Лапека

 
   Что означает Лапека, я не знаю до сих пор. Возможно это фамилия, а может быть просто прозвище, которыми в деревне любили наделять. Прозвище могло происходить от фамилии, от имени или отчества, своего или кого-то из предков, могло быть производным от профессии или рода занятий, а могло быть привязано к какому-то случаю. Например в одной деревне жили Волки. Когда-то давным-давно один мужик поймал и приволок живого волка, так его и прозвали - Сенька Волк, и прозвище это перешло на все последующие поколения. И ведь была у них обычная фамилия, которую в прочем мало кто знал, а вот если говорили - Волки, сразу понятно о ком речь. Так-же наверное и с Лапекой.
   Он появился в нашей деревне, когда делали свет, приволок на волокуше движок. Волокушу тащил трактор и управлял им молодой парень, которого все называли Лапека. Трактор я увидел впервые в жизни, настоящего тракториста тоже. Ну а после того как Лапека позвал меня и прокатил на тракторе через всю деревню, большего авторитета для меня просто не было. Я начал мечтать, что когда вырасту, тоже стану трактористом, как Лапека, буду ездить на огромном тракторе, так вкусно пахнущим соляркой и рычащем, как дикий зверь. О своей мечте я конечно всем в деревне рассказывал, рассуждал как это здорово быть трактористом, как один трактор заменит несколько лошадей, а то и всех сразу. Меня слушали, соглашались и поддерживали, советовали быстрее вырасти, стать трактористом, тогда в нашей деревне тоже, как и в других будет свой трактор и дела пойдут.
Но трактор в нашей деревне появился гораздо раньше, чем я вырос. И конечно вместе с Лапекой.
   Однажды в деревню въехал уже знакомый мне, серый, с лязгающими гусеницами и прицепленным плугом трактор. Доехав до маленького домика, умершей в прошлом году бабки Керсанихи и затем проданный родственниками в колхоз, трактор остановился. Я конечно был тут как тут и оказался первым кто встретил выпрыгнувшего на землю и подмигнувшего мне как старому приятелю Лапеку. А Лапека между тем подхватил под руки и высадил из трактора старушку и достал из кабины большой узел с вещами. Затем обратился ко мне:
  - Ну что, принимаешь в соседи? Мы с бабушкой будем жить в вашей деревне, я буду пахать поля, а тебя назначаю своим помощником, согласен? - и подал мне, как взрослому, руку.
Чуть не свалившись от счастья, я тем не менее буркнул:
   -Согласен,- и тоже подал Лапеке руку.
Вокруг начали собираться соседи, в основном старики и старухи, стояли поодаль, наблюдая за всем происходящим со стороны. Лапека между тем подхватил узел, взял под руку бабушку и завёл в дом. Через минуту в доме распахнулись оба окошка и новый жилец вышел на крыльцо. Оглядев немногочисленных собравшихся, как будто только что их увидел, Лапека поздоровался:
  - Здравствуйте, товарищи колхозники. Меня зовут Николай, мою бабушку Анна. Мы будем жить у вас, в этом доме, по распоряжению правления колхоза. Мне поручено пахать и сеять, в общем поднимать вашу отсталую деревню. Сами мы не местные, бретовские, в ваши края перебрались год назад,- сказав всё Лапека вернулся в дом, а старики начали расходится обсуждая новость.
  Кто такие бретовские, в деревне все знали, соседний район, затопленный при создании Рыбинского моря. Затопили давно, а вот люди и спустя тридцать лет ещё ищут место для жизни. В общем, как бы то не было, Лапека оказался в нашей деревне, с трактором, да ещё и назначил меня своим помощником. С этой новостью я обежал всю деревню, даже сбегал на ферму, рассказать тем кто на работе и не знает такой замечательной перемены. Главное конечно было, что я теперь тракторист, что Лапека взял меня на работу и я буду вместе с ним пахать и сеять. Гордость так распирала меня, что не хватало воздуха в лёгких. Я впервые сожалел, что наша деревня такая маленькая, что так мало людей в ней живёт, что некому больше рассказать о моём успехе. А хотелось, что бы весь мир знал о моём счастье, но мир ограничивался размерами деревни и раздвинуть тогда я его не мог.
  До вечера я ещё несколько раз, как-бы случайно, проходил мимо дома Керсанихи, но Лапека не появлялся. Дома долго не мог уснуть, много раз напоминал папке, что бы разбудил меня рано, когда будет выгонять коров. Я боялся, что Лапека уедет работать без меня. И всё-же проспал. Когда проснулся дома уже никого не было, наскоро одевшись, схватив со стола кусок хлеба, я со всех ног бросился к дому Керсанихи. Трактора не было. В заулке одиноко стоял плуг и всё. От обиды и растерянности я чуть не заплакал. Как-же так, как-же Лапека уехал без помощника, и главное куда. Я прислушался, гула трактора нигде не было слышно. Пробежав до околицы я ещё раз внимательно начал слушать, нет, где-то мычат коровы, собака лает, грачи орут, трактора не слышно. А вдруг Лапека передумал жить в нашей деревне и уехал навсегда, вдруг ему у нас не понравилось. Вернувшись к дому Керсанихи я попытался заглянуть в окна, но было высоко и ничего не получилось, приложив ухо к стене начал слушать, тихо. Тут мой взгляд упал на плуг и до меня ясно дошло, не мог Лапека уехать на совсем, раз оставил плуг, значит обязательно вернётся, надо ждать.
  Бесцельно прослонявшись по деревне пол-дня, каждые полчаса возвращаясь на околицу и вслушиваясь, я решил сесть у пруда и во что бы то не стало дождаться Лапеку. Что он вернётся сомнения у меня уже не было, раз оставил плуг, обязательно вернётся. И Лапека вернулся. Сначала я услышал гул, потом из леса появился и сам трактор. Первым моим порывом было бежать навстречу, но тут во мне шевельнулась гордость, обещал ведь взять в помощники, а сам уехал, так не честно. Что есть сил сдерживая свои ноги, готовые бежать и прыгать, я как можно более медленно пошёл в деревню, но с таким расчётом, что-бы когда Лапека подъедет к дому быть именно там. Расчёт оказался точным, у дома Керсанихи и я, и Лапека оказались одновременно. Я как ни в чём не бывало встал прислонившись к дереву и наблюдал, как трактор задом сдаёт в заулок. На этот раз к трактору была прицеплена телега, в которой стояли четыре бочки и лежали бороны. Заехав и заглушив трактор, Лапека выпрыгнул из кабины и с улыбкой, но как мне показалось извиняясь сказал:
  - Здорово, помощник. А я вот в МТС ездил, за соляркой.
  - Здорово, -сдержанно поздоровался и я. - Когда работать-то начнём?
  - Так вот завтра и начнём, бригадир сказал на Заполке пахать. Ты знаешь где это?
  - А то, я тут всё знаю.
  - Вот и хорошо, а то мне-то ваши названия пока не известны, так-что без помощника никак, хорошо что ты согласился.
Гордость опять заполнила мою грудь так, что перехватило дух, но с чувством собственного достоинства, не маленький всё-таки, спросил:
  - Во сколько начнём?
  - Так думаю часиков в семь, не проспишь?
  - Вот ещё, папка в пять коров выгоняет, я с ним встаю, - приврал немного я для важности.
  - Ну тогда отдыхай, завтра на работу, пойду и я ужинать, - сказал Лапека и подмигнул.
  В дом я влетел не чуя ног:
  - Мамка, завтра мы с Лапекой Заполку пахать поедем, в семь утра. Ты меня разбуди как папка коров погонит.
  - Так зачем так рано-то, -мамка всплеснула руками.
  - Собраться надо, поедуху взять, молока бутылку. Заполка, она вон где, на обед не приедем.
  - Ладно-ладно, -сразу согласилась мамка, -я и молока налью, и поесть соберу, работайте на здоровье.
 За вечер я ещё раз десять напомнил, что к семи мне на работу и проспать никак нельзя.
  Утром будить меня не пришлось, я проснулся когда заиграло радио. Мамка уже налила в бутылку молока и заткнула её газетой. Обед: хлеб, несколько солёных огурцов, луковицу и варёные яйца я сам сложил в папкину старую сумку и наскоро позавтракав яичницей побежал на работу. Лапека уже завёл трактор и прицеплял плуг. Проверив все крепления, он усадил меня в кабину и мы поехали. Я показывал дорогу. Заполкой называлось поле по дороге к полустанку, примерно в километре от деревни. Приехав на место мы вышли из трактора и Лапека огляделся:
  - Дня за три управимся,- сказал он, прикинув размер поля,- а потом на Загончики, знаешь?
  -Ещё-бы, конечно, там в прошлом году лён был, -с важностью ответил я.
Я чувствовал себя значимым и незаменимым, так-как без меня поле ему было конечно не найти.
   В обед мы устроились с Лапекой под деревом и достали свои припасы. Его обед меня несколько удивил, кроме хлеба у Лапеки была банка консервов в томате, а в бутылку налита обычная вода. Я начал его угощать яйцами и огурцами, луковицу вообще отдал целиком:
  - Ты ешь, я лук не очень люблю, да и молока уже с утра напился от пуза.
Лапека от угощения не отказался, и всё что было взято мы съели, одному мне и правда-бы не управится. А потом до меня дошло, что хозяйства-то у них с Лапечихой, как прозвали его бабушку, нет, а значит нет не молока не яиц, не даже луку. Когда приехали в деревню я предложил:
  - Ты приходи к нам за молоком, или хочешь буду приносить. У нас знаешь какая корова, каждый день мамка по три ведра доит. Мы и телёнка поим молоком и поросёнка, всё равно остаётся. И яиц у нас много, в кладовке две корзинки стоят, приходи.
  - Ладно, -сказал Лапека, -приду.
  Так начались мои трудовые будни с Лапекой. Сначала мы пахали, потом боронили, а потом с МТС привезли сеялку и мы сеяли. Сеять было особенно интересно, так-как к нам, трактористам, были приданы силы в виде двух мужиков, которые засыпали в сеялку зерно и на этой-же сеялке ездили по полю, встав на специальную приступку. Мне тоже было интересно покататься на сеялке, но мужики разрешали редко, сеялку сильно трясло и подкидывало и они боялись, что я свалюсь, а сзади за сеялкой, на цепях были пристёгнуты бороны, опасно. А ещё к полю постоянно подъезжали подводы с мешками зерна, часто появлялся безрукий бригадир Митряха, однажды, верхом на коне был даже агроном. Все меня хвалили за труд, бригадир даже пообещал выписать мне трудодни.
  Работали мы целыми днями, иногда Лапека садил меня на своё место и я сам управлял трактором. Он конечно поддёргивал рычаги, когда трактор немного отклонялся, но ведь на месте тракториста сидел я, значит сам и управлял. Особенно я любил, когда Лапека позволял мне сесть на место тракториста при въезде в деревню, тогда я становился важным до невозможности, даже если никого не было на улице на меня наверняка смотрели из окон.
  Один раз, когда мы пахали клеверище, вокруг трактора начали с криками летать луговки. Они подлетали так близко, что иногда казалось, что вот-вот залетят в кабину. Лапека остановил трактор и вышел, подумав немного прошёл вперёд и помахал мне - "иди сюда". Я выпрыгнул из трактора и подошёл.
  - Смотри, -он показывал вниз, я присел и увидел четыре яйца в крапинку.
  - Гнездо.
  - Гнездо,- согласился Лапека, - что делать будем?
  - Не знаю.
  - Надо перенести.
  - Куда, -удивился я.
  - А вон, на межу, -показал Лапека, опустился на колени и аккуратно взял яйца вместе с гнездом в руки. Потом понёс всё это к меже, сопровождаемый кричащими луговками.
  - Вот так-то лучше, -проговорил он вернувшись и садясь в трактор. Но только мы начали пахать, как луговки буквально нас атаковали.
  - Слушай, по моему их тут много, -озадачился Лапека.
  - Ну так что теперь, поле-то пахать надо, -не понял я.
  - Надо, но и по гнёздам не могу, давай искать и переносить.
До обеда мы ходили и ползали на коленках по полю, нашли не один десяток гнёзд, в каждом было почему-то по четыре яйца. Гнёзда с яйцами Лапека переносил на межу и укладывал в траву. Потом мы пахали и ещё несколько раз луговки поднимали шум и мешали нам. Мы останавливались, находили гнездо и переносили. За день мы вспахали совсем немного, вечером Лапека отправил меня домой, а сам ещё пахал.

   Прожил в нашей деревне Лапека недолго. Что случилось я не знаю, может с кем-то поругался, может просто напился. Но однажды летом Лапека начал давить трактором свой дом. Наехал на крыльцо, потом ещё и ещё, крыльцо покосилось и рухнуло. В деревне случился переполох, кто-то стал бить в колокол, все сбежались и начали кричать. А Лапека отъезжал немного и гусеницей пытался наехать на угол дома. Ему кричали: "Лапека, перестань" и я кричал со всеми вместе, но он никого не слушал и рушил дом. Подойти близко никто не решался. Потом с пастбища прибежал папка и встал перед трактором. Лапека растерялся и выпрыгнул из трактора, тут на него набросились мужики и связали вожжами, а связанного отвели в дом бригадира Митряхи. Бригадир позвонил в сельсовет и к вечеру приехал милиционер на мотоцикле. Связанного Лапеку усадили в коляску и увезли.
   Говорили, что за порчу колхозного имущества Лапеку посадили на три года. Больше его никто не видел. Его бабушка, Лапечиха, тоже из деревни ушла. Дом починили и там поселились плотники, которые ремонтировали скотный двор.


Рецензии
На лето мы с братом уезжали к бабушке в маленький посёлок Кировской обл. Наш дядька тогда там работал трактористом. Брал нас "помощником" по очереди и только за особые заслуги (например, борщ съесть весь со всем луком и капустой, натаскать воды в бочку из колодца). Это, описанное Вами ощущение счастья - запах тёплой солярки, рокот дизеля очень знакомо. До сих пор выхлоп старого тракторного дизеля вызывает прилив благости.
Рассказ Ваш, чудесным образом, получился многослойным. Лапека - добрый, мудрый человек. Неприкаян и неустроен. Неожиданно бунтует, разрушая собственный дом. Это же образ русского мужика. Собирательный, иносказательный.
Интересно, а сохранились протоколы расследования? Что произошло на самом деле?

Алексей Земляков   03.08.2016 16:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей. Вы как всегда глубоко, об образе, о глобальном. Протокола наверное сохранились в каком то архиве, истории-то пятьдесят лет. По ментовскому опыту, думаю обычная хулиганка, на почве употребления. А вот что сподвигло, не знаю, возможно какой то внутренний протест.
С уважением.

Мик Александров   03.08.2016 16:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.