екатерины уже не было 100 лет! но писателю Пикулю поверили люди! Бывает такое с писателями - выдумают, - а люди верят! Удачи вам во всех ваших делах!

Сергий Чернец   26.03.2019 15:07   Заявить о нарушении
Насчет Аляски это опять вранье. Только положенное сверху вранья. Ну, подумайте сами, можно ли продать то, что тебе не принадлежит? Вы хоть сами помните карту России в конце уже позапрошлого века? Входит ли при Александре Аляска в состав России? Она заселена? Она освоена? И не продавадла Екатерина Аляску. ОНа СДАЛА ЕЁ В АРЕНДУ на очень большой срок. И когда пришло время продлить договор при Александре, то даже страны уже не было той, с которой догловор на аренду заключался. Вот и не ратифицировали договор. Отказались от претензий. Но за деньги. Что правильно было сделано. Другого просто быть не должно было. А вот одна не скажу кто дама недоучка выскочила в интернет с сенсацией этой, и опять вранье полилось рекой. И опять чуть ли не каждая бабушка в подворотне на скамеечке говрит своей подруге - а ты знаешь, Меланья, а Екатерина то Аляску не продавала. Да что ты говоришь, подруга. Ах, вот как было дело! Да сказок полно. Как историк, всегда столбенею, когда несведущие люди - пьяница сосед например_ утверждают, что у нас 300 лет было монголо-татрское иго. Помилй Бог! Как говорил Александр Васильевич Суворов, - чего бояться? Кругом свои. Давайте посчитаем. Впервые они появились в 1223 году. Битва на Калке. Наш национальный позор. Мы не празднуенм эту дату. Все князья с дружинами только и воображали один перед одним. Никакой слаженности в действиях. И вот - разгром. и помост на живых людях и пир горой у захватчиков. Под стоны умирающих под помостом. В 1237 - взятие Казани и Батыево нашествие. Чуть раньше монголо-татары взяли Киев. Но теперь это - чужая земля. Окончательно мы освободились в 1480 году. Мы их обошли. Даже битвы не было, а знаменитое стояние на Угре. Мы пришли с пушками, а они остались со стрелами и луками. Поскакали, попугали, а мы из пушечек по ним пуляли. Поглядели они на это дело - видят - не прохонджа. И вот ночью,втихаря они и ушли в степь. Даже костры еще не остыли, когда русская разведка перещла на тот берег. Где татары? А нет нигде. И след простыл.Получается от силы 250 лет. Да и то иго в смысле дань и признание верховенства монголо-татар в виде обряда, когда один из князей ярлык на Великое княжение получал и целовал басму - след босой ноги Великого хана золотой орды в теплом воске в изукрашенной шкатулке. А даже картина есть, где русский царь рвет ханскую грамоту. Опять ерунда. Он разбил эту шкатулку и растоптал ногами.у НАС ПОЛНО КОЛЛЕКТИВНЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ. бУКВА я не последняя буква в алфавите . Она первая. АЗ называлась в русской азбуке. А АЗ это и есть Я. В древних летописях так и написано - АЗ могу переити. То есть я могу перейти.Да вот подробности эти по большому счету никого уже не нужны. Помните замечательный анекдот? Лежит пьяный на площади кричит, где я? Где я?
Старушка сердобольная подошла и сказала, что на площади борцов. Зачем мне такие подробности? В каком я городе.
Разразилась я целой лекцией. Я несколько лет вела в хорошей газете рубрику "ДАТА". А меня спрашивали, зачем мне это нужно? И я всегда улыбалась и говорила, что борюсь с русским невежеством.Вот сейчас пишу книгу для детей о переселенцах По рассказам дедушки моего. Он у меня 1865 года рождения. Я у него поздняя очень внучка. Не могу ничего понять, как шли? путь то я уже проложила на карте. И поездом до Уфы, потом пешочком по СИбирскому тракту. Н а паромах вдоль Байкала, потом опять пешком до Шилки и потом на плотах по Шилке до Благовещенска. там в управе документы на землю и участок с номером на заселение. И землемер ездил и давал наделы. А они - первые - давали имя своему селу. ли в честь праздника, или в честь деревни, откуда сами пришли, а пока не назовут, не зарегистрируется за ними земля. Так вот я каждый звук выверяю.
Утомила? Будьте здоровы.

Валентина Телухова   27.03.2019 04:22   Заявить о нарушении
История никак не связана с художественным вымыслом! Вот о чём речь! Читателю не важно был ли Живой океан в "Солярисе" на самом деле и летали ли космонавты к нему на другую планету! Такие же дела про Аляску - пусть будет выдумка писателя - но она похожа на правду и всё! Всё! Так же и про Анну Каренину - Лев Толстой прочитал заметку в газетных новостях, что поезд сбил насмерть женщину упавшую с платформы - вот факт! Все об этом знают! а был ли Вронский? Была ли Каренина влюблена и так далее - всего этого не было и всё это выдумка писателя! и никакой не факт! Екатерина продала аляску за два эксклюзивных дорогих платья - тоже не факт! но народ верит писательской выдумке также, как верит в любовь анны Карениной! вот и всё! Удачи вам!

Сергий Чернец   27.03.2019 09:58   Заявить о нарушении
Нет, Сергей. стория и литература - разные вещи. История все-таки наука.И на фактах. Более или менее. А литература - биллетритика и химера. Химерой её Американцы называют. Выдумка. Так вот согласна. что Анна Каренина - образ нар исованный. Только жизнь - не нарисована и проблемы общественные не нарисованы. А ведь и "Живой труп" тоже из заметки газетной. И жена прообраза пришла к Толстому и просила его не публиковать произведение ради чести имени для детей. И он положил под сукно. За что я его больше еще уважаю. Он же поднимал ПРОБЛЕМУ о неравных браках, говорил с читателем на тему, имеет ли женщина право на личное счастье? Мы теперь знаем позицию общества в те годы в этом вопросе.

Да.Тема берется из жизни. Если прочитают люди про себя то навряд ли и узнают. Тетя Паша - это и тетя Нюра и тетя Клава и тетя Зина - в одном флаконе. Вымышленный и реальный образ. Это - отражение жизни. Но мы же не летопись пишем.
Мы создаем художественное произведение. У меня цель - показать людям. как они бывают хороши в некоторые моменты своей жизни. Поэтому с Аляской и продажей - так вендь не беллетртистика ведь научный факт. Так можно и так оскверненную историю превратить в роман по мотивам русской жизни. Менядонимали литераторы насчет "Слова о Полку Игореве". Почему не изучаю на уроках истории. Да что с них взять.
Хорошо, что второе образование у меня филологическое. Если история -это как бы скелет, то литература
-это все остальное. И сердце и душа и страдания и муки и понимание жизни и времени образное.
Будьте здоровы.
Набегов было множество и походов тоже. Один из них.

Валентина Телухова   27.03.2019 11:43   Заявить о нарушении
Проблемы поднимает любой писатель - проблемы социальные, коммуникационные. Общение между людьми! А факт не столь важен - Стругацкие вообще фантастику писали - а проблемы-то нашего мира сегодняшнего и пророческие на годы вперёд! И Лев Толстой - больше вопросов - чем ответов! Удачи вам!

Сергий Чернец   27.03.2019 13:12   Заявить о нарушении
В юносьти была просто ушиблена прлоизведениями Стругацких и другой фантастикой. Давали на нлчь почитать. И вот ночь без сна. И под одеялом с фонариком. Еще боьше таинственности. Хотя вот и Гоголь - тоже производил впечатдение. И фантастику какую только не читала. Запомнился сюжет, когда в далекой Америке нашел одинокий фермер какое-то существо - и без глаз и просто бесформенный мешочек бархатный с одним кармашиклом и каким-то камешком в нем. И рчядом что-то вроде клетки из нашего Ку. И он все принес домой. И даже вызвал врача. Существо нуждалось в помощи. Но врач оповестил округу. И вот любопытные. А он не пустил их в собственные владения. С ружьем. А существо отлежавшись несколько дней - понибло. И тогда он закопал его в землю. Но вдруг увидел,ч то из земли вырос початок, а из него - омолодивший гость из вселенной. И оно стало за ним везде передвигаться неведомым способом. Просто плавно летело над землей.А заряжалось с помощью вот этого камешка в лунные ночи. Фермер понимал его на интуитивном уровне. И вот когда это существо затосковало, фермер показал ему его клетку. Космический корабль его. Он был сломан. Для починки нужно было серебро. И этот старик отдал все накопленное в серебряных долларах свое серебро и чинит ему корабль. Потом они расстаются. Но вкаране у себя добрый человек нашел вот этот камень, от которого шло тепло и уменьшало его чувство одиночества.
Лет в пятнадйать читала и плакала. Так всех жалко было.

А теперь и сама знаю, что дороже любви человеческой и радости общения с достойными людьми - и нет ничего.

Спасибо за разговор такой содержательный. Будьте здоровы!

Валентина Телухова   27.03.2019 15:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.