На меня нацелен объектив. Поэт среди актеров

На меня нацелен объектив. Вечерние стихи 30 марта

ПОЭТ  СРЕДИ АКТЕРОВ  - АКТЕР СРЕДИ ПОЭТОВ

В прошлую среду мы присутствовали при уникальном явлении на передаче «Вечерние стихи», хотя  давно считала, что удивить меня  лично уже никто и не сможет. Но вот случилось же накануне печальной  апрельской даты, внезапного ухода великолепного   Игоря Царева, в его любимой передаче, которой он служил верой и правдой до последних минут жизни появился Николай Сердцев.

Должна сказать сразу, что увлеченная Голливудом и прекрасно зная биографии и фильмографии даже начинающих звезд, не говоря уж о Ричарде  Гире,  Роберте Родфорде, Киану Ривзе, Ал Почино и многих- многих- многих других уникальных талантах, имею смутное представление  о современных наших актерах. Да почти ничего не знаю, если честно.

Потому на экране Николая, увы, увидела только в эпизоде, который появился в передаче…Так уж получается, что все шедевры на дисках, а дисков с его участием у меня не оказалось…

Тем интереснее оказалось знакомство в поэтической передаче с актером, пишущим
великолепные стихотворения или поэтом в современном кино. Вот это нам и предстояло выяснить в любимой передаче.

Но одно бесспорно изначально – очень интересно взглянуть на наш мир глазами актера, который уж точно в поэзию пришел не за популярностью – на голубом экране она найдет его значительно быстрее, чем в угасающем огне лирики. И все-таки  он рискнул обратиться к лирике, чтобы рассказать о времени и о себе, и первая профессия должна поспособствовать творению уникального
 поэтического мира.

На меня нацелен объектив,
Вечность с оператором в тандеме
Строят гору из альтернатив
Горьких одиночеств перед всеми.
Справа радость, слева то же зло,
Счастье сверху световым прибором
Фильтр ожидаемо прожгло
И ушло гулять по коридорам.
В длинном списке всех кинопотерь
Этой никогда не будет места,
Потому что я играю честно
И держу незапертою дверь.
http://www.stihi.ru/2016/03/11/4680

У Николая есть большое преимущество перед нами перед всеми, он может рассказать о том, как снимается кино, и это само по себе невероятно интересно…

Помню свое первое явление в столицу  в детстве, в  аэропорту «Домодедово», когда мы только что шагнули туда, немного пришибленные после перелета, снимали какой-то фильм. И  мы с подругой  оказались среди зрителей, и актеры прямо перед нами играли сцену, не обращая внимания на толпу, много чего случалось потом в дорогой столице, но вот этого не забуду никогда.

Николай рассказывает нам историю того самого героя, который должен играть вот  в такой уникальной ситуации, что может чувствовать в этом случае человек, если он еще рожден ПОЭТОМ?  Это нам и предстоит узнать и открыть для себя. Я и вспомнила тот эпизод в аэропорту, когда повторяла его строки

Вечность с оператором в тандеме
Строят гору из альтернатив
Горьких одиночеств перед всеми.

Ведь актеру  не  только жить  но и работать приходится  часто  вот так – в толпе,  отрешившись от бытия.

Очень точно сказала об этом Ф.Г.Раневская,  что ты пришел в баню помыться, а туда привели экскурсию – уникальная ситуация, любопытная для того, кто наделен поэтическим даром, потому что он может нам ее передать при помощи слова, и говорит с нами не любитель, а профессионал.

Второе стихотворение на эту  тему я бы лично сделала визитной карточкой для самого Николая, потому что  оно не только об актере и его работе, оно и являет нам уникального поэта.

В нем есть та мистика,  тот двойной ряд, параллельный мир, который мы так любим в творчестве вообще,  и здесь в частности – это и магия кино, и магия  поэзии  в лабиринте одного текста

Снимается кино

Николай Сердцев

Снимается кино. Не вижу режиссера
И  мне сценарий не дают читать,
Но знаю- эпизод мой будут скоро
Без репетиции снимать.

Ох ,слепит луч сверхмощного прибора,
От слез в глазах сплошная пелена,
И слышу шепот кроткий режиссера:
-Представьте ,что сейчас война.

И тут же - всполохи на августовском  небе
И тяжкий, низкий гул ста тысяч канонад,
На горизонте вижу черный гребень,
А вслед за ним - кромешный ад.
 
Но я сыграл. Погас прибор. Все снято!!!
В машине группа - мне махнут рукой.
И я один стою в воронке от снаряда,
Везде руины, пепел и покой.

Послушайте, а что же будет дальше???
Когда монтаж? Озвучка, наконец?
А мне в ответ - лишь траурные марши
И мрачный шелест сочинских колец.

Последнее кино. Спасибо всем, спасибо.
Жаль, режиссера не узрел лица
В лучах его пронзительного нимба,
На кресле надпись: "для Творца".
http://www.stihi.ru/2016/02/24/4687

Вот какая удивительная история скрывается за обыденным названием «Снимается кино». И читатель, и слушатель уже причастен к волшебному действию,  только боюсь, что на этой съемочной площадке вряд ли могут появиться случайные зеваки, если даже сам актер не разглядел лица режиссера, то нам –то его увидеть…

Вот так сказать и о  работе, и о войне, и о вечном – это дорого стоит, если бы у Николая было только одно это стихотворение, он бы все равно остался в  летописи поэзии 21 века, потому что ШЕДЕВР получился.

Но мне кажется, что похвалить поэта надо именно за то, за что ругала его Галина Ивановна.  Тот яркий образный ряд,  почти сценарий с раскадровкой, та ясность, рождающая  описанную сцену перед глазами, тот лирический герой, который несет новые чувства и ощущения – этого всего давно не встречала в современной поэзии, и именно актерское начало в авторе помогает ему сотворить  и  уникальную лирику, цепляющую, неповторимую, врубающуюся с  память..

Говорить можно бесконечно много,  но хочется остановиться и на стихотворениях с историческим сюжетом, которые именно благодаря всем перечисленным  выше качествам тоже невозможно пропустить, забыть. Вот и «Стояние на Угре», прозвучавшее в передаче, отбросившее нас в 1480 год,  когда  было наконец покончено с монголо-татрским игом – тема несостоявшегося сражения сегодня невероятно актуально. В эпоху , когда мир сошел с ума и никто даже не пытается прекратить бесчисленные войны надо было бы вспомнить о том уникальном времени

Был ноябрь с дождем,
А на лицах азарт,
Ставки были весьма высоки.

Ох, обманчив подлец-
На реке первый лед,
Переправой желанной маня.

Эту речку Угру
Так никто не пройдет
На исходе тридцатого дня.

Кто сказал -только бой,
Окровавленный меч
Может воздух свободы принесть?

Иногда просто стой,
Не воюй ,не калечь-
И придет долгожданная весть.

http://www.stihi.ru/2016/03/03/8889

Николаю часто удаются финальные строки стихотворения, концовки, что само по себе замечательно, но вот эти три строчки, может быть при помощи пресловутого 25 кадра надо было бы вбить в голову каждого  человека, и особенно политиков всех страстей и мастей.

Иногда просто стой,
Не воюй, не калечь -
И придет долгожданная весть.

Это как  раз тот случай, когда поэзия может реально влиять на  жизнь и судьбу каждого из нас, только перед нами  не классический пример, когда « к штыку приравнивали перо», а новый, когда перо может заменить штык, чем собственно поэт и должен на самом деле заниматься в новом, 21 веке. Это удается не многим. У Николая так получается, к счастью..

Снова думаю о внезапном уходе Игоря Царева в начале апреля. Тогда перевернулся и стал другим весь мир, и  открываю стихотворение Николая, какая дивная перекличка с моими мыслями и чувствами. Такое случается, когда в наш мир врывается Поэт..

Эти  строки – повод задуматься каждому из нас о том, как мимолетна жизнь, как внезапно она может оборваться и все канет в бездну, а потому и жить надо  сегодня и постараться успеть как можно больше. А пожалела я только о том, что Роберт Редфорд и  Харрисон Форд не пишут стихотворений. А как было бы здорово открыть их и в лирике тоже. Но у нас есть Николай Сердцев, нам повезло значительно больше

Если б знать, что это лето не последнее
Николай Сердцев

Если б знать ,что это лето не последнее,
Быть уверенным еще в десятке осеней,
Я не стал бы ждать чего-то летнего
От сентябрьского утра с легкой проседью.
 
Я не стал бы мучать  журавлей вопросами ,
Не встревал бы в разговор березок с кленами,
В листьях , что на Яузе разбросаны
Не искал бы одного его, зеленого.)

http://www.stihi.ru/2016/03/11/4680


Рецензии
Сразу брошусь в бой по поводу предыдущего рецензента. Фотогеничность одних притягивает, а других отталкивает. Счастливая мужская рожа может сыграть на психику по разному. Рожа с бородой - ага, менее счастлив, поставим плюс. Сочувствуем.
Та же морда без бороды, гладко выбритая - ага, слащавый маменькин сынок.
Не сочувствуем. Минус.

Зажиточный Пенсионер   03.04.2016 20:17     Заявить о нарушении
Да на внешность я обращала внимание в последнюю очередь. Сколько красавчиков неотразимых на передаче, но если о текстах сказать нечего, то она скорее только мешает, вызывает досаду...Это же не конкурс красоты, хотя и там все очень условно, а мы говорим или не говорим о том, что написано и прочитано. Кстати, артистического чтения не люблю, даже М.Козаква, поэты по другому читают совсем, это тоже скорее минус, хотя у Николая - золотая середина между тем и этим.
Любовь

Любовь Сушко   03.04.2016 20:27   Заявить о нарушении
Надо брать красавчика, а в его уста вкладывать мысли пожилого, умудренного человека. Тогда аншлагбаум гарантирован.

Зажиточный Пенсионер   03.04.2016 22:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.