Река жизни

Вот я купаюсь в извилистой речке,
Чувствую сильные руки отца,
И потому мне легко и беспечно,
И потому могу плыть без конца.
Остров Детства. М. Рябинин

Услышав эту песню, любой думающий человек начинает грустить. Для кого-то это светлые воспоминания, а для кого-то мрачная действительность, переходящая в беспросветную, рутинную обыденность.

Каждый из нас сталкивается по жизни с трудностями, которые вынужден преодолевать. Проблемы могут быть маленькими: первая двойка; встреча в парке с гопниками; потерянный «полтишок», выданный родителями на завтраки. Средними: разлука с девушкой (парнем); не поступление с первого раза в ВУЗ; переезд друзей в другой город. И большими: смерть близкого человека; потеря любимой, интересной работы; разрушение семьи; и в конце одиночество. 

Это хорошо, когда есть поддержка и опора в лице друзей, знакомых и/или родных. Они как в песне могут «подставить плечо», и человек не останется один-на-один с возникшей проблемой. Кто-то придет и поможет физически, кто-то психологически, а кто-то материально. Для данной категории людей все как нельзя складывается благополучно и хорошо. Но почему-то именно от них мы слышим больше всего жалоб на «трудную» жизнь. Здесь срабатывает принцип «маленького мальчика», чем больше плачусь и вызываю жалость, тем больше благ приходит. Самое грустное, что тем меньше этот человек замечает, каким трудом всем остальным эти блага даются. Многие таких людей называют «большиедети». С самого младенчества за них все всё делали и всё продумывали. Договаривались с учителями, врачами, а затем с ВУЗами. «Тепличные дети» выросли и не научились самостоятельности ни в чем, хотя получили хорошее образование, с работой им помогли, да и в личной жизни подобрали «достойную пару».

Гораздо сложнее, и этого обычно ни кто не замечает и не видит (а может и не хотят видеть), тем, кто в силу каких-либо обстоятельств или внутренних устоев, вынуждены преодолевать трудности самостоятельно. Их просто так воспитала «личная среда обитания». Воспитание и обучение у них проходило по принципу: «Брось в воду. Выплывет – поплывет. Не выплывет-потонет». Человек «выплыл» и «научился плавать», но понял, что может надеяться в любой ситуации только на себя, свои знания и опыт. Таких людей не много, но в большей массе  на них все держится.

Сразу в полной мере вспоминается правило Вильфредо Парето. «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата». Так, например, возьмем за идеал, что 100% общей работы должны быть распределены на 100% работающих. А на самом деле (опытным путем) складывается пропорция, где 20% работников выполняют 80% общей работы. При этом 20% работников получают 80% от общего фонда оплаты труда, и это совсем не предыдущие работники, выполняющие основной объем работы.   

Задача руководителя выделить основных работников и сохранять их как «зеницу ока». Проблема с такими людьми еще и такова, что выполняя «сонмы» работы, они ни когда и ни кому не пожалуются на объем, а будут молча «тянуть лямку» в душе завидуя тем, кто может уйти домой вовремя, и вспоминать те далекие времена детства, о которых поется в песне М.Рябинина…

Идти сегодня на работу не очень-то хотелось. Природа просыпалась от затяжной зимы и «сладко потягивалась» трелями птиц и первой зеленью на прогретых прогалинах. Мужчина шел не спеша, вдыхая полной грудью свежий утренний весенний воздух и наслаждался солнечными лучами восходящего солнца.  В голове «раскладывались по полочкам» дела, которые необходимо совершить в течение дня, обдумывался порядок действий.

Рабочий день встретил неожиданностью. В связи с получением нового сборника, необходимо было в кратчайшие сроки перерасчитать плановую нагрузку и показатели на работников по всем направлениям, которые курировал отдел. От этого зависела численность сотрудников и соответственно чьи-то судьбы!

Начальник отдела, без сомнений и колебаний, поручил это сделать нашему герою. Он не сомневался, что работник справится «в лучшем виде» и не упустит ни одной даже самой мелкой детали в расчетах. Но срок исполнения поставил жесткий – сегодня, до конца дня! Потом вдруг смягчившись, добавил, ладно если возникнут сложности, то завтра  до 8 утра.

В принципе работа была объемная, сложная, но посильная. Тем более, подобные расчеты уже когда-то проводил, и принцип знал, хотя и поменялась методика. Пришлось отодвинуть все планы в «дальний ящик», которые обдумывал, идя на работу. Хотя плановую работу ни кто не отменял и за её невыполнение с него спросят!
Погрузившись в инструкцию и начав прикидывать исходные материалы, не заметил, как пролетели два часа рабочего времени.
- Помоги с таблицей. Что-то формулы не считают. – Из мыслей его выдернул своей просьбой коллега, который постоянно крутился возле начальника. Так сказать правая рука «по организации отдыха руководителя».
- Я тебе по почте переслал, ты же можешь проверить, что и почему! – Хотя это была и просьба «организатора банкетов», но с внутренним нажимом, что сделать необходимо.
- Хорошо, я посмотрю. – Ответил наш инженер и скачал файл из почты.
«Немного отвлечься не помешает», подумал он и стал просматривать колонки цифр. Взгляд сразу зацепил, что в некоторых местах значения подгонялись «вручную», и соответственно формулы Экселя были порушены сознательно. Естественно итоговые данные получались не корректные и не правдоподобные. Пришлось лезть в «общую» по отделу электронную папку, просматривать недельные входящие, корректировать не только формулы, но и сами цифры. К обеду итоговая таблица была готова и переслана по нужному адресу, но внутреннего облегчения не наступило.

Начиналось состояние, которое он так не любил… Чувство, что не успеваешь, можешь сделать, но не успеваешь. Ладно, подумал он, на обед не пойду - посижу, поработаю.

Обеденное время на пользу исполнения документа не пошло. Почему-то при всех расчетах получалось, что персонала должно быть в 1,46 раз меньше. Парень снова и снова перепроверял количество оборудования, его составляющие, общий объем произведенной продукции, плановый и нормативный. Цифры не то, что не шли, они показывали о превышении фактической численности персонала над расчетной. Взяв «старый» сборник, начал проверять как было посчитано до этого. Первые расчёты показали, что превышение лезет буквально во всём и по всем направлениям. От этого волосы на голове стали шевелиться и рубашка на спине стала предательски намокать!
- Василий, у меня бумагу принтер зажевал, а системотехники на телефон не отвечают. Сможешь вытащить? Мне надо было с обеда сдать на регистрацию письма! –

Голос девушки с соседнего отдела звучал с мольбой и такой надеждой, что отказать было просто не возможно.   

Нехотя встал и отправился смотреть принтер. Как назло принтер не просто сжевал бумагу, а разорвал на кусочки, которые застряли и ни как не хотели выходить «естественным» путем. Скорее всего, девушка, пытаясь вытащить застрявший лист, тянула его «против шерсти». Методично, потихонечку были извлечены и направлены в корзинку все мелкие кусочки, и принтер по рабочему заурчал.  Еще 45 минут послеобеденного времени ушло в бездну.  Взамен было получена стандартно заученная фраза: «Спасибо, ты настоящий друг!».

На клавиатуре его стола, встретила записка: «Почему не отвечаете на телефон. Звонили с Центра. Вы должны были сегодня после обеда отправить проект плана регламентных работ какой-то там технологической линии. Я не разобрала все дословно. Перезвоните сами по тел.***-**-**. Секретарь».

Отправив по электронке секретарю «Спасибо за сообщение», позвонил, и начал по ходу разговора придумывать, что вызвало задержку отправки регламента. На том конце трубки слушали внимательно и не перебивали… На все переговоры ушло еще половина часа. Время неумолимо стремилось к концу рабочего дня. Для уточнения плана работ, пришлось еще сделать несколько звонков на участки. Наскоро все набросав на бумагу, опять вернулся к справочникам.

16.00. Еще есть два часа в запасе. Но уже становилось понятно, что до конца дня сделать задание не реально.

От созерцания хитросплетений карты технологического оборудования оторвал звонок начальника отдела: «Как дела? Все подготовил? Когда принесешь мне?» В голосе слышались нотки раздражения. Но оно искусно пряталось за дружелюбным тоном «начальника – покровителя».
- Я пока не готов, не могу понять, почему и по «старому» и по «новому» нормативному сборнику получается превышение численности. Случайно не знаете, кто последний раз проводил расчеты, и когда это было?

Но ответ был прогнозируемым: «Не помню когда. Да ты и сам разберешься, я знаю!»
Следующий звонок был с проблемами родственников: «Знаешь, мы идем на юбилей, ты же сегодня посидишь с Миланкой? Она так образовалась, когда мы сказали, что ты придешь к ней в гости вечером! Уже вся в ожидании своего дяди. Приходи в половину седьмого, а не то мы опоздаем».
- Но я сегодня не могу. У меня важная работа, которую необходимо завершить до завтрашнего утра! А почему же вы раньше у меня не спросили, смогу ли я? – Внезапно начал злиться наш инженер, и прервав разговор, бросил трубку.

Ему очень хотелось увидеться с племянницей. С ней, и только с ней, он отдыхал душой. Из всех окружающих, именно она его любила, как могут любить дети – искреннее и без остатка. Он был для нее самым лучшим родственником, который иногда строжил в меру, но играл до самозабвения и всегда ей улыбался! Поняв, что с родней на ближайшее время, пока он опять им не понадобиться, ему не увидеться, от бессилия сжал до скрежета зубов челюсти.

Начали хлопать коридорные двери, значит конец рабочего дня. Большинство уходило домой к свободной от рабочей рутины жизни…

Адреналин, после мыслей от разговора с родственниками, добавил жизненной энергии, и он с «новыми силами» опять начал просматривать проектную документацию, сверяя ее по пунктам со своими расчетами.

Как это часто бывает, ответ лежал на поверхности, считать надо было по производительности модулей, то есть по совокупности объемов, а не по отдельным технологическим точкам. Озарение пришло внезапно, как «муза», только это была «чисто техническая муза». Проверив на одном модуле, получил цифры значительно лучшие, чем в предыдущих вариантах. С удвоенной энергией принялся пересчитывать и заполнять формуляр, постепенно радуясь и удивляясь, как такая простая мысль не пришла ему раньше.   

Когда работа «спорится» и настроение улучшается. Не заметил, как  закончил работу, определенную начальником отдела. На время не посмотрел, а зря! Шел десятый час вечера. Тишина располагала к дальнейшим действиям. Сел за обещанный регламент по плановому ремонту производственной линии. Продумав, прописал весь порядок работ и распечатал документ.

00.07. Встал. Ощущение было такое, как будто весь день по телу бегали табуны лошадей. Голова была ватно-тяжелая…

На автомате прошел мимо поста охраны и пожелал им спокойной ночной смены.

Добрался домой. Есть не хотелось. Во рту «кака». Душ почему-то не освежил, а вызвал дрожь. Забившись под плед, трясся, пытаясь согреться, пока не забылся тяжким сном.

Утро наступило безрадостное, будильник разбудил, но с кровати не поднял. Сил не было. Вчерашний выброс энергии сильно ослабил тело, и на освободившиеся места набросились всех видов болячки. Кое-как собравшись и вызвав такси, добрался до цехового терапевта. Вердикт – постельный режим, горсти лекарств и только через неделю на прием.

Закупив лекарств, определился с «местом» расстелил на диване в гостиной, возле большого телевизора и принялся «активно болеть». Выписали только через две недели.

За истекший период было всего три звонка:

Первый. Девушка из соседнего отдела, спросила, что так долго не видно, чем помочь и так далее. Отшутился, что справиться самостоятельно.

Второй. Начальник отдела по-отцовски «побурчал» об отсутствии на работе, но поблагодарил, что в срок и качественно произвел расчеты. И теперь сокращение ни кому не грозит! Даже более того, может быть, позднее еще увеличат численность отдела на одну единицу. Про то, что работа валиться, пока его нет на месте, благоразумно промолчал. Про жалобы «коллег», что бросил в «трудную минуту», так же говорить не стал.

И последний. Родственники успокоились и спросили когда выздоровеет. Позвали в гости. А то племяшка скучает и грустит!

Время, проведенное вне работы, пошло на пользу. Обладая аналитическим складом ума, постепенно все произошедшее за последние несколько лет обдумал.

Пришел к горькому выводу, что все окружение чего-то ждет от него, но взамен ни чего не дает. Решил, что постарается поменять свое отношение к жизни и окружающим, но уже заранее знал результат – ни чего не получится, просто потому, что он так устроен и ему с этим жить.

Как же он раньше не догадался, опять ответ лежал на поверхности. Ему не хватает настоящего друга, и это будет собака! Обязательно сеттер, излучающий всем своим видом миролюбие и доброту.

Просмотрев объявления в газетах, поехал на «птичий» рынок. И там встретился взглядом с тем «комочком» счастья, которого так ему не хватало. Именно там встретились две родственные души, и совсем не важно, что они принадлежали к разным биологическим видам!

Дальнейшее повествование уводит нас совсем в другой рассказ…


07.05.2015г.
г.Надым В.В.К


Рецензии