О казачьем мемориале В. П. Мелихова

Давным-давно древняя Елань, возраст которой исчисляется многими столетиями, богатая исконными казачьими традициями, не видела столько гостей из хуторов и станиц Шолоховского, Боковского, Верхне-Донского, Кашарского, Каменского районов, да и самого Ростова, соседних областей (Воронежской и Волгоградской), г. Москвы, ближнего и дальнего зарубежья на усадьбе Владиміра Петровича Мелихова, где в торжественной обстановке состоялось открытие Мемориала «Донские казаки в борьбе с большевиками».

Сам мемориал поразил гостей не только своей монументальностью, но и красотой, продуманностью ландшафта, в который он так мастерски вписался
В подтверждение сказанного стоит привести лишь несколько записей, оставленных в «Книге посетителей», а их более полусотни:

– Владимір Петрович! Вы сделали то, что нужно сделать! Спаси Вас Христос. Полковник Войска Донского В.Воронин. Ростов-на-Дону.

– Выражаем глубокую благодарность Мелихову В.П. и его помощникам в открытии Мемориального комплекса… Низкий поклон Вам от потомков П.Н. Краснова Никулиных, Бородиных, Астаховых.

– Слава Богу, что мы казаки и слава Богу, что на Дону есть человек, который смог воплотить в жизнь мемориал нашему Батьке – Атаману Краснову, после которого на Дону не было достойного атамана. Подхорунжий станицы Денисовская.

– С большой надеждой на возрождение России! Привет от Семиреченских казаков.

– Мы, жители г. Воронежа с полным восхищением благодарны Вам, что Вы создали такой памятник, который служит символом примирения и сплочения казаков Великой России. А.И. Крутских, И.А. Курьянов и др.

– Честь и Слава живым и павшим Донским казакам. От Казанского Юрта казаков Андронов.

А вот совсем трогательная запись, оставленная рукой восьмилетней девочки Тани Скидан:

– Благодарим за открытие Мемориала и памятник моему прапрадеду Мартину. Он был расказачен и погиб в лагере.

– Счастлив! Рад за Родину! Сотник ОКО «Хоперский округ ВВД».

– Слава тебе Господи, что дожил до этого момента. Походный атаман 1-го Донского округа Войсковой старшина В.Боков.

– Создателю классического Мемориала истории Донского края, героической личности – Владиміру Петровичу Мелихову Слава. П.Н. Крамсков. Ст. Вешенская.

Нет нужды и далее цитировать строки, полные слов благодарности и искреннего признания В.П. Мелихову, создавшему Мемориал, подобного которому в нашей стране нет.

Остановимся еще на одной записи, оставленной сразу пятью авторами – все они участники трагических событий в июне 1945 года в Австрийском городе Лиенце, где более тридцати тысяч донских казаков с детьми и женами были выданы английскими союзническими войсками Сталину. Практически все они потом погибли в советских концентрационных лагерях.

И вот, они, непосредственные свидетели тех страшных, что «не запить и не заспать», дней приехали в Елань. Старенькие, убеленые сединами, они проделали многоверстный путь, чтобы преклонить свои колени перед Крестом памяти и покаяния.

– Обидно было нам, ветеранам казачьего движения, было обидно и даже стыдно за нашу Родину и наш Донской край после посещения Лиенца (Австрия) в 2005 году. Где мы увидели казачьи ухоженные могилы и казачий музей.

Сегодня мы должны гордиться, что у нас появился такой исторический комплекс и открыт мемориал Атамана ВВД П.Н. Краснова.
Освещение Мемориала совершил Епископ Западно-Европейский и Женевский (РПЦЗ) Михаил (Донсков), сам потомок донских казаков, выросший в эмиграции, близкие родственники которого погибли в круговороте кровавых событий.

На митинге, который вел сам В.П. Мелихов, выступили Товарищ Верховного Атамана Союза Казаков России полковник П. Задорожный, заместитель Атамана Всевеликого Войска Донского В. Воронин, доктор исторических наук, профессор ЮФУ А. Венков, ветераны 15-го Казачьего кавалерийского корпуса Ю. Болоцков и А. Волков, директор Шолоховского межрайонного Узла электросвязи, уроженец х. Андроповского Еланской станицы И. Солдатов, благочинный отец Владимір и другие.

В выступлениях каждого из них красной нитью проходила мысль о том, что «потомки казаков, живущих ныне на Донской земле эту землю не посрамят. Стряхнут пелену безысходности с своих глаз и, помолившись Богу, засучат рукава и начнут возрождать свой край, беря в пример тех, кто отбросив малодушие, корысть и страх грудью своей, своей жизнью встали на пути мракобесия и уничтожения вековых традиций казачества и соединившись друг с другом объединяются одним чувством – любовью к своей Родине и ответственностью перед своими потомками».

Ниже публикуется статья В.П. Мелихова с описанием разработанного им проекта Мемориала. Этот текст дает достаточное представление о деятельности человека, брошенного за это за решетку.

Донские казаки в борьбе с большевиками

Более 20 лет создаются и дробятся "Казачьи войска" их Союзы, общественные и полугосударственные казачьи организации, но кроме множества генералов, вручающих друг другу ордена и медали "За возрождение казачества", торжественных обедов и помпезных шествий – мало, что можно увидеть в реальных действиях, а, самое главное, увидеть результат.

В чем же причина столь плачевного положения у потомков казаков донских, терских, кубанских и еще восьми казачьих войск? Почему все без исключения жаждут поддержки правительства в своем возрождении и развитии, при этом, безмолвно склоняя головы в ожидании данной подачки и готовые на все, лишь бы попасть под покровительствующую административную руку? Почему рядом разрушаются последние хутора, почему у людей, работающих на полях, скупаются за безценок выращенный их потом и кровью урожай? Почему на земле донских казаков никогда не знавших голода, люди сегодня еле-еле сводят концы с концами, почему молодежь массами бросает свою землю и уезжает в поисках лучшей доли?

Многие ответят, что нет правильной политики государства в отношении казаков и их деятельности, другие будут ссылаться на глупость аграрной политики правительства, третьи заявят о создаваемой мафии по скупке сельскохозяйственной продукции, немногие скажут о нравственном упадке – и все это будет верно, но не будет главным. Сегодня утеряна душа, отсутствует творческая созидательная энергия сердца. А за отсутствием этого – никакая работа, тем более разговоры, не приведут к результату.

И основной причиной данной утраты, является забвение моральных основ жизни казачества – Веры, Отечества, Семьи; забвение тех, кто сохранял в своей душе эти моральные основы, не щадя своей жизни защищал и свою Веру, и свое Отечество, и свою Семью от тех, кто посягнул на это. Те, кто, встав, против большевистского ига, показывая яркий пример самопожертвования на алтарь будущих поколений, – у этого поколения остался в забытье.

Есть такое выражение «мерзость запустения» – оно, как нельзя лучше, более всего, подходит не только к сегодняшнему состоянию хуторов и станиц, но в большей мере, и к духовному состоянию большинства населения.

Подавленное, не имея устремления и уверенности в себе, не чувствуя и не прося Божьей помощи, сознание не способно созидать. В таком состоянии можно только скулить и искать извне врагов мешающих твоей жизни, при этом, поступаясь всеми моральными принципами и оценками своей личной жизни.

Выйти из него без усилий над собой, над своей трусостью и эгоизмом без воспитания воли – не удастся.

Необходимо осознание происшедшего, когда малодушие и глупость многих, смогла одержать верх над горсткой безумно смелых, но одиноких в своем подвиге, верных сынов Дона.

Необходимо возвеличивание героев и выявление причин тех, кто смалодушничал или отступил от вековых традиций своих предков.

Невозможно примирение добра со злом, чести с безчестием, правды с ложью. В противном случае мы так и будем плестись в ожидании манны небесной, окованные цепями лжи и лишенные духа творчества и созидания на своей земле. И тогда эти же оковы нравственной слепоты мы передадим и нашим детям, и будущим поколениям.

Вот цель создания данного мемориала – осознание прошедшей эпохи, выявление в ней истинных героев и мнимых, увековечивание в будущих поколениях памяти тех, кто не лукавя и осознавая свою ответственность перед Отечеством, защищал его до последнего вздоха.

Пока данный мемориал – это частная инициатива, и, конечно же, в полной мере создать одному его будет практически невозможно. Но мы надеемся, что данная инициатива будет поддержана всеми теми, кто, не склоняя своей головы и не клянча для себя полномочий и помощи, реально желает возрождения духа и творческой народной инициативы в своем Отечестве, для кого прошлое является знамением будущего, фундаментом строительства настоящего.

Мемориал и планируемая деятельность

Мемориальный комплекс планируется создать в следующем виде: непосредственно сам мемориал, который будет находиться на открытой площадке в составе поминального креста всем погибшим казакам и казачкам, бронзовой фигуры Атамана ВВД Краснова П.Н., шести бронзовых барельефов:

1. Временно исполняющий обязанности Атамана Войска Донского – Волошинов Е.А.;
2. Командир партизанского отряда полковник – Чернецов В.М.;
3. Атаман Войска Донского – Каледин А.М.;
4. Атаман Войска Донского – Назаров А.М.;
5. Командующий Донской Армии – Денисов С.В.;
6. Начальник штаба Донской Армии – Поляков И.А.
и четырех мраморных крестов с наименованием особо трагических мест гибели казаков.

Конечно же, центральной частью данного монумента является памятник Краснову П.Н. Это вызвано тем, что, на мой взгляд, в период борьбы антибольшевистских сил в России, Атаман Краснов П.Н. являлся самой яркой личностью. Организаторы Белого движения, начиная с генерала Алексеева, в большей или меньшей мере, являлись если не организаторами, то активными участниками отречения Государя и сыграли определенную роль в последующих потрясениях, приведших к власти Временное правительство, которое развалило армию и государство.

Пожав посеянную ими же бурю, они, не покаявшись и не осознав содеянного, и оставаясь на тех же либеральных догмах, организовали борьбу с большевизмом, будучи оторванными от существующей действительности, да и от самого народа. Мы не умаляем ни смелости, ни мужества русских патриотов, генералов, офицеров и солдат Белого движения. Их безсмертный подвиг, их пролитая кровь навеки останется в памяти русских людей.

Но, по сути своей, руководство Белого движения и те, кого оно пригрело в своем правительстве, – это плод Февральской революции, которая боролась с революцией Октябрьской. Только в конце борьбы генералу Врангелю, ставшему после ухода Деникина Главнокомандующим Русской Армией, удалось своими делами придать Белому движению совсем иной вид – национально-государственный, но, к сожалению, было уже поздно.

И вот Краснов П.Н. на этом фоне является совершенно иным образом вождя антибольшевистского сопротивления. Он, как государственный человек и великолепный стратег, понимал, что одними военными действиями, без широкой коалиции союзников в данной борьбе внутри бывшей Российской Империи (Деникин признавал своими союзниками только Антанту), без решительных действий на почве государственного, законотворческого, военного и дипломатического строительства бороться с большевизмом не возможно. Он четко понимал – большевики, захватив власть, использовали ее для создания Советского государства, приняв на вооружение всю систему государственного устройства и понуждения.

А бороться с государством партизанской армией нелепо. Необходимо государственное образование, со своей системой государственного устройства, которая могла вести борьбу, используя все рычаги власти государственного устройства и их институтов. Это не был сепаратизм, это было прагматичное и трезвое решение создать государство – Всевеликое Войско Донское, которое, войдя в конфедерацию других государственных образований, поведет полномасштабную борьбу с Советским государством. И, лишь в последствии, после уничтожения большевизма, возможен был путь Единой и Неделимой России. Такой взгляд был не приемлем ни командованию Добровольческой Армии, ни союзникам по Антанте, которым было важно сохранить Россию, даже умирающую, но еще живую, союзницей против Германии и заставить последнюю держать дивизии на Восточном фронте.

За короткий срок Краснову П.Н. удалось не только восстановить Донскую Армию и создать Армию Молодую, но и в полной мере создать государство с полным объемом всех институтов государственного управления. Гигантский его труд и труд его соратников дали моментальный плод – открывались гимназии и кадетские корпуса, восстанавливались и начинали работать заводы, большевики были изгнаны практически со всей территории области.

Однако все его старания встретили крайне негативную оценку со стороны руководства Добровольческой Армии, положившие начало последующей отставки атамана и всех его помощников, прихода к атаманской власти генерала Богаевского, человека слабой воли и полностью зависимого от позиций Добровольческой Армии и союзников.

Память о П.Н. Краснове, его деяниях, а главное его результатах деятельности, не заслуженно подвергаются искажению и забвению. Наша задача – поднять ее на должный уровень. Вот почему центральным монументом в создаваемом комплексе, является памятник Краснову П.Н.

Далее в мемориальный комплекс будут входить музей и архив.

Задача музея будет состоять уже в более детальном освещении действий и поступков казаков и их вождей в период с 1917 года по 1920 год, а так же раскрытии причин, позволивших многим казакам перейти на сторону Красной Армии, того предательства, которое понудило Атамана Краснова П.Н. уйти со своего поста.

И, наконец, архив, задачей которого является сбор всех имеющихся публикаций, архивов и изданий, относящихся к вопросу деятельности и жизни Войска Донского и Донского казачества в период с 1917 года по сегодняшний день, как в России, так и за рубежом.

Мы хотим, собрав все доступные материалы, создать Донскую летопись с указанием не только хронологии свершившихся событий, но и понять поведение всех действующих лиц этих событий. Раскрыть побуждающие мотивы их поступков и деяний. И, конечно же, постараться понять, есть ли будущее у Донского казачества, есть ли оно сегодня. И, если есть, то каковы его перспективы.

Учитывая все вышеизложенное, мы обращаемся ко всем, кому не безразлична та деятельность, которой мы начали заниматься. Сегодняшнее состояние государства и ее административных органов не способно заняться данными вопросами, казачьи организации этим заниматься не желают. Те же, кто, имеет финансовые средства за счет русского народа, народ этот считает в большей мере источником наживы для приобретения еще большей прибыли и средств для удовлетворения своей похоти. Их не волнует (за редким исключением) ни будущее нашего Отечества, ни его народа, тем более они не рвутся к воссозданию исторической памяти и правды. Поэтому данная работа может быть осуществлена только за счет частной инициативы, отдельных граждан, осознающих свою ответственность и перед Родиной и перед своими предками, которые не жалели ни своей жизни, ни своего благополучия, ради одного – беззаветной любви к своему Отечеству и преданности своей веры.

В.П.Мелихов
Тексты взяты с сайта, посвященного Мемориалу:
http://www.elan-kazak.ru/


Рецензии