Мой путь в искусство

( и в шутку и всерьёз)

Если вы хотите найти человека, совершенно не способного к сценическому действу, лучшей кандидатуры, чем моя, представить невозможно.  Проще говоря, артистическая карьера мне не грозила уже в раннем возрасте. Первый неудачный опыт случился, когда я училась во втором классе. Старшеклассники ставили спектакль, и им для постановки нужна была маленькая девочка, которой сценарием уготовили  незавидную роль пострадавшей от несчастного случая. Правда, бедняжку спасают, и всё заканчивалось благополучно. Почему выбор пал на меня, до сих пор – загадка. Никакого отношения к школьному театру я тогда не имела. Однако ребята обратились  к нашей учительнице Анне Георгиевне с просьбой отпустить меня с урока на репетицию. Согласилась она с неохотой,  к пропускам занятий в то время относились строго. Репетиция почему-то проходила во Дворце культуры шахтёров. Скорее всего,  драмкружок был организован там.  Сейчас точно не помню, что со мной должно было произойти по сценарию: то ли я ненароком под машину едва не угодила, то ли ногу сломала, и по воле автора пьесы юный комсомолец спешит ко мне на помощь,  относит в безопасное место и оказывает помощь.  Несчастного ребёнка я изображала честно, но когда юноша взваливал меня на руки и, приседая от тяжести, нёс, на лице моём, наверное, отражались совсем не такие чувства, которые должны быть по замыслу режиссёра-постановщика. Меня даже пытались ущипнуть, чтобы я немножко всплакнула или хотя бы состроила плачущую гримасу… Но тщетно! Во-первых, мне было очень неудобно в объятиях моего спасителя, по пути я неловко сползала вниз. И, видимо, на лице отображалось лишь желание поскорее встать на свои ноги и чтобы меня оставили в покое.  Эпизод этот репетировали несколько раз. Паренёк уже из сил  выбился, таская меня на руках, но желаемого результата от малолетней актрисы так и не добились.  На вторую репетицию Анна Георгиевна меня не отпустила, но организаторы спектакля не очень и настаивали.  Так бесславно оборвался мой путь к вершинам драматического искусства.
Неудачей закончились попытки стать самодеятельной артисткой и несколько лет спустя. Кажется, в седьмом классе замыслили мы поставить пьесу из школьной жизни.  Посвящёна она была борьбе с двоечниками. Классная руководительница  Галина Фёдоровна Сольба утвердила состав участников спектакля. В их число попала и я. Мне отвели роль отличницы, коей я  и была в действительности. Казалось бы, чего проще –отругать отстающего по учёбе товарища и показать ему пример прилежания. И слов-то у меня было немного. Но, как всегда – в ответственные моменты и на виду у публики, будто неведомая сила  сжимала горло, голос становился сдавленным и невыразительным. Одной репетиции было достаточно, чтобы Галина Фёдоровна очень тактично намекнула на мою «профнепригодность», и эту роль поручили первой красавице класса Вале Смоликовой. Она была не только хороша собой, но и талантлива: замечательно пела, танцевала, преуспевала в спорте. Правда, с учёбой не очень получалось, однако с ролью отличницы в пьесе она справилась на бис. Но я была не в обиде. Потому что уже поняла: сцена -  не для меня.
Однако жизнь диктует свои правила.  Пришлось мне всё же станцевать на школьных подмостках. Танцевать я любила, но одна и в непринуждённой обстановке. Была музыкальна, подвижна и в движениях выразительна. Однако в паре – все эти достоинства куда-то бесследно исчезали. А репетировали мы для концерта  Омскую полечку: держась за руки с девочкой, под ля-ля (языком) нужно было выполнять незамысловатые танцевальные фигуры. На репетициях, вроде бы, у меня получалось неплохо. В паре мы стояли с Валей Кутенковой.  И если бы не она, танец этот на концерте по моей вине закончился бы полным провалом. Первые па получились вполне прилично, но когда мы, подпрыгивая, должны были, согласно хореографическому рисунку, совершить круг, ноги мои почему-то несли меня только вперёд. Весь танцевальный караван уже делал поворот, а мы с Валей продолжали нестись вперёд. У меня не включался «поворот». Опомнилась я, когда напарница изо всех сил сжала мои руки (держались ими крест-накрест) и тем самым предотвратила столкновение с первым рядом зрителей: спотыкаясь, мы, наконец, поскакали в нужном направлении.  Хорошо, что танец заканчивался, и свой позор я переживала уже за кулисами. Предложений к участию  в групповых танцах я долго не получала. Да и вообще избегала выходить на сцену, потому что непременно терялась перед публикой.
Но пути Господни неисповедимы…  Удалось мне всё-таки блеснуть на сцене местного Дворца культуры «Шахтёр». Случилось это уже в преклонном возрасте, когда в почётном статусе пенсионерки работала я зав. отделом в газете «Нелидовские известия». Редактор наша – Диана, молодая, энергичная, умная, полная оригинальный идей и замыслов, предложила к 80-летнему юбилею районной газеты инсценировать этапы её истории. Когда обсуждали сценарий празднования, смеялись, подшучивали над собой, планировали варианты выступления… И поначалу это казалось мало привлекательным. К тому же надо было искать соответствующие костюмы, платья, атрибутику. Газета на протяжении своего существования меняла названия. Нам с Большенковой Светланой (зам. редактора) достался период, когда газета называлась «Лесоруб и колхозник». Лесорубом назначили Светлану, а я должна была изображать колхозницу.  Дома перерыла свои наряды, но ничего  «колхозного» не нашла. Выручила Евгения Алексеевна, моя старшая золовка. Платьице в мелкий цветочек, с оборочками и глухим воротником -стоечкой пришлось мне впору. Успокоило меня то обстоятельство, что не нужно было со сцены говорить никаких слов, к тому же выступали гуртом ( вместе не так страшно). Вот только бы не упасть и не споткнуться на ступеньках, поднимаясь на сцену. Этого, к счастью, не случилось.
Мы со Светланой открывали «парад» под комментарий редактора Дианы.  Держалась я молодцом, иногда только цеплялась потихоньку за руку лесоруба. С топором за поясом он олицетворял  надёжность и стойкость. Моя же задача ещё состояла и в том, чтобы не уронить грабли. Стоять на сцене пришлось долго, пока  не выстроились все выразители исторических этапов. Труднее всех пришлось шахтёру (его изображала наша корректор Светлана Анатольевна). В шахтёрском облачении, с отбойным молотком в руках (а весит он ой-ё-ёй!), она мужественно и до конца исполнила свою роль передового шахтёра.
Аплодисменты мы заработали дружные и долгие. Успех подтверждали и вспышки фотоаппаратов. Сотрудницам отдела культуры очень понравился фасон моего колхозного платьица. Даже спрашивали, где это я его хватанула. Словом, вечер закончился триумфом. Наконец-то мои театральные притязания были удовлетворены.

Светлана ВИНОГРАДОВА


Рецензии
Светлана! Рассказ очень понравился. Какой у тебя извилистый путь в искусстве. А я в младших классах школы записалась в балетную студию, которую вела престарелая балерина из Москвы. Под музыку фортепиано мы тянули носочки в первой позиции, второй и так далее. За успехи меня перевели в старшую группу. у нас была прима-балерина, которая танцевала в настоящих пуантах и в балетной пачке танец снежинок в постановке к Новому году. А мне досталась роль извозчика, котОрый правил тройкой лошадей и поил своих коней. Я справилась. Больше ничего примечательного за мной не водилось.

Татьяна 54   03.04.2016 09:34     Заявить о нарушении