Жизнь в письмах. 9 - Письма, статья в газете

      (Материал из книги "Жизнь в письмах".)

г. Харьков, 34,
ул. Высотная,4 кв. 13.
Грачёв Михаил
Иванович.

Добрый день! Здравствуйте, дорогой Володя!

Я только что вернулся из двухмесячной поездки на родину. Письма лежали не раскрытые у соседей и только сегодня, 26 февраля, я их прочитал.

Спасибо вам за письма и я очень рад, что Вы написали мне. Я несколько лет назад писал в Архив Советской Армии и мне оттуда сообщили, что сестра тов. Соколова находилась во время войны в д. Ченебечихе Горьковской области. Я написал письмо в облисполком г. Горького запрос. Мне ответили, что в области такой деревни нет. Видимо название деревни перепутали.

С чего начать Вам письмо?
Ваш отец, Соколов Виктор Андреевич, погиб на Бурлуцком разъезде Чугуевского р-на Харьковской области. Память о нём навечно сохранится. На новом здании вокзала Бурлуцкого разъезда прикреплена мемориальная доска, на которой написано: «Здесь 10. 01. 1942 г. при штурме дзота героически погиб ст. л-т Соколов В.А.». В совхозе № 5 ученики ср. школы так же чтят память Вашего отца. Об этом Вам, наверное, уже писали дети школы.

Знал ли я хорошо вашего отца?  На этот вопрос я отвечу: знал, и нет. Знал как хорошего солдата, боевого командира, товарища. О его семейной жизни я ничего не знал. Как-то он говорил, что его мать находится в ((Ленинграде)). Дело в том, что я с ним, можно сказать, не работал. Когда он пришёл в разведроту командиром, я был в то время комиссаром этой отдельной роты дивизии. Он пришёл 10. 1. 1942 г.. Этой же ночью он и погиб.

Но тов. Соколова я знал и ранее по совместной службе в 500 ЛАП 199 стр. дивизии. Он был помощником командира полка по связи. Когда он пришёл к нам в полк? Я точно сказать не могу. Но он пришёл в полк в период боёв. Когда мы выходили из окружения под Полтавой, он уже был в полку. Тогда он шёл впереди, вместе с начальником штаба дивизии и командиром гаубичного артполка, которые погибли при атаке, прорывая кольцо окружения. Твой отец смело шёл в атаку и немцы были смяты, мы вышли из окружения. Конечно, было немало потерь. Я ушёл из 500 ЛАП в другой полк дивизии, а он оставался в полку. Как видите, мы с ним встретились снова в бою, который для него был последним.

Володя, если есть у вас фотокарточка отца, то прошу выслать её мне, желательно в офицерской форме. Она нужна для комнаты боевой славы в школе и на разъезде Бур-луцком.

В отношении тов. Лося. В роте у нас такого не было. Видимо, тов. Лось служил вместе с твоим отцом ранее, в другом полку. Насчёт тов. Полижаева, я тоже не помню. Видимо «похоронную» подписывали из штаба дивизии, а поэтому я не мог знать такого. Подписывал ли я «похоронную» ; тоже не знаю. Видимо нет. Прошло около 30 лет с тех пор, за это время многое забылось.

Как сложилась моя жизнь после гибели вашего отца? Я ещё больше месяца работал в этой роте с новым командиром. Потом был переведён в отдельный миномётный батальон той же дивизии комиссаром, из которого убыл на учёбу. После работал политработником в полку. Был зам. командира полка по политчасти. Участвовал в многочисленных боях за Родину. В 1944 г. летом был тяжело ранен при освобождении Латвии. В настоящее время нахожусь на пенсии по приказу № 100, в звании подполковника в отставке. Имею семью: жену и двое детей. Проживаем в Харькове.

Володя, напиши мне о себе. Где работаешь? Есть ли у тебя семья? Где живёт сестра Валя? Напиши, откуда родом твой отец? Где родился? Где он окончил военное училище? Где проживают его родные? С какого года рождения твой отец?

Вот, пожалуй, пока и всё, что я хотел написать.

С приветом  / М.Грачёв /

    27. 2. 71 г.

Примечание: За Лося мне рассказала моя сестра. Она запомнила эту фамилию, когда жила с отцом и мамой в г. Хоросткове.  Лось служил вместе с моим отцом. За него я и спрашивал у Михаила Ивановича.

    *   *   *

г. Харьков.
Грачёв М.И..

Здравствуйте, Володя!
… Всё, что я знал о вашем отце, вам уже написали Красные следопыты школы совхоза № 5. Прошло много времени с тех пор, кое-что уже забылось, но тяжёлые бои с коварным и сильным врагом не забыты. О них часто напоминают раны, полученные при защите Родины. А сколько погибло замечательных людей? Память о них никогда не будет забыта.

Я уже вам писал, что я мало знал вашего отца, мало находился с ним вместе и не знал совсем его личной и семейной жизни.

Вы пишите о тов. Дубине, Антонюке, Генкине, Шлейфмане  и др.. Конечно, я всех знал их хорошо. Шлейфман был командиром 500 ЛАП. Он проживает в г. Киеве, видимо в отставке. Генкин – замполит полка. Антонюк ; делопроизводитель, проживает в г. Сквира Киевской обл.. Дубина ; командир дивизиона. Живы ли они, я не знаю…

Да, если бы не было перепутано название деревни, ваша мать ещё в 1965 году узнала бы все подробности гибели своего мужа. Жаль, что она умерла так рано.

В г. Харькове я проживаю с 1948 г., а родина моя – это Владимирская область г. Вязники. Красные следопыты развернули свою работу по инициативе писателя Смирнова С.С..

Вот, пожалуй, и всё, что я хотел вам написать.

С приветом  / М. Грачёв /

   11. 3. 71 г.

     *   *   *


г. Харьков.
Грачёв М.И.

Добрый день! Здравствуйте, Владимир!
… Вчера ходил в Управление дороги, договорился, что бы они сделали материал для Бурлуцкого разъезда (увеличили фотографию и написали текст биографии). Пока ещё результат не знаю. Материал сдал, обещают помочь. А то на разъезде установлена только мемориальная доска.

… Находясь в одной части с ним, я ничего не слышал плохого о нём, о его поведении. Да и была ли возможность заниматься в те дни напряжённых боёв с лютым врагом чем-то другим, кроме защиты Родины? Конечно, на фотографии тот Соколов В.А., который погиб, т.е. твой отец. Прошло много лет с тех пор, но знакомые черты близкого человека незабываемы. Не подумайте, что я какой-то литератор, поэт. Нет. А написаны стихи об отце с одним товарищем вместе, ради памяти хорошего друга. Ведь он погиб в том бою, в котором я, находясь в сковывающей группе, чудом остался жив. Отходил последним. Вот, пожалуй, и всё.

С приветом к вам  /М. Грачёв /

   25. 3. 71 г.


    *   *   *

г. Харьков.
Грачёв М.И.

Добрый день! Здравствуйте, Владимир!
…Фотокарточку получили. Не знаю, как получились снимки, я ещё не видел. Но они, наверное, уже сделаны. На днях пойду в Управление дороги, буду договариваться о времени, что бы поехать на Бурлуцкий разъезд и в школу совхоза № 5.

… В отношении могилы отца, здесь я в трудном положении. Действительно, после войны по указанию сверху все могилы были разрыты и останки их были перенесены в братские могилы, где установлены обелиски.

Дело осложняется тем, что твой отец нами не хоронился. В том бою, когда он по-гиб, я не был близко с ним. Я находился в сковывавшей группе, шёл в лоб. Твой отец, с одним из взводов, шёл во фланг. Когда он был убит, его выносил командир взвода, но он его не вынес, потому что наступал уже рассвет и по нему немцы вели огонь. Командир взвода снял с него планшет и взял документы. Он доложил мне об этом. Я был возмущён этим и потребовал от него, что бы он организовал вынос погибшего. Но нам так и не удалось это сделать. Вскоре разъезд был освобождён от немцев. Я пытался разыскать труп тов. Соколова, но это не привело к успеху. Так что о месте захоронения тов. Соколова никто не знает. Я пытался узнать об этом от местного населения, но ничего не смог добиться. Рядом с местом боя находился хутор Худой-Яр, но он был сожжён, а население было угнано немцами на запад.

Мою жену зовут Мария Николаевна, а детей – Станислав и Владислав.

На этом заканчиваю писать. С приветом к вам вся наша семья.

    5. 4. 71 г.

     *   *   *

г. Харьков.
Грачёв М.И.
   
Добрый день! Здравствуйте, Владимир!
… Всё, что вы сообщили о жизни отца перед войной, из его переписки с родными, мне напоминает нашу собственную жизнь в тот период. Западная Украина … знакомые места. В 1939 году я участвовал в освободительном походе, и целый месяц находился на новой границе.

Из номеров частей, которые вы сообщаете в письме, мне они не известны. Но это было на юго-западе, там, где находился и я, только в других местах. Я был в Западной Украине. Когда появился в части у нас твой отец, я забыл и не могу вспомнить. Но, видимо, это уже было в период боёв, при отходе на восток. В отношении Полижаева – я вспомнил. Это был командир разведроты, предшественник тов. Соколова. Последующая судьба его мне не известна. В отношении того, что Соколов погиб вместе с сапёром, видимо правдоподобно. Нам тогда были приданы сапёры для разминирования и проделки проходов в проволочных заграждениях. И мне помнится, один из сапёров не вернулся из боя. Может быть тов. Колий  знает, где захоронены тов. Соколов и сапёр? Об этом я вам уже писал. Я получил письмо из Н.-Степановки от г-ки Курило, которая сообщила мне, что их хутор был уничтожен немцами и никаких вещей тов. Соколова не сохранилось. Точно, где проживал тов. Соколов в то время – мне неизвестно. Может быть, он проживал в Гетмановке, где стоял наш штаб полка. Может там можно найти какие-то вещи, принадлежащие тов. Соколову.

Я получил письмо, написанное Ветлужским райвоенкомом, и ответил ему, где просил выяснить, где учился ваш отец, чтобы передать весь материал о тов. Соколове в ту школу в комнату боевой славы для воспитания детей на славных традициях воинов Советской Армии.
В отношении установления макета тов. Соколова на разъезде Бурлуцком – дело обстоит так: сейчас материал готовится и, видимо, к 20 апреля он будет готов. Я собираюсь вместе с представителем «Южной железной дороги» поехать туда, что бы установить там макет, побывать у учеников школы совхоза № 5. Они меня давно приглашают в новую школу, которую ещё не видел.

… Лучше тебе приехать в октябре, когда мы вернёмся в Харьков.

… Надо только узнать, в каком году тов. Колий видел погибших на Бурлуцком разъезде? Твой отец погиб при атаке, когда он вёл огонь из автомата, увлекая солдат за собой, и был убит (судя по вспышке) из противотанкового ружья или крупнокалиберного пулемёта.

С тов. приветом   / М. Грачёв /

18. 4. 71 г.

  *   *   *

г. Ветлуга.
Молчанов Н.Ф.

  Здравствуйте, Володя! С приветом Николай Фёдорович Молчанов!
Письмо твоё получил, спасибо. Получил так же коротенькое письмо от сестры от-ца. Посылаю тебе статью из нашей районной газеты, напечатавшей к 9 мая 1971г. в разделе «Сын Отечества» о твоём отце. Кроме того, 9. 5. 71 г. о подвиге твоего отца мной устно рассказано большой группе ветеранов войны и призывной молодёжи. Он занесён в «Альбом ветеранов и бывших воинов», наших земляков в городе.

Желаю тебе всего наилучшего  / Н.Ф. Молчанов /

     14. 5. 71.г.

Примечание: Это письмо военкома Ветлужского райвоенкомата.

                *   *   *

Газета
«Ленинское знамя»
Ветлужского РК КПСС.

                СЫН   ОТЕЧЕСТВА

                (Военно-патриотическая страница №9)

«СЛАВА   О   НЁМ   НЕ   УМРЁТ»

Лейся песня, взвейся слово,
К высям голубым.
Шли солдаты Соколова
Сквозь огонь и дым.
. . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . .

Это слова из стихотворения «Слава о нём не умрёт», написанного комиссаром роты М.И. Грачёвым, которой командовал наш земляк В.А. Соколов.

Рос он в глухой лесной деревушке Ченебечихе. Не чурался никакой работы. Умел увлечь за собой народ на новое дело. Не случайно, когда организовался колхоз, селяне выбрали его своим вожаком.

Пришло время выполнить гражданский долг – встать на защиту Родины. И Виктор Андреевич идёт в ((Мелитопольское)) военное училище. Окончив его, становится красным командиром. С первых дней Великой Отечественной войны он – на фронте, командует взводом, а затем и ротой.

Вот что писала о славном воине, нашем земляке, фронтовая газета: «Готовясь достойно встретить 24-ю годовщину РККА, бойцы, командиры и политработники части т. Давыдова усиливают свои удары по врагу… Бойцы ст. л-та Соколова разведали расположение противника, совершив ночной налёт, уничтожили 10 фашистов. Образцы мужества и отваги во время налёта показали командир роты тов. Соколов и политрук роты тов. Грачёв…»

Август 1941 года. Части дивизии с боями выходят из окружения. Убиты начальник штаба дивизии и командир гаубичного полка. Командование берёт на себя Виктор Андреевич Соколов. Смят вражеский заслон, и части дивизии соединяются с частями Советской Армии. И снова бои.

Январь 1942 года. Бурлуцкий разъезд Шевченковского р-на Харьковской обл.. Виктор Андреевич командует 257 отдельной мотострелковой разведывательной ротой 199 стрелковой дивизии. Много раз этот разъезд переходит из рук в руки. То немцы тес-нят наши подразделения, то наши теснят немцев. В последнем бою 11 января пал смертью храбрых замечательный командир, ст. л-т В.А. Соколов.

Память о нём свято чтят в Чкаловской ср. школе совхоза № 5 Чугуевского р-на Харьковской обл.. И как писал комиссар роты М. Грачёв, слава о нём действительно, не умирает. В зале вокзала разъезда Бурлуцкий вывешен его портрет и биографические данные. Поднят вопрос о переименовании совхоза № 5 в совхоз им. Соколова.

    В. Вьюгин

       8. 5. 71 г.

Примечание: В то время, когда был напечатан этот материал в газете «Ленинское знамя», макет об отце в здании вокзала Бурлуцкого разъезда ещё не был установлен. А о переименовании совхоза № 5 в совхоз им. Соколова, я ничего не знал, кроме того, что сообщала мне, Курило Е.Д.. Но об этом я в Ветлужский военкомат не сообщал. Возможно, об этом им написал Михаил Иванович Грачёв.

    Мой электронный адрес для контакта:  vladimir_sokolov_41@mail.ru

    (Книга "Жизнь в письмах" - Самиздат.)


Рецензии