Мысли о реформе РАН

Реформу РАН передали в руки тех, против кого, как мне представлялось, собирались реформировать – академиков-управленцев, которые пытаются восстановить власть своих прежних кланов – не школ, а именно кланов, идет реванш прежних престарелых директоров, которые по понятиям возвращаются на ролях научных руководителей, что для многих выглядит как насмешка. Но все же период неопределенности дал шанс подняться тем представителям среднего и молодого поколений, кто не безнадежен, кто не увяз в кланах и не связывает с ними свое будущее.

Большинство среднего поколения в науке имеет довольно средний рейтинг и престижные фундаментальные гранты им, при текущем раскладе, редко перепадают. Однако, выход есть, даже отбрасывая радикальные подходы типа обязательной научной аттестации престарелых новоявленных научных руководителей, которая, несомненно, значительно проредит их ряды: в настоящих условиях не стоит разрушать структуру (другой-то нет), лучше правильно воспользоваться временем, ей отпущенным, для укрепления позиций здорового элемента в науке, молодых и не очень молодых, но оригинально и самостоятельно мыслящих исследователей и их микрошкол - зародышей, возможно, новых научных школ, которые идут наперекор старым кланам и не являются их преемниками. Как же быть, если научное творчество таким энтузиастам нельзя рассматривать как надежное ремесло?

Выход один - внедрение, коммерциализация, прикладные исследования – это и есть альтернатива, чтобы пережить это переходное время, не позволить разложению престарелых академических "верхов" перекинуться на здоровую часть более молодых поколений, отравить их волю, интерес к науке.

Нельзя торговать истиной (фундаментальным знанием) или, тем более, подделками под нее, выклянчивая гранты у академиков-экспертов, но можно торговать продуктами наукоемких технологий, доказывая на конкурсах перспективность своих разработок. Надо финансировать свои фундаментальные исследования собственными же инновационными разработками. Коммерциализации прикладного знания, увы, альтернативы не вижу.


Рецензии