КИНО

       КИНО.
В годы моего раннего детства, электичество еще не дотянулось своими проводами до нашего села. Мне запомнилась огромная проволочная конструкция вокруг керосиновой лампы, висевшей посреди комнаты, от которой тянулись провода в угол, к радиоприемнику. Запомнилось и название этого чуда техники – ТЭГК-10, в переводе - Термо-Электро-Генератор (для) 10 - линейной Керосиновой (лампы). Довелось видеть и радиоприемник «Родина – 47»,.
сзади которого стояло множество батарей, общим весом побольше двух пудов.
 Но приемников в селе было единицы, поэтому главным развлечением было кино. Дважды в неделю по вечерам село пустело – приезжала кинопередвижка. В огромном амбаре бывшего местного богатея стояли обычные лавки, на одну стену киномеханик вешал экран, а из другой через прорубленное окно волшебный луч рисовал на этом полотне очень далекую от нашего села жизнь. Детский билет в этот рай стоил целых пять копеек - огромные деньги! Кто-то умудрялся подкараулить снесшуюся в кустах соседскую курицу и сдать еще теплое яйцо за восемь копеек в магазин, кто-то выпрашивал у родителей, кому-то посчастливилось выиграть эти деньжищи в пристеночек. Нам же достать такую сумму было никак невозможо. Но выход был – киноаппарат работал от американского армейского генератора – солдат-мотора, неведомыми путями после войны попавшего в наш район. Выглядел он очень просто – на собственно генераторе – сидение, а перед ним – педали, типа велосипедных. Пятеро пацанов по очереди вырабатывали электричество, чтобы потом посмотреть второй сеанс, а в зале блаженствовали те пятеро, кому предстояло делать это, чтобы мы в свою очередь, устроившись на полу перед экраном и задрав головы могли увидеть те же чудеса. В залог того, что они не сбегут, киномеханик забирал у них кепки. Порядок и очередность этого процесса были распределены между нами по крайней мере на месяц вперед и соблюдались неукоснительно. Очень ценилась пятая очередь, в основном фильмы были по десять частей, поэтому каждый из пятерки дважды усаживался на то сидение, но иногда попадались фильмы и в девять частей, тогда, открутивший свой урок в пятую часть, всячески старался продемонстрировать остальным, как ему повезло.
Но… всему хорошему когда-то приходит конец. Так и у нас. В один, далеко не прекрасный для нас день, когда мы, как обычно наперебой стали совать «богу кино» свои кепчонки, он не стал их брать! Вместо привычного американского агрегата с педалями он вытащил из машины бензиновый электорогенератор! Немного повозившись с ним, торкнул ногой торчащий рычаг, двигатель затарахтел, насмехаясь над нами, над крушением всех наших надежд посмотреть кино… Киномеханик посмотрел на наши понурые мордашки, вдруг расхохотался, обнял нас всех сразу: - Идите, пацаны! Сегодня вам бесплатно! С дикими воплями радости мы помчались в зал!
 В дальнейшем нам пришлось всячески ухищряться, чтобы достать денег для кино, что-то придумывать. Поэтому я и решил стать киномехаником, чтобы все фильмы всю жизнь смотреть бесплатно. В неполные шестнадцать лет я вечерами ездил на велосипеде в райцентр на курсы и получил удостоверение киномеханика третьей категории!
Пригодились мне эти корочки в геологии – там в партии была профсоюзная киноустановка и по моему удостоверению в кинопрокате выдавали для нее фильмы. Да и сам я частенько после работы крутил фильмы, исполняя мечту детства.


Рецензии