Воскресенье 3-й недели Великого поста

            Неделя  Крестопоклонная.

    В третью неделю Великого поста празднуем поклонение Честному и Животворящему Кресту. Поскольку сорокадневным постом мы в некотором роде распинаемся, умерщвляя в себе страсти, скорбим, каемся и кладём земные поклоны, то Церковь предлагает нашему вниманию Животворящий Крест. Память о великих и спасительных страстях Христовых должна вдохновить на подвиг, укрепить наши силы и утешить. Ведь если Сам Бог ради нас взошёл на крест, то и нам немало подобает ради Него потрудиться. Таким образом, наши страдания облегчаются памятью Владычних скорбей, надеждой на спасение и славу, открывающихся крестом. Как Спас наш взошёл на крест и прославился жизнью, в которой терпел уничижения и горечь, так и мы с Ним прославимся, если в этой временной жизни будем достойно переносить страдания и скорби.

           Можно выразиться и иначе. Утомившиеся странники, проходящие долгий и тяжёлый путь, увидев дерево, отбрасывающее тень, садятся под ним, чтобы, передохнуть и освежиться, а затем идут дальше. Так и для тех, кто идёт путём подвига и скорбей, поставили посреди поста святые отцы Крест на этом пути. Крест, дающий жизненный заряд бодрости и укрепляющий наши душевные силы. Церковь предоставляет нам, посредством него, отдых, давая мужество и делая утомившихся путников способными на подвиг. Ещё можно провести аналогию с триумфальным возвращением царя. Возглавляют победное шествие знаменосцы, за ними идут люди, несущие скипетры и другие знаки царской власти, замыкает шествие уже сам ликующий  император. Радуются вместе с ним и его подданные. Так и Господь наш Иисус Христос, хотя удостоверить грядущую победу над смертью и славное воскресение, посылает вперёд знак Своего триумфа - Животворящий Крест. Который не только воодушевляет нас, но и призывает готовиться к прославлению Победителя смерти, ожидая пришествие Самого Царя.

    Пророк Моисей вложил в сердце горького источника Мерры дерево, в результате чего вода стала сладкой. Святая четыредесятница бывающей постом горечью и сокрушением сердца уподобляется ветхозаветному горькому источнику. Поэтому и Бог, уводящий нас от фараона, через мысленное море, услаждает горесть Великого поста Животворящим древом Своего Креста, и утешает страдающих в пустыне созерцанием его. До тех пор, пока воскресением Своим не введёт нас в землю обетованную, мысленный Иерусалим. Ещё можно сказать так. Поскольку Крест есть, по сути, древо жизни, прообразом которого было древо жизни, росшее посреди эдемского сада, то, соответственно, и святые отцы, посреди святой четыредесятницы водрузили древо крестное для воспоминания о светоносном состоянии Адама и изображения спасения его древом Креста. Отныне, вкушая плод древа, мы не умираем, но, одухотворяясь, оживаем.
               
            Того силою, Христе Боже, сохрани нас от искушений лукавого и помоги, пройдя в добром расположении духа поприще сорокадневного поста, поклониться святым Твоим Страстям и Живоносному Воскресению. Господи, помилуй нас, ибо Ты Един Благой Человеколюбец. Аминь.


Рецензии