Социальная форма движения материи

Начнем с простого. То единое, что есть, как называется? На
этот вопрос разные философы отвечают по-разному.
Гегель считал, что то единое, что есть – это абсолютная идея.
Ничего нет, кроме абсолютной идеи, все что есть, – это только
формы ее проявления. И вот эта абсолютная идея, противореча
сама себе, сама себе противополагаясь, развивается в материю.
Материя развивается в свою высшую форму – человека. Эта
высшая форма материи, обладающая сознанием, познает материю,
а через материю познает и абсолютную идею. Тем самым
абсолютная идея приходит сама к себе. Эта философская система
называется системой объективного идеализма.
Другие философы говорят: все что есть – это мои ощущения,
ведь все, что я получаю, я получаю через свои органы чувств и
могу поэтому считать, что есть только я и мои ощущения. А вы?
Вас нет. То есть вы есть только как мои ощущения. Это система
субъективного идеализма. Субъективный идеализм в такой самой
острой и строгой форме называется солипсизмом. В силу своей
экстравагантности эта система субъективного идеализма широкого
распространения не получила. Наиболее последовательно её
излагал епископ Беркли. Если встать на ту позицию, что ничего
нет, кроме моих ощущений, то логически ее опровергнуть
невозможно. Вы будете меня опровергать, а я буду говорить, что и
вы, и все ваши опровержения – это только мои ощущения.
Поэтому как вы логически сможете опровергнуть солипсизм?
Никак.
Последовательно проведенный объективный идеализм,
гегелевский прежде всего, будил мысль тех, кто его изучал, и
прямо подводил к тому, чтобы через его усовершенствование
27
 
прийти к материализму, взяв ядро гегелевской философии и
отбросив ненужную предпосылку об абсолютной идее. Согласно
Фейербаху, Марксу и Энгельсу, то единое, что есть, – это
материя, которая развилась до человека, человек познает материю
и тем самым материя приходит сама к себе. Отбрасывается идея,
что получаем? Получаем систему материализма. И если сохраняем
диалектику, получаем систему диалектического материализма.
Есть только материя со своими свойствами. Материя вся
обладает свойством отражения. И вот человек как высшая форма
развития материи, обладающая сознанием как свойством
высокоорганизованной материи, отражает материю в развитой
форме и проверяет практикой, правильно ли он ее отражает,
поскольку у него есть способность сознательно преобразовывать
материю с помощью труда.
Материализм рациональней объективного идеализма и
наиболее пригоден для всех практических нужд. Все те научные
задачи, которые решаются в рамках системы объективного
идеализма, решаются и в рамках системы диалектического
материализма без посредства пресловутой самое себя
порождающей абсолютной идеи. Вот почему содержание «Науки
логики» Гегеля, двухсотлетие выхода в свет которой исполняется в
2012 году, вполне может быть истолковано материалистически,
одновременно благодаря и вопреки ее гениальному автору. Ну, а с
точки зрения практической, все естествоиспытатели стихийно
придерживаются материалистической точки зрения, и, что бы они
ни заявляли, в своих исследованиях они материалисты.
То есть система материализма обобщает историческую
практику человеческого познания и преобразования материи и есть
ее выражение. Но формально логически, если кто-нибудь встанет
на такую позицию, что все есть выражение абсолютной идеи, его
28
 
не опровергнуть. Что же касается философского знания, то оно
прирастало и за счет исследований философов-материалистов, и за
счет разработок философов-идеалистов.
В том определении материи, которое дано, а именно материя
– это то единое, что есть, содержится мысль не только о бытии.
Тут больше сказано: то единое, что есть. Ведь есть бытие объектов,
а есть бытие мысли. Но мысли принадлежат сознанию как
свойству высокоорганизованной материи, относятся к
отражению материи самой материей и поэтому за пределы материи
не выходят, которая есть то единое, что есть. Мысли у нас,
конечно, есть, но это не значит, что мысли материальны и
являются частями или элементами материи. Хотя в истории
философии такая точка зрения тоже имела место. Были такие
философы Бюхнер, Фогт и Молешотт, которые считали, что мозг
вырабатывает мысль, как печень желчь, что и мысли тоже
материальны. Выходит, плохие мысли – это плохая материя,
хорошие мысли – хорошая материя. Но последовательный
материализм стоит на том, что идеи и мысли сами по себе не есть
материя. То единое, что есть, – это материя, кроме материи
ничего
нет.
А
сознание
есть
только
свойство
высокоорганизованной материи. Свойство. Свойство есть, но оно
есть не рядом с высокоорганизованной материей, а есть лишь как
ее свойство. Точно так же, как наши рост и вес не рядом с нами, а
наши характеристики. Они не существуют рядом с нами, не
находятся рядом с нами. Материю надо рассматривать как то
единое, что есть. А вот материя сама может иметь и имеет
различные атрибуты или свойства. И сознание – одно из свойств
материи, один из ее атрибутов, и то не всей материи, а лишь
высокоорганизованной. Вся материя обладает свойством
отражения, а наиболее развитая часть материи, которая называется
29
 
человеком, обладает таким свойством, которое называется
сознанием. Сознание есть свойство высокоорганизованной
материи.
При таком понимании нет никакого удвоения или раздвоения
материи. Материя едина, а идеи и мысли суть характеристики
той части материи, которая называется человеком. Человек
же определяется как животное общественное, трудящееся,
говорящее и разумное.
Определенностью человека, которая выделяет его из всего
животного мира, можно считать наличие у него мочки на ушах. Но
неправильно было бы эту определенность посчитать за
определение человека, хотя и нет больше таких животных, у
которых есть мочка на ушах. Наличие мочки на ушах – это
отличительный признак человека. Но, лишившись по каким-либо
причинам этого признака, вы не перестанете быть человеком.
Согласно Гегелю, человек – это мыслящий разум, а Энгельс развил
это определение, показав, что человек – это животное
общественное, трудящееся, говорящее и разумное.
Гегель в своей «Феноменологии духа» показал, что есть три
формы постижения мира:
Первая – религиозная. То есть постижение в фантастической
форме. То, что люди видят на земле, фантастически изображают
находящимся на небе. Выдающихся служителей церкви называют
преподобными. Однако если А подобно Б, то Б подобно А.
Поэтому можно считать, что фантастические фигуры тех, кто
якобы обитает на небе, подобны тем, кто обитает на земле. И они
удивительно похожи, то есть преподобны. Кстати, инопланетян
тоже рисуют похожими на людей. То есть фантастические образы
близки к прообразам, поэтому можно говорить о религиозном
постижении мира. У церкви – догматы. Это в науке догматики
30
 
осуждаются. А в религии осуждаются еретики. Если вы догматы не
признаете, вас могут изгнать, а то и сжечь. Вот Джордано Бруно
разошелся с догматами церкви, стал утверждать, что Земля не
стоит в центре мироздания, а вращается вокруг Солнца, и его
сожгли.
Вторая форма постижения мира – это постижение в образах, то
есть художественное постижение мира. Вот вы пошли в
филармонию, и вас буквально потрясло. Потрясающий был
концерт, породивший бурю чувств. А какие у вас мысли были? У
каждого свои, у всех разные, возможно, даже не связанные никак с
художественной программой исполняемого произведения. Музыка
навевает грусть или веселье безо всяких слов. Но если даже мы
возьмем театр или художественную литературу, где слова
присутствуют в изобилии, их значение и смысл лишь в том, чтобы
передать художественный образ, создать настроение, впечатление,
воздействовать на чувства людей.
И, наконец, высшая форма постижения мира – это научное
познание, то есть постижение в понятиях. Понять – значит
выразить в понятиях. Если я выразил какое-то содержание в
понятиях, значит, я могу это свое понимание вам передать. Если вы
восприняли это в понятиях, вы можете другому передать. А если в
понятиях содержание мы не выразили, а просто заверяем друг
друга: «Ты ж понимаешь!», то никто ничего никому не может
передать. И я вам не передам, и вы никому не передадите. Понять –
это значит выразить в человеческой форме, сформулировать в
понятиях то, что мы хотим постигнуть.
Это очень важная формулировка – понять значит выразить в
понятиях. Не тривиальная. Мы должны рассматривать слова как
средство для выражения действительного. Поэтому нужно не
просто повторять или заучивать слова, а осознавать их смысл.
31
 
Попугай может повторить сказанное человеком, но смысла
сказанного он не понимает.
Мы говорим, что человек есть общественное животное. Чтобы
понять это высказывание, надо знать, что такое жизнь, что такое
животное и что такое общество. Этого попугай не скажет. Жизнь –
это способ существования белковых тел, осуществляющих и
регулирующих обмен веществ с природой. Животные, в отличие
от растений, не могут путем фотосинтеза создавать белки из
неорганических материалов, они перерабатывают одни белки в
другие – более высокого уровня. Человек же отличается от других
животных тем, что он в процессе коллективного труда, путем
целесообразной деятельности не инстинктивно, а сознательно
преобразует обстоятельства своей жизни и на этой основе и самого
себя. Общество – это люди вместе с их отношениями.
Отношения между людьми складываются прежде всего в ходе
трудовой деятельности. Человек есть животное трудящееся. Чтобы
понять смысл этого высказывания, надо знать, что такое труд. Труд
– это целесообразная деятельность по созданию материальных
благ, это обмен веществ между человеком и природой, в ходе
которого человек приспособляет вещество природы для
удовлетворения своих потребностей.
В ходе совместного коллективного труда появилась
потребность с помощью звуковых сигналов побудить друг друга к
определенным согласованным действиям, возник и развился язык.
Поэтому можно сказать, что человек – это говорящее животное.
Наконец, слова – это только форма выражения мыслей,
которые люди сообщают друг другу и совместно в понятиях
постигают мир, становясь тем самым разумными животными.
Человек, говорил Гегель, – это мыслящий разум.
32
 
Попугай тоже может произнести слова: человек есть
животное общественное, трудящееся, говорящее и разумное. Это
он может повторить сколько угодно раз. Но он не скажет ни что
такое труд, ни что такое речь, ни что такое общество, ни что такое
разум.
Мы должны двигаться от простого к сложному. Сейчас мы
для себя должны зафиксировать, что такое материя. Материя – это
то единое, что есть. Мысли тоже есть, но нельзя сваливать в кучу
мысли и вещи. То единое, что есть, это материя, а вот уже материя
обладает таким свойством, которое называется сознанием.
Сознание соотносится с материей как ее свойство. Энгельс писал,
что единство мира в его материальности. Всякое иное бытие не
самостоятельно, а является атрибутом материи. Есть только
материя с ее атрибутами, с ее свойствами, и больше ничего
нет. Больше ничего. Только материя. Например, душа не является
материальной. Душа – это характеристика сознания, а сознание, в
свою очередь, – это свойство высокоорганизованной материи
отражать материю. Душа – это не строго научное понятие. Можно
сказать, что я душой, а можно сказать сердцем, что-либо принимаю
или не принимаю. Если что-то нам нравится, мы говорим, что это
нам по душе, то есть соответствует нашему душевному состоянию.
Когда человек сильно испугался, говорят, что душа в пятки ушла.
В истории были попытки рассматривать душу как нечто
материальное и даже попытки определить вес души, взвесив
умирающего человека непосредственно перед смертью, затем сразу
после смерти и отняв от первой величины вторую, поскольку
умерших, согласно религиозному учению, души покидают. Но
душа не материальна, будучи характеристикой сознания, которое
само по себе тоже не материально, а есть лишь свойство
33
 
высокоорганизованной материи. Нельзя сказать что сознание,
мысль материальны. Мысль – это характеристика сознания.
Одни категории непосредственно характеризуют бытие
материи, а другие непосредственно характеризуют сознание как
свойство
высокоорганизованной
материи.
Характеристики
сознания сами по себе не материальны, но они не существуют в
отрыве от материи. Возьмем любовь и ненависть. Это реакция
человека на других людей. Одних я люблю, других ненавижу. Это
моя реакция. Я как материя реагирую. Один ненаглядный, я на него
никак не могу наглядеться, другого ненавижу, то есть даже видеть
не хочу. А слова очень близкие, отражающие тот факт, что от
любви до ненависти один шаг.
А вот Бюхнер, Фогт и Молешотт, как выше было отмечено,
считали сами мысли материальными, только они якобы мозгом
вырабатываются. На самом деле мысли – это форма отражения
материи материей же, но высокоорганизованной. Это реакция
высокоорганизованной материи на другие материальные
обьекты. Причем свойством отражения обладает вся материя.
Бросьте мячик в стенку, и мячик отскочит, стенка среагирует и
отразит его. Одна армия отражает нападение другой, одна страна
отражает агрессию другой и т.д.
Так что материя – это то единое, что есть. Усвоив эту
категорию в ее абстрактном виде, мы можем теперь переходить к
уровням и формам ее организации. Существуют разные уровни ее
организации и, соответственно, разные формы. Но прежде, чем мы
перейдем к этим уровням организации материи, мы должны
подчеркнуть, что материя есть только как движущаяся.
Недвижущейся материи нет. Хотя мы почти не замечаем, что
Земля не только вращается, но и несется по орбите вокруг Солнца,
что во всем живом идут процессы обмена веществ, все время что-
34
 
то возникает и исчезает, изменяется, развивается и так далее. Вся
материя находится в движении. Человек, например, пока живет, не
может не моргать, не может не дышать, не может не двигаться.
Попробуйте долго не моргать. Что будет? Слезы потекут. А если
человек десять минут не дышит, что будет с ним? Никто так еще не
покончил с собой, начинается такое движение в организме, которое
буквально вынуждает организм вздохнуть.
Никакой другой материи, кроме движущейся, нет. Материя
постоянно преобразует себя, существует лишь как движущаяся, а
движение – это способ существования материи. Различают
следующие формы движения материи и соответственно уровни ее
организации. Это:
а) механическое движение как движение тел;
б) физическое движение как движение на атомном и
субатомном уровне, движение полей;
в) химическое движение как движение на молекулярном
уровне;
г) биологическое движение и соответственно биологический
уровень организации материи, и, наконец,
д) социальная форма движения материи и социальный
уровень ее организации.
Что такое общество? Надо взять людей вместе с их
отношениями, тогда получим общество. Отношения, в которые
люди вступают друг с другом в процессе своей жизни,
называются общественными отношениями. Для общества
употребляется еще слово социум, и общественные отношения
соответственно называют социальными. Неправильно будет
сказать: «социальные и экономические отношения», поскольку
экономические отношения – это тоже социальные, но не все
социальные
отношения
являются
экономическими.
35
 
Экономические, то есть производственные отношения – это часть
социальных отношений. В социальные отношения входят еще
политические, юридические и другие. Точно так же логически
неправильно будет сказать: «яблоки и фрукты», правильно сказать
яблоки и другие фрукты. К сожалению, в литературе сплошь и
рядом пишут: «экономические и социальные отношения». Были
даже планы экономического и социального развития. Как это
может быть? Разве «экономическое» – это не социальное?
Экономические – это основные социальные отношения, поскольку
экономика – основа общества. Правильно будет сказать:
экономические и другие социальные отношения, иначе получается
нелепость.
Более высокие, более сложные формы движения материи
включают в себя более низкие, более простые. Общество состоит
из людей. Человек, будучи социальным существом, не перестал
быть биологическим организмом, в его организме идут химические
и физические процессы и его движение как физического тела
подчиняется законом механики. Нередко можно встретить
утверждение, что человек – биосоциальное существо. Человек,
будучи социальным существом, в то же время является и
биологическим, но сущность его социальная. Он относится к
высшей форме движения и организации материи, и если
перечислять все более низкие формы движения и организации
материи, человека можно было бы изобразить социо-био-химико-
физико-механическим существом, но в таком нелепом
изображении нет нужды, поскольку высшая форма движения и
организации материи, как матрешка, включает в себя все более
низкие. Поэтому достаточно сказать, что человек – существо
социальное. Все остальное включается в понятие человека.
Человек, будучи социальным существом, есть, конечно, при этом и
36
 
животное, это ясно. Но что хотят сказать те, кто хочет еще раз
подчеркнуть, что мы животные? Это уже оскорбительно звучит.
Что значит человек – биосоциальное существо? Мы думали
социальное, а его опять вниз, вниз – животное. Топтать его. Ишь
он какой, выскочил из животного мира. Да он не только био, он
химио. А еще ему надо напомнить, чтобы не задавался, что он
физико и даже механико, вот так его надо опустить. Точное и
строгое употребление понятий – это принципиальный момент в
достижении истины.
Подведем итог рассмотренному. Материя – это то единое, что
есть. Она имеет разные уровни организации: механический,
физический, химический, биологический и социальный. И каждому
уровню соответствует своя форма движения. Есть механическое
движение, есть физическое движение. Есть движение химическое.
Есть биологическое. И есть движение социальное. Общество
находится в движении, изменяется, развивается.
Высшую форму развития материи характеризует наличие
сознания. Можно говорить об общественном сознании, а не только
о мышлении или сознании отдельного человека. В общественное
сознание входят мысли всех членов общества. Процесс
становления индивидуального сознания включает в себя и
освоение мыслей и форм общественного сознания. Генетически
они в отдельном человеке не заключены. Предпосылки для
усвоения духовного богатства, накопленного человечеством,
передаются генетически, но само духовное богатство передается
исключительно общественным путем. История знает немало
примеров, когда маленькие дети попадали к зверям, и если они так
просуществуют до пяти лет, то людьми они уже стать не могут.
Пропущен начальный период освоения элементов общественного
сознания, без которого человеком стать нельзя. Иногда говорят по
37
 
отношению к отдельным людям о процессе социализации. Причем
говорят про взрослых людей. А что, до этого они разве не были
людьми? Социализация начинается с грудного возраста, с
рождения. Ведь в обществе родился ребенок? В обществе. Что
значит потом идет процесс социализации? Вот он и идет с самого
начала, поскольку человек рождается как член общества, в
социуме. И не случайно государство с момента регистрации
ребенка относится к нему, как к гражданину.
В отношении вообще материи и сознания ясно, что первична
материя, а сознание вторично. Именно так решают материалисты
так называемый основной вопрос философии о соотношении
материи и сознания – что первично, что вторично. Однако
общественное сознание – это особая сфера и она получает
известную независимость от отдельного человека. С одной
стороны, она от людей зависит, причем не только от живущих
ныне, но и от всех, кто внес вклад в ее становление и развитие. С
другой стороны, по отношению ко всякому человеку, вновь
приходящему в мир, общественное сознание выступает больше как
определяющее, чем как определяемое. Духовная культура
общества – это духовные богатства, накопленные им за всю
свою историю. Культура общества включает культуру и
духовную, и материальную. Получается, что новые поколения
приходят в мир, который создан предыдущими поколениями, и
получают в наследство от них производительные силы и другие
богатства, материальные и духовные, объединяемые понятием
«культура». То есть мы приходим в тот мир, который создан
другими людьми, мы на него влияем своим трудом и другими
своими действиями, преобразовываем его и таким образом
образуется связь в человеческой истории. И
в этой связи
поколений мы присутствуем в качестве живых, а все
38
 
предшествующие поколения – в своих деяниях, материальных и
духовных. И в этом смысле человечество бесконечно и вечно, а
каждый отдельный человек бесконечен и вечен в результатах своих
деяний. В том, что мы делаем для общества, и состоит наша
вечность. Именно поэтому людей исторически оценивают по
тому, что они сделали. Что сделаем, то и останется, а что не
сделаем, то, естественно, и не останется.
Как мы уже отмечали, в плане общего соотношения
материи и сознания материалисты отвечают на основной
вопрос философии о соотношении бытия и сознания таким
образом, что материя, бытие первично, а сознание вторично. А
как в отношении общественного бытия и общественного сознания?
Сначала надо разобраться, что такое общественное бытие? Под
общественным
бытием
понимается
материальное
производство. Материальное производство в широком смысле –
это производство действительной жизни и включает в себя как
производство людей, так и производство вещей. На ранних этапах
человеческой истории решающим было производство людей и
связанные с ним кровнородственные отношения. В дальнейшем,
как показано в замечательной работе Ф.Энгельса «Происхождение
семьи, частной собственности и государства», решающую роль
стало играть производство материальных благ.
Общественное бытие – это материальное производство. В
узком смысле это производство материальных благ. К.Маркс
определял его как процесс присвоения предметов природы в
рамках определенной формы общества и посредством нее.
Процесс – это изменяющееся во времени явление, когда мы
говорим о процессах, время здесь обязательно присутствует.
Присвоение – это превращение в свою жизнедеятельность.
Форма общества – это система общественных отношений. Не
39
 
следует такое сложное понятие, как производство, путать с
довольно элементарным понятием труда, который есть
целесообразная деятельность по обмену веществ между человеком
и природой, в ходе которой человек приспособляет вещество
природы для удовлетворения своих потребностей. Это определение
труда в политико-экономическом смысле. В широком смысле
любая общественно полезная деятельность есть труд. Но можно ли
объявить труд производством? Понятие производства не сводится
только к труду. В отдельные периоды производство может идти и
без приложения труда, как, например, производство озимых в
период от окончания посева, осенью, и до уборки в следующем
году. Если озимые посеяны и не погибли во время суровой зимы,
они растут, и производство озимых совершается в течение
длительного периода без приложения труда. Почему урожай
озимых больше чем яровых? Потому, что и зимой идет процесс
производства зерна. То же и в производстве вина. Как делают
вино? Изготовили сусло виноградное, залили в бочки дубовые и
поставили выдерживать в погреба. И ценится выше вино большей
выдержки, у которого период вызревания практически без
применения труда, когда оно выдерживалось в погребах, был
дольше. Да и люди проявили большую выдержку, не
притронувшись к вину в течение стольких лет. Поэтому не будем
отождествлять время производства и время труда. Отсюда уже
ясно, что труд и производство – это не тождественные понятия. А
еще более важное отличие в том, что труд отвлекается от
общественной формы производства, тогда как для понятия
производства форма общественных отношений существенна.
Производство есть процесс присвоения предметов
природы в рамках определенной формы общества и
посредством нее. Остановимся на понятии присвоения. Как выше
40
 
было определено, присвоение – это превращение в процесс своей
жизнедеятельности. Понятие присвоения очень важное, потому что
оно связано не только с обыденными вещами: взял да и присвоил
что-нибудь. Скажем, приватизация, это что такое? Это присвоение.
Чего? Государственной собственности. Присвоение отдельными
физическими или юридическими лицами государственной
собственности. Если государственная собственность является
формой общественной собственности, как при социализме, то
приватизация означает уничтожение общественной собственности
и переход к частной. Если же приватизация идет при капитализме,
то какие-то объекты, находившиеся в общей собственности класса
капиталистов, передаются из частной собственности класса
капиталистов в частную собственность отдельных фирм или лиц.
Категория присвоения позволяет установить связь
производства и собственности, поскольку собственность
определяется как отношение субъекта к объективным
условиям производства как к своим и тоже является присвоением,
но не ограничивается присвоением через производство,
производственные
отношения
составляют
экономическое
содержание собственности.
Итак, производство есть процесс присвоения предметов
природы в рамках определенной формы общества и
посредством нее. А какие бывают формы общества? Для ответа на
этот вопрос нам надо остановиться на целом ряде экономических
понятий, без которых мы социальное бытие разобрать не можем.
Это прежде всего понятие способа производства.
Способ производства – это единство производительных
сил
и производственных отношений, характеризующееся
определенным типом производственных отношений. Обратим
внимание на как бы неравноправность производительных сил и
41
 
производственных отношений. Производительные силы абсолютно
подвижны, динамичны. А производственные отношения,
изменяясь, могут более или менее сохранять свое качество, свою
форму долгое время, не меняясь в корне, не меняясь по существу.
И вот это единство двух составляющих способа производства –
производительных сил и производственных отношений, –
характеризуется именно формой производственных отношений,
типом производственных отношений.
Производственные отношения – это объективно
необходимые, от воли людей не зависящие отношения, в
которые люди вступают, чтобы производить. А что такое
производительные силы? Главной производительной силой
является
рабочий,
трудящийся.
Непосредственные
производители
материальных
благ

это
активная
производительная сила. Если рабочий не приведет в движение
станки, машины, оборудование и т.п., то есть средства
производства, производство совершаться не будет. Выше мы
отмечали, что какое-то время производство может совершаться и
без приложения труда, но вообще без труда производство
совершаться не может. Рабочий – это субъективный фактор
производства, а средства производства – объективный.
Средства производства на начальных этапах развития
человечества выступали как орудия труда, такие, как каменные
ножи, луки, стрелы и т.п., ну, а в дальнейшем появились
механизмы, затем были изобретены машины, которые состоят из
многих механизмов и какого-то устройства, которое приводит их в
движение. Орудия, инструменты, механизмы, машины, то есть
средства труда, – это активные средства производства. К
пассивным средствам производства относятся прежде всего
предметы труда, то есть материалы, из которых
42
 
изготавливаются продукты труда. Например, ткани, из которых
шьют платье, – это предмет труда, тогда как швейные машины –
это средства труда. К пассивным средствам производства
относятся здания, сооружения, мосты, дороги и т.п., то есть
производственная инфраструктура. Железная дорога – это
пассивное средство производство, а поезда, которые по ней ходят
– это активные средства производства.
Таким образом, мы
определили все необходимые
составляющие производительных сил, и вот, когда в рамках и
посредством
определенных
производственных
отношений
соединяются рабочие со средствами производства, совершается
производство.
Всего наукой обнаружено пять типов производственных
отношений и соответственно пять способов производства.
Десятки
тысяч
лет
человечество
прожило
при
первобытнообщинном
коммунизме,
основанном
на
первобытнообщинном коммунистическом способе производства.
Почему говорится «коммунистический»? Коммунистический – от
какого слова? От латинского слова коммунис. Что означает
коммунис? Коммунис значит общий. Общие средства
производства, общий труд и общий продукт, который потом
распределяется сообща. Вот, что такое коммунизм. Больше
ничего в понятии «коммунизм» так таковом не содержится. Кому-
то это может нравиться, кому-то – не нравиться, но это просто
факт, коммунис. Тем более, что производные от этого слова, такие
как
коммунальное
хозяйство,
коммунальные
платежи,
коммунальщики, имеющиеся в языке, отражают явления,
существующие и при капитализме, и они говорят о том, что, кроме
того, что вы имеете, например, приватизированную квартиру, есть
какие-то общие нужды, которые нужно удовлетворять сообща,
43
 
хотите вы этого или не хотите. Даже если у всех квартиры
приватизированы, остаются подвалы, в которых нежелательно,
чтобы крысы бегали, крыша, которая лучше бы не текла, лестница,
которую, не дай бог, кто-нибудь приватизирует, натянет веревочку
и будет брать деньги с жильцов за проход через его лестницу к их
квартирам. Спрашивается, кто будет общей, неприватизированной
частью управлять? Законом предложили жильцам дома на
собрании выбрать: или сами будете управлять сообща, или
создадите товарищество собственников жилья (ТСЖ), или наймете
управляющую компанию. Как вы думаете, управляющая компания
из-за любви к жильцам стала управлять или из любви к деньгам,
которые хочет из жильцов выжать? Короче говоря, управляющие
компании эту любовь уже реализуют на практике в трогательном
единстве с государством, которое постоянно повышает тарифы на
услуги жилищно-коммунального хозяйства. Причем все время идут
ссылки на рост затрат. Хотя тот, кто экономическую сторону
немножко знает, легко ответит на вопрос, затраты у нас растут или
падают? Затраты чего имеются в виду, что имеется в виду, когда
говорят о затратах? Не о бумажках же идет речь. Бумажки всегда
можно напечатать в большем количестве. Что имеется в виду под
затратами? Под затратами имеются в виду затраты труда. Скажите
пожалуйста, с развитием человечества затраты труда на единицу
продукции падают или увеличиваются? Быстрей сейчас ткут, чем
триста лет назад? Хлеб быстрей убирают комбайнами, чем когда
убирали
серпами?
Быстрее?
Вообще
все
развитие
производительных сил человечества к чему сводится? Оно
сводится к развитию производительной силы труда. Это всем
известно, даже тем, кто не делает вытекающих отсюда выводов.
Таким образом, совершенствование средств производства и
умелости рабочих приводит к развитию производительной силы
44
 
труда, что выражается в росте производительности труда. А в чем
выражается рост производительности труда? В том, что
одно и то же количество продукции, той же самой, делается
за меньшее время. Следовательно, в единице продукции
содержится все меньше и меньше затрат труда. Так? Это что закон
первобытнообщинного
строя,
рабовладения,
феодализма,
капитализма, коммунизма или это всеобщий социологический
закон? Он действует лишь при этом или том президенте, или он
действует всегда? Всегда действует. Поэтому общая тенденция
какая? К постоянному и неуклонному снижению затрат труда
на производство продукции. Когда капитализм был капитализм
свободной конкуренции, то есть когда рынок регулировал его,
параллельно со снижением затрат снижались и цены. Сейчас
некоторые тоже говорят, что рынок регулирует, но нельзя им
верить, мы же видим, кто регулирует. Какой рынок? Пусть
попробует бабушка продать семечки дешевле, чем положено, тут
сразу ей объяснят, что если ты, бабушка, хочешь чтобы у тебя внук
остался живым, то ниже такой-то величины цену не ставь.
Капитализм еще в начале ХХ века перешел в монополистическую
стадию своего развития, характеризующуюся монополистическим
регулированием цен в интересах монополий. Цветочки вы можете
купить по цене ниже, чем установили монополизировавшие их
продажу в Петербурге голландские монополии? Однажды совхоз
«Детскосельский» (теперь он ОАО или ЗАО) привез цветы в два
раза дешевле, но его быстро вытеснили и опять продают те же
самые голландские цветы по единой для всех пунктов продажи
цене. У нас какой сейчас капитализм? Капитализм свободной
конкуренции или монополистический? Монополистический. Если
мне надо с вас деньги взять, я с вас их возьму. А для этого я вам
объясню: на все выросли затраты. Давайте деньги. Вот и вся
45
 
музыка. Причем с легкой руки английского экономиста Джона
Мейнарда
Кейнса
введена
практика
государственно-
монополистического регулирования, включающая постоянное
понижение курса денежной единицы, обеспечивающая постоянную
инфляцию, то есть повышение цен на все товары, кроме
товара рабочая сила. Монополии же выигрывают и за счет
снижения затрат труда под воздействием научно-технического
прогресса, узурпируя его результаты, и за счет повышения цен, то
есть понижения жизненного уровня потребителей.
Причем повышение цен и тарифов прикрывается разговорами
про нововведения и модернизацию, которые должны состоять, как
известно, в первую очередь в снижении затрат. Может, у нас
действительно «постиндустриальное» общество, то есть
промышленность разрушена, и мы переходим к изготовлению
продуктов вручную? А может «информационное» общество, то
есть информации о нововведениях много, а снижения затрат нет.
Вот
это
уж
действительно
нововведение:
вопреки
общесоциологическому закону понижения затрат с ростом
производительной силы общества достигнуто повышение затрат.
Вот уж, действительно, не видано, не слыхано. Это пример того,
когда ходячие представления, усиленно навязываемые обывателю,
в корне расходятся с научной истиной, с фактами действительной
жизни. Сказки про то, что за несколько лет в несколько раз
выросли расходы на услуги ЖКХ, прикрывают сказочный рост
доходов в этой сфере.
В других сферах такая же картина. В период кризиса,
начавшегося в 2008 году, сколько слез пролили наши миллиардеры
и те, кто ими собрался стать, о том, как им в кризис было тяжело, а
по итогам кризиса число долларовых миллиардеров в России
увеличилось вдвое, выросли и богатства самых богатых.
46
 
Долларовый миллиардер Лисин, который до кризиса имел 18
миллиардов долларов, после кризиса стал обладателем 24. А
писали: «Время тяжелое, подтяните животы», потому что, как
оказалось, не хватает на покупку островов. Вот и Сбербанк бодро
доложил, что возвращается к докризисной практике выплаты
ежемесячных бонусов членам правления по несколько миллионов
рублей каждому. Газета деловых людей «Коммерсантъ» сообщала,
что в 2008 году каждый из двадцати членов правления Сбербанка
получал ежемесячно зарплаты и бонусов по 3 миллиона 700 тыс.
рублей (каждый!). В 2009 году в правление пришлось еще троих
взять, наверное, чтобы подкормились в тяжелое время, стало
двадцать три члена правления Сбербанка, в который все старушки
относят сбережения, и снизились выплачиваемые членам
правления суммы. Каждый стал получать ежемесячно только три
миллиона 400 тыс. Представляете, как эти люди плакали, как они
говорили, какой тяжелый кризис. Ведь каждый из них потерял по
300 тысяч рублей в месяц!
Ничего этого не видят люди, путь которым к истине
закрывает так называемый здравый смысл. Что значит «здравый
смысл»? Это слепая уверенность в том, что можно обойтись без
науки. Вот человек посмотрел и безо всякой науки, вместо того,
чтобы изучать философию, историю и другие науки, посмотрел и
все увидел – солнце встает на Востоке и идет на Запад. Ну, так что:
Солнце ходит вокруг Земли или Земля вокруг Солнца? Да всякий
здравый человек посмотрит и увидит – Солнце ходит вокруг Земли.
Джордано Бруно стал доказывать, что наоборот, Земля вращается
вокруг Солнца. Сторонники здравого смысла повели его на костер
и сожгли. Сейчас вроде церковь извиняется за это. Вас сожгут, а
потом через двести или четыреста лет будут извиняться и вам как-
то приятно будет, если на небо улетела ваша душа. Почему в
47
 
серьезных, глубоких вопросах нельзя руководствоваться так
называемым здравым смыслом, базирующимся на некритическом
восприятии остатков умерших философских систем или обрывках
университетских курсов. Потому, что истина непосредственно не
дана, и чтобы проникнуть в сущность рассматриваемых явлений
или процессов, недостаточно поверхностных наблюдений или
представлений. Для этого нужна наука.
К.Марксом в «Капитале» доказано, что с развитием средств
труда и других средств производства, производительная сила
труда увеличивается, и, значит, затраты труда на единицу
продукции, на все продукты сокращаются. Такова тенденция. И
это совершенно однозначно выраженная тенденция. С этим
научным положением, кстати, никто и не спорит, просто до
сущностного уровня рассмотрения чаще всего не доходят. Говорят:
«А посмотрите, цены на нефть выросли». Потом: «на бензин
выросли». А на бензин выросли потому, что на нефть цены
подняли. А на бензине работают машины, которые везут хлеб.
«Видите, мы ничего не можем сделать. Надо повысить цену на
хлеб». И так можно накручивать бесконечно, механизм этот очень
прост. Его в свое время и придумал английский экономист Джон
Мейнард Кейнс. В связи с кризисом, кстати. После кризиса 1929 –
1930 годов, более мощного, чем последний. От лица буржуазной
экономической науки Кейнс признал, что капитализм без кризисов
существовать не может, но, чтобы они были не такими сильными,
Кейнс
предложил
применять
меры
государственного
регулирования, такие, как регулирование нормы процента, налоги,
а также он рекомендовал для понижения реального содержания
заработной платы рабочих не понижать на капиталистических
предприятиях номинальную заработную плату, что будет
порождать множество конфликтов, а использовать такой рычаг
48
 
государственного регулирования, как инфляция. И вот с тех пор
этот рычаг очень широко применяется. То есть вам выдали
номинально вроде бы неплохие деньги, но затем с помощью
инфляции забрали назад столько, на сколько выросли цены.
Поэтому
в
условиях
государственно-монополистического
капитализма мы должны различать динамику номинальной
зарплаты и динамику ее реального содержания. Скажем,
номинальная заработная плата может время от времени
повышаться, а реальное содержание ее при этом сокращается, если
индекс инфляции выше, чем темп роста номинальной зарплаты.
Людям говорят: «Идите, сдавайте деньги в Сбербанк, получите
7%». Целых 7%, если на целый год положите. А инфляция больше
7 процентов. Вам на ваш вклад прибавят 7%, а инфляция 9%,
например. И какой результат? Вам прибавили или с вас сняли? Что
больше: 9 или 7?
Правительство, вроде бы, сокрушается: не можем, дескать,
обуздать инфляцию. Однако сложилась определенная процедура
организации инфляции. Делается это так. В начале года выступают
представители так называемых естественных монополий (как
будто естественно монополизировать народные богатства), хозяева
нефтяных и газовых компаний и говорят: «О, тяжелые условия,
идем все дальше, глубже зарываемся в землю. Затраты выросли
несказанно. Нужно на 30% повысить цены на энергоносители –
продукцию естественных монополий» Идут с этим куда? В Думу.
Думцы говорят: «Да вы что, очумели. Народ нас всех разгонит.
Никто не выберет. Наша партия «Единая Россия» в Думе думает о
народе и не позволит вам повысить цены на 30%. Нет, только на
25%». Затем идут к Путину, он лидер «Единой России», хотя и не
член партии, он просто быстро идет впереди, а они за ним не
успевают, поэтому он и лидер, а заодно и автор новой
49
 
политической конструкции, поскольку в случае чего не несет
ответственности за ошибки пошедшей за ним партии, потому что
он не член партии. В данном случае он как лидер партии говорит:
«Да вы что – на 25%. Да ни за что! Только на 15%.». Но у нас еще и
президент есть, тоже народный заступник: «Как же это так, скоро
президентские выборы, а вы хотите повысить на 15%. Нельзя на
15%». И ну давай сразу с народом совещаться, как по закону о
полиции. «Мы приняли во внимание ваши мнения
и в
экономический прогноз запишем 8,5%», в конце концов, это же
прогноз, это же не план. Прогноз можно и не выполнять. Дескать,
думали, как лучше, а получилось, как всегда. Как с погодой.
Думали, что будет у нас тепло, а у нас холодно. Ну, что делать.
Прогноз есть прогноз. Думали, что инфляция будет 8,5%, а
получается 9%, а, может, будет 10%. Дело понижения реального
содержания зарплаты сделано, и вроде никто не виноват.
Чтобы разбираться в формах общества, основанных на типах
производственных отношений, надо понимать, что такое
собственность. Это тоже секрет из секретов. Но не так уж сложно
рассекретить это дело. Что можно услышать или прочитать в
плохих книжках? Собственность это, якобы, отношение по поводу
вещей. Вроде бы как мы из-за какой-то вещи подрались, так вот эта
драка и есть собственность. Дополняют, что собственность
проявляется в пользовании, распоряжении и потреблении.
Понятно, что если это моя собственность, то я ею пользуюсь. Что
такое пользоваться? Потреблять объект собственности,
извлекать из него пользу. Распоряжаться объектами
собственности значит принимать решения, как их
использовать. Владение – это фактическое господство над
вещью. Если уже имеется фактическое господство над вещью, как
превратить владение в собственность? Для собственности нужно
50
 
не просто владение, а общественное опосредствование этого
владения, общественное закрепление. Будет это – будет и
собственность, а нет, то останется просто владение. На луне
собственность есть? Нет. В Антарктиде пока тоже нет
собственности на сплошь покрытую льдом антарктическую сушу.
А владение имеет место. Есть у вас корабль? Снаряжайте корабль,
высаживайтесь на лед, бурите лед, может, там чего и найдете. Если
у вас бур хороший, то вы добуритесь до грунта антарктического,
можете там землянку сделать и владеть ей. Короче говоря,
приезжают исследователи, ставят свои приборы, делают станции,
и, естественно, оборудование станций есть объект чей-то
собственности, но не территория Антарктиды. Людей там пока
мало и вопрос, ваш это лед или не ваш, пока не стоит. Но в
перспективе может встать, тогда придется выяснять, кто первый
каким участком завладел, чтобы добиться общественного
признания и общественного опосредствования этого владения.
Когда пришли колонизаторы в США, так собственность на землю
была у этих колонизаторов? Она у индейцев была. Говорят, самая
демократическая страна. Что первое сделали будущие
демократические демократы – пользуясь достижениями техники,
отстреляли местное население. Второе, что сделали, – привезли
негров из Африки. Причем полтора миллиона погибло при
перевозке, задохнулись в трюмах. Вот говорят: «У нас
демократические основы есть, глубокие». Я всегда с этим
соглашаюсь, у нас такого нет. У нас к моменту, когда там
отменялось рабовладение, уже крепостное право было отменено.
Учитесь у демократов!!! Нас многие учат. Вот немцы приезжают:
«У нас демократия». Конечно, у вас демократия, у вас традиции
демократии. Вот только мы никогда не делали абажуры из
человеческой кожи, у нас традиций таких нет. Сразу перестают
51
 
учить. Нас все учат, русских якобы дураков, приезжают и учат. Вас
не учили, что у нас плохая демократия? Сейчас говорят: «Честные
выборы». А бывают честные выборы? Ну, абсолютно честные,
бывают такие выборы, чтобы было все честно? Хоть одни где-
нибудь были? Вот в Америке, говорят, честные. Тот кандидат в
президенты, кто в свой избирательный фонд больше денег собрал,
того и выбрали. Очень все честно: кто больше сдал денег, тот
президентом и управляет. Это проливает свет на то, как вопросы,
лежащие на поверхности, соотносятся с глубинными процессами,
связанными с бытием, социальным бытием. Социальное же бытие
– это производство.
Чтобы разбираться в формах производства, надо твердо знать
определение собственности, к которому мы подошли. Субъектом
собственности может быть кто угодно – отдельное лицо, группа
людей, общество в целом, государство и т.д. Собственность есть
отношение субъекта к объективным условиям производства
как к своим. К объективным условиям производства отношение
как к своим не может быть естественным, как к своей руке или
ноге, только общественным. Вот и получается, что собственность –
это общественно опосредствованное владение. А как вы думаете,
после того, как отстреляли индейцев, как создавали собственность
на землю в США? Как? Сначала ставили столбики. Не заходи за
столбик мой, иначе застрелю!!! И тот, кто первый выстрелил и
попал, тот и становился собственником. Так осуществлялось
общественное опосредствование изначально, теперь же чаще через
куплю-продажу. Постепенно все уже привыкают за мои столбики
или забор не заходить – и так закрепляется собственность на ранчо.
Таким
образом,
глубокое
и
точное
определение
собственности следующее. Собственность – это отношение
субъекта к объективным условиям производства как к своим.
52
 
Такое определение собственности дал Маркс. Пользуясь таким
определением,
легко
определить,
какая
собственность
общественная, а какая – частная. Если общество – субъект
собственности,
то,
соответственно,
собственность
общественная. Если часть общества является субъектом, то
это частная собственность. Часть общества. Даже если это
собственность 99 процентов членов общества, то это частная
собственность, а когда всего общества – это общественная. А
государственная собственность в условиях капитализма? Это
частная собственность класса капиталистов. Что такое
государственные налоги? А куда эти налоги попадут? В общую
казну класса капиталистов. И кто заказы получит из этой общей
казны? Ну, те, кто туда и складывал, но прежде всего те, у кого
капитал больше, те капиталисты, которые крупнее.
А если государство является государством рабочего класса, то
интересы государственные как интересы наиболее передового
рабочего класса являются общественными. Тогда подчинение
производства этим интересам это и есть господство общества,
общественно опосредствованное владение общества. Получается,
что собственность государства рабочего класса есть форма
общественной собственности. Отсюда вывод, что, начиная с XXII
съезда КПСС, состоявшегося в 1961 году и объявившего, что
государство в СССР больше не является государством рабочего
класса, государственная собственность в СССР перестала быть
формой общественной. А какой она стала? Частной.
Собственностью тех, кто непосредственно распоряжается этой
собственностью, то есть партийно-государственной номенклатуры,
которая и стала субъектом этой собственности. Ей удалось у
общества собственность отнять и осталось только поделить.
Большевики после Великой Октябрьской социалистической
53
 
революции отняли крупную частную собственность и с помощью
государства рабочего класса соединили в общественную. А в 1961
году под лозунгом перехода от государства диктатуры
пролетариата к доселе нигде не виданному и науке не известному
общенародному
государству
у
общества
была
отнята
собственность, которую затем в начале 90-х годов поделили под
лозунгом приватизации. Хотя попытки превратить общественную
собственность в частную были и раньше. Вот если
государственный чиновник едет на черной «волге» в
общественных интересах, это
какая собственность? Это
общественная. А если он на черной «волге» едет на рынок в своих
частных интересах? Неважно, что там написано на борту «волги»,
что государством выделен водитель, что есть мигалка. Это все
внешние факторы. А суть дела в том, что чиновник использует
общественную собственность как свою частную, употребляя
марксово выражение, – как свое удлиненное тело, как свое
продолжение в объективности, относясь к объектам общественной
собственности как к объектам своей частной. Разъясняя
определение собственности, Маркс указывал на то, что
применительно к объективным условиям производства вы не
можете относиться к ним как к своим естественным, природным
образом, подобно тому, как мы относимся к своей руке или голове.
Объективные условия производства могут стать своими для
какого-либо субъекта только общественным путем. Даже мои
ручка, пальто или чемодан не могут быть моими естественным,
природным образом. Тем более завод не может естественным, а не
общественным образом, стать моим удлиненным телом, моим
продолжением в объективности. А вот собственности на голову у
нас нет, потому что голова – моя собственная природным,
естественным образом, без всякой категории собственности. Не
54
 
является она и объективным условием производства, поэтому
собственности на нее так же не может быть, как и на руку. Рука
моя и так моя без всякой собственности. Ведь собственность,
вдумаемся в определение собственности, в котором каждое слово
имеет смысл, – это отношение субъекта не к тому, что является
своим по природе, а к объективным условиям производства.
Подчеркнем, что собственность есть отношение к объективном
условиям производства, а не просто неизвестно к каким вещам, тем
более не к идеям, не к мыслям. Другое дело, что при капитализме
все продается. Поэтому и к идеям относятся как к объекту купли-
продажи. Но на самом деле большая разница между идеей и
объективными условиями производства. Если я какую-нибудь
вещь вам отдал, у меня теперь ее не будет. А если я вам
определение собственности дал, оно что исчезло у меня из головы?
Расстаюсь я с этой идеей, когда я вам ее передаю? А как же
интеллектуальная собственность? Да вот так – нет
интеллектуальной собственности, но оформить ее можно. Это
называется иррациональная форма. Например, земля девственная,
которую никто никогда не обрабатывал, она стоимость имеет? Нет.
А цену, которая по определению есть денежное выражение
стоимости, на эту землю устанавливают? Да запросто, и продают.
На все можно установить цену. Но если вы установили цену, а под
ней соответствующей экономической основы нет – это
иррациональная форма. Кроме присущих форм, бывают и
иррациональные формы. Лев Толстой позаботился о том, чтобы
никто из его родственников не брал денег за разрешение на
публикацию его произведений. И это в немалой степени
способствовало распространению его произведений. Или возьмем
компьютерные программы. Кто делает эти программы? Я вот
учился на матмехе и около половины тех, кто там учился, уехали в
55
 
Америку, потому что здесь в 90-е годы очень трудно было жить.
Скажем, доктор наук профессор получал две тысячи рублей, а если
старший научный сотрудник в Научно-исследовательском
институте математики и механики, то 200 рублей, хотя такого же
ранга доктор наук. Ну, вот уехали они, и многие там делают
программы для «Майкрософт», которая одну и ту же идею
стремится продавать бесконечно. Вот от преподавателей постоянно
требуют, чтобы мы давали что-то новое, тем более в науке. Если я
делаю научную работу, я что должен делать: то, что уже сделано
или то, что еще никто не делал? Научная работа в чем состоит?
Новое давать или старое за новое выдавать? Новое давать. Ну, так
и делайте новые программы. Нет, они хотят за распространение
старого продолжать деньги получать. В итоге «Майкрософт»
добивается ограничения распространения передовых идей и не
случайно в мире идет работа по созданию альтернативного
программного обеспечения, пользование которым было бы
бесплатным.
Поэтому мы, конечно, должны различать внутреннее, так
сказать, сущность, глубинное и внешние формы проявления.
Любое хорошее, ценное, глубокое, правильное и истинное может
принять иррациональную форму. Вот собственность на руку есть у
нас? Но просят у девушки руки, имея в виду предложение ей выйти
замуж. Но есть и общественное закрепление создания семьи –
оформление брака, то есть общественное закрепление брачного
союза любящих друг друга. А некоторые любят, а живут
гражданским браком, не оформляя его, дескать, сегодня люблю, а
завтра передумал и ушел. Или она передумала – «надоел ты мне» и
ушла. И все это не так страшно, если бы не страдали дети. Поэтому
нормой является общественное закрепление брака. Это
препятствует случайному расторжению брачного союза. Разве
56
 
бывают такие семейные пары, которые не конфликтуют? Разве
бывает жизнь, в том числе семейная, без противоречий? Поэтому
общественная защита брака и семьи от случайного расторжения и
распадения очень важна.
Собственность – это отношение субъекта к объективным
условиям производства как к своим.
И поэтому про
собственность можно сказать «присвоение», но общественно
опосредствованное. Из этого следует, что производственные
отношения как отношения присвоения суть важнейшие
экономические отношения собственности. Производственные
отношения
составляют
экономическое
содержание
собственности. Производственные отношения – это те
отношения, которые опосредствуют, закрепляют и воспроизводят
собственность, то есть присвоение. Собственность, взятая не в
своем юридическом выражении, а в своем экономическом
содержании – это производственные отношения. А исчерпывается
собственность производственными отношениями? Нет, потому что
имеются еще отношения наследства и другие юридические
отношения собственности. С одной стороны, мы различаем
понятия собственности и производственных отношений. А, с
другой стороны, мы видим, что когда совершается производство,
то при помощи производства можно собственность нарастить. В
чем смысл капиталистического производства? В самовозрастании
капитала. И хотя рост капиталистической собственности
обеспечивают рабочие, у которых капиталисты забирают
прибавочную стоимость, видимость такова, что стоимость
капитала самовозрастает.
Итак, будем считать усвоенным, что такое социальное бытие.
Общественное бытие – это производство. Производство
собственность
воспроизводит,
закрепляет,
изменяет,
57
 
перераспределяет, а в воспроизводстве участвуют также обмен,
распределение и потребление. В процессе потребления рабочих и
членов их семей воспроизводится рабочая сила. Рабочая сила –
способность к труду, а более конкретно – совокупность
физических и духовных потенций, которые всякий раз
пускаются в ход при производстве материальных благ. Это и
другие данные выше определения важны, чтобы конкретно
понимать, что есть социальное бытие, производство. А
общественное бытие, как доказано К.Марксом и Ф.Энгельсом,
определяет общественное сознание, в обществе господствуют
мысли
господствующего
класса.
В
работе
Энгельса
«Происхождение семьи, частной собственности и государства» это
важнейшее положение материализма применительно к истории
прослежено наиболее последовательно и выражено особенно ярко.
Эта книга недавно была снова переиздана и доступна. В ней
Энгельс сформулировал положение о том, что определяющим в
человеческой
истории
является
производство
и
воспроизводство действительной жизни. Он показывает, что
вначале самым главным производством было производство людей.
Производство материальных благ было не развитым, сводилось к
собиранию диких плодов и охоте. Поскольку основным было
производство человека, постольку и основными отношениями в
обществе, определяющими всю жизнь людей, были отношения
семейные или кровнородственные, имея в виду, что семья была
совсем не такая, как сейчас. И сейчас родственные отношения
играют значительную роль в экономике и даже в политике. Вот
говорят «клановость», а что такое клановость? Клан – это
родственники. Но с развитием производства материальных благ
оно вышло на первое место и стало решающим фактором, который
стал определять историческое развитие. Но это не означает, что
58
 
кровнородственные отношения перестали являться фактором,
влияющим на развитие, они продолжают оставаться элементом
бытия, но решающим стало производство и воспроизводство
материальных благ. И вот это величайшее открытие Энгельса и
Маркса, состоящее в том, что решающим и определяющим в
человеческой
истории
является
производство
и
воспроизводство действительной жизни, является основным
положением не вообще материализма, а материализма в
применении к истории, то есть исторического материализма.
Ясное дело, что всякое научное положение предполагает
достаточную развитость тех, кто его воспринимает. Некоторые
думают, что то, что является определяющим, является
единственным фактором, от которого все зависит. Это совершенно
не верно. То, что происходит на поверхности исторической жизни,
зависит от сотен, тысяч и даже миллионов факторов. Поэтому
сказать, что все зависит только от производства, конечно, неверно.
Есть взаимодействие общественного бытия и общественного
сознания, и в этом взаимодействии определяющим, ведущим
фактором является общественное бытие.
А что такое общественное сознание? Мы выяснили, что
вообще сознание – это свойство высокоорганизованной материи,
ее способность познавать действительность. А что такое
общественное сознание? Это мысли общества. Маркс и Энгельс
показали, что господствуют в обществе мысли господствующего
класса. Тот, кто господствует в экономике, тот получает
господство и в общественном сознании. Господствуют мысли
господствующего класса. И это очень важное положение, не
очевидное и не очень легко воспринимаемое.
Например, все время товарищи обсуждают у нас вопрос
выборов, кто победит на выборах. Как правильно сформулировать
59
 
этот вопрос, поставить эту тему, чтобы все было ясно. Кто победит
на выборах? У нас какой экономический строй? Капитализм. Какой
класс у нас находится в положении господствующего класса?
Буржуазный. Спрашивается, какая партия победит на выборах:
буржуазная, мелкобуржуазная или рабочего класса? Во-первых,
среди участвующих на выборах партий партии рабочего класса у
нас не просматривается. Про какую партию можно сказать, что она
– авангард рабочего класса, что рабочий класс за ней идет? Ведь
вообще всякая политическая партия – это авангард класса. А
авангард класса – это такая группа людей, за которой класс идет.
Ну, и за какой парией рабочий класс идет? А вот партию, за
которой идет буржуазия, можем назвать, – это «Единая Россия».
Кто победит на выборах, какой класс, зависит от того, как будут
голосовать избиратели. А как они будут голосовать, зависит от
того, какие мысли у них в головах. А какие мысли, какие идеи
господствуют? Те, что распространяли по телевидению и радио в
течение длительного времени. А кто держит в руках радио,
телевидение, газеты, журналы и другие определители воли
избирателей? Буржуазия. В буржуазном обществе кто-нибудь
когда-нибудь на выборах выигрывал, кроме буржуазии? Вот при
феодализме было все прозрачно и честно. Там никаких вообще
выборов не было. Там было все ясно: если вы дворянин, то вы
будете у власти. А если не дворянин, то не будете у власти, за
редчайшими исключениями. Что тут непонятного? Никаких
выборов, есть правящий дворянский класс. А какие красивые
здания построили крестьяне под руководством дворян:
Исаакиевский собор, Смольный собор, великолепные дворцы.
Крестьянина можно было продать и купить с землей и без земли, с
семьей и без семьи, но крестьянин после работы на барщине сам
решал, что и как ему производить. Рабочие при капитализме,
60
 
которые свободны от средств производства и живут продажей
своей рабочей силы, на производстве сейчас ничего не решают. И
что у нас красивого построили при буржуазном строе? Если
разваливается здание, то новое, если не разваливается, то старое.
Таврический дворец – это тот, что Екатерина II подарила
Потемкину. Там сейчас располагается Парламентская ассамблея
стран СНГ. При феодализме не было выборов, а теперь устраивают
выборы, чтобы в очередной раз убедиться, какие мысли в обществе
господствуют и в очередной раз подтвердить основной тезис
исторического материализма, гласящий, что общественное бытие
определяет общественное сознание. Раз в пять лет проводится
голосование, чтобы проверить, действительно ли в обществе
господствуют те мысли, которые насаждались. Надо это очень
честно проверить, а для этого и нужны честные выборы. Это очень
просто и понятно, но некоторые смотрят и думают, чем закончатся
выборы. Да разве когда-нибудь на выборах при буржуазном строе
избрали противоположный буржуазии класс? Никогда, нигде. Не
было такого случая и в Чили, где президентом избрали
руководителя социалистической партии Сальвадора Альенде. Ни
социалистическая партия, ни Альенде не были представителями
рабочего класса. В большой статье, опубликованной у нас в
журнале «За рубежом» Альенде заявлял, что он за социализм без
диктатуры пролетариата, а социализм без диктатуры пролетариата
– это все равно, что капитализм без диктатуры буржуазии. Тот, кто
против диктатуры пролетариата, помогает установлению и
упрочению диктатуры буржуазии, что бы он при этом ни говорил.
История это вполне подтвердила. Действительно, почему бы не
избрать социализм без диктатуры пролетариата, не посмотреть, что
будет? И вот этому Альенде, партия которого получила
большинство при выборах в чилийский парламент, правящий
61
 
буржуазный класс позволил провести буржуазную земельную
реформу, прогнать помещиков и землю превратить в товар, что
очень нужно для развития капитализма. После этого Альенде стал
больше не нужен, его уничтожили, в стране воцарился фашизм.
Потому что в руках у буржуазии была, во-первых, армия, во-
вторых, корпус карабинеров, полиция, суды, чиновничество – все
основные институты государственной власти.
Давайте теперь в качестве примера возьмем Россию в 1917
году. У нас в 1917 году были официальные выборы в
Учредительное собрание. Большевики участвовали в этом? Да. И
что, победили? Нет. А еще куда были выборы? В той же самой
стране в то же самое время были выборы в Советы. Были? Были.
Участвовали в них большевики? Участвовали. Победили? Тоже
нет. Во всех Советах в целом большевики победили? Нет. Они
победили где? В Петербурге, в Москве и войсках Северного
фронта. Вот есть такая статья у Ленина
« Выборы в
Учредительное собрание и диктатура пролетариата» (том 40
полного собрания сочинений), очень интересная статья, можно
сказать ключевая, посвященная данной проблеме. В ней
специально рассматривается вопрос о том, может ли рабочий
класс с помощью выборов взять власть или нет? В ней Ленин
пишет, что мы не сумасшедшие, мы понимаем, что удержать
власть без того, чтобы на твоей стороне было большинство народа,
нельзя, но вот настоящие сумасшедшие те, которые думают, что
выборами можно установит власть рабочего класса при господстве
противоположного класса, когда все определители воли находятся
у него в руках. Да никогда такого не может быть! Нет, говорит
Ленин, мы сейчас, опираясь на то, что на выборах в Советы
большевики выиграли в войсках Северного фронта, в Москве и
Петрограде, берем власть. И что делаем? А дальше с помощью
62
 
этой власти привлекаем на свою сторону большинство народа. Что
для этого делаем? Объявляем мир народам. Передаем землю
крестьянам.
Большевики
какую
земельную
программу
реализовали? Свою или эсеровскую? Эсеровскую, поскольку за нее
выступало большинство крестьян. Но они, конечно, понимали и
разъясняли, к чему это приведет. У нас к 1928 году опять
появились бедняки, середняки и кулаки, потому что в 1917 году
просто взяли землю и разделили и только потом пришли к общему
хозяйствованию на общей земле. Карикатурный раздел провел в
90-е годы Чубайс: взял и дал всем по ваучеру. К чему это привело
– у одних мешки с ваучерами, на которые они приобрели заводы, а
у других мешки под глазами, и все. Это же понятно –
мелкобуржуазная программа разделизма ни к чему хорошему для
народа сама по себе не приводит. Ее, кстати, приписывают
большевикам, хотя это была эсеровская программа – землю
разделить по едокам. Словом, ни на какие выборы никакой
надежды большевики не возлагали, поэтому они и пришли к
власти. И наоборот, те представители оппозиционного класса,
которые возлагали надежды на выборы, путем выборов хоть в
какой-нибудь стране пришли к власти? Нет. Другое дело – иные
представители того же самого господствующего класса, они
постоянно сменяют друг друга и подтверждают замечание Маркса
о том, что буржуазия позволяет представителям угнетенного
класса один раз в пять лет решать, кто из представителей
угнетающего класса будет представлять и подавлять их в
парламенте. Поэтому, строго говоря, никаких революций не
произошло ни в Киргизии, ни в Египте, сменились просто кланы,
выполняющие волю буржуазии. Говорят: даешь честные выборы.
Политики все время обманывают, какие могут быть честные
выборы? Как могут без обмана большинства прожить те, кто
63
 
составляет меньшинство? Если у меня меньшинство, а у вас
большинство, как я могу над вами господствовать? Прежде всего
путем обмана. Не случайно Ленин предупреждал, что тот, кто в
политике или экономике верит на слово, тот круглый дурак или
идиот. Ведь самые честные выборы кому дают политическое
господство какому классу? Тому, который у власти. А для обмана
народа буржуазией лучше сделать пару партий. Вот, например, в
Америке какие две партии? Демократическая и Республиканская.
Или демократы победят, и правящий класс, американская
буржуазия, будет править с помощью демократов. Или
республиканцы победят, тогда американская буржуазия будет
править с помощью республиканцев. Или осел или слон, одно из
двух. Демократическая партия – это партия, которая была партией
рабовладельцев или партией буржуазии в период войны за
независимость?
Рабовладельцев. Поэтому и называется
демократической. А республиканцы тогда
были партией
передовой американской буржуазии, которая выступила против
рабовладения. Теперь обе эти партии, сменяя друг друга,
обеспечивают господство буржуазии.
Глубокое положение о том, что общественное бытие
определяет общественное сознание, конечно, не всеми
усваивается или не сразу усваивается, или его значения люди не
понимают, но общественное бытие тем не менее действительно
определяет общественное сознание. Другое дело, что нельзя это
понимать грубо, антидиалектически и не в соответствии с этим
положением. То есть если у меня бытие, скажем, капиталиста, у
меня какое сознание? Сознание отдельного человека определяется
не его бытием, а обстоятельствами и воспитанием. Но когда речь
идет о массах, тогда уже речь идет об общественном сознании, о
том, какие мысли в обществе господствуют, это определяется
64
 
общественным
бытием.
Рабовладельческое
общество

рабовладельческое сознание. Феодальное общество – феодальное
сознание. Буржуазное общество – буржуазное сознание. Ну, чьи
мысли господствуют в рабовладельческом обществе – рабов или
рабовладельцев?
Рабовладельцев,
которые
создали
рабовладельческую демократию, не допуская к ней никого, кроме
свободных граждан. Рабов не считали за людей. И меньшинство
рабовладельцев все вопросы решало по большинству голосов. Так
общественное бытие оказалось определяющим для общественного
сознания, или идеология Спартака победила? Или вот идеология,
которая была у Пугачева? Какая у него была идеология – добрый
царь. Это идеология феодальная. А Степан Разин хотел сделать
демократическую республику? Или хотел сделать республику
Советов рабочих и крестьянских депутатов? Он пришел дать волю!
А что будет в итоге этой воли? Никакой позитивной программы,
кроме той, что будет другой царь. Царь бывает добрый и царь
бывает злой. Вы за какого царя, за доброго или злого? Мы за
доброго! Давайте к нам.
То есть на самом деле, если по крупному поставить вопрос,
мы видим, что в истории определяющим является производство
материальных благ, общественное бытие определяет общественное
сознание. Но то, что верно по отношению к обществу в целом,
неверно по отношению к отдельному человеку. То есть по
отношению к каждому отдельному человеку неверно, что его
бытие определяет его сознание. Вот Энгельс, например. У него
какое бытие? Кто он по социальному положению? Папа кто? Папа
– фабрикант. А потом, когда Энгельс доделывал «Капитал», Маркс
уже умер, а Энгельс кто был тогда? Фабрикант. Буржуа. Может
быть, поэтому в Петербурге проспект Маркса переименовали, а
проспект Энгельса нет? Так что если кто-то полагает, что если
65
 
Энгельс фабрикант, то мысли у него фабрикантские – ничего
общего с наукой это не имеет. У него мысли пролетарские. Он же
вождь рабочего класса, идеолог. Ну, а кто Маркс? По его бытию –
буржуазный интеллигент. Жил в капиталистическом обществе,
писал «Капитал», Энгельс ему помогал материально, иначе бы ему
не дописать. У него что – буржуазно-интеллигентские мысли? Нет,
он тоже идеолог рабочего класса. А Ленин? Ну, кто был Ленин? В
шестнадцать лет стал дворянином, мама за него ходатайствовала,
когда его исключили из Казанского университета, сидел в тюрьме,
потом в ссылку попал, но там ему выплачивали пособие как
дворянину, жил он лучше, чем другие ссыльные, и писал книгу
«Развитие капитализма в России». Или Ленин рабочим был? Нет,
конечно. Сдав экстерном экзамены в Петербургском университете,
он получил специальность юриста, немного поработал
помощником присяжного поверенного и стал профессиональным
революционером. А рабочее положение гарантирует рабочему
пролетарскую идеологию? Нет. Ленин писал, что рабочий класс
по условиям своей жизни не в состоянии самостоятельно
выработать пролетарскую идеологию. Пролетарская идеология
коренится в положении рабочего класса, выражает это положение,
но она может явиться лишь как результат развития науки. Маркс
какую науку изучал и развивал дальше? Буржуазную. Взять и
написать неизвестно откуда выскочившею какую-то идеологию
рабочего класса – такого не может быть. Точно так же по
отношению к новациям в культуре Ленин всегда говорил, что он их
не понимает, ведь культура – это накопленный опыт материальный
и духовный, она не может ниоткуда выскочить, она является
только как дальнейшее развитие предшествовавшей культуры.
Когда выше речь шла вообще о материализме, мы отмечали,
что есть материализм грубый, вульгарный как у Фогта, Бюхнера и
66
 
Молешотта. Дескать, мозг выделяет мысль, как печень выделяет
желчь. Но это ничего общего с диалектическим материализмом не
имеет. Теперь у нас речь идет об историческом материализме.
Однако если исторический материализм не диалектический, он
тоже становится грубым, вульгарным или глупым, про носителей
которого Ленин писал, что умный идеалист лучше, чем глупый
материалист. Если так примитивно понимать материализм в
применении к истории, что от вашего положения материального
или от того, чего и сколько вы едите, зависит, какие у вас будут
мысли – это совершенно не так. Это противоречит всему тому, что
мы наблюдаем в истории – насколько велика роль сознания и воли
отдельных личностей. Мы можем взять один из тезисов Маркса о
Фейербахе, где он подчеркивает, что человек есть продукт
обстоятельств и воспитания. Если мы хотим понять, почему
человек занимает такую позицию, а не другую, мы должны учесть,
где он родился, в каких условиях жил, кто его воспитывал, какие
люди на него повлияли, какие книги он читал и т.п. И очень часто
бывает, что то, каким человек становится, в определяющей степени
зависит не от того, в какой семье он родился и как он
воспитывался, а зависит от того, что он читал, какие события,
какие люди повлияли на его судьбу и жизнь. Поэтому тезис о том,
что социальное, общественное бытие определяет общественное
сознание абсолютно не применим к отдельным людям. Наоборот,
очень часто люди определяют, поскольку мы знаем о роли
выдающихся личностей в истории, – люди определяют в
значительной мере ход событий. Политические партии определяют
в значительной степени ход событий. И эта вот связь глубинная с
производством, не относится к отдельному человеку. Отдельные
люди часто или даже всю жизнь действуют вопреки своему
положению в общественном производстве. Скажем, во всех
67
 
политических
партиях,
которые
являются
авангардами
соответствующего класса, имеются идеологи. Эти идеологи кто
такие по положению? Интеллигенты. Во всех партиях в
руководстве есть интеллигенты. А кто такие интеллигенты?
Интеллигент – это носитель знаний. Известно, что когда какая-
нибудь
идея
овладевает
массами,
она
становится
материальной силой, и это совсем не обязательно идея
господствующего класса. Идеи господствующего класса могут
быть и бывают, когда он перестает быть прогрессивным и идет к
своему закату, отсталыми, отжившими, реакционными, а идеи
прогрессивного класса могут быть в меньшинстве голов, но
истинными.
Вообще истина всегда рождается не в большинстве, а в
меньшинстве голов. Чаще всего даже вообще в одной голове
своего первооткрывателя. А вот чтобы открытие одной и той же
истины произошло одновременно, в тот же час, – такие примеры
неизвестны. Вот, например, неевклидова геометрия. Кто открыл?
Лобачевский. Но был такой венгр, у которого отец был
математиком, Бойяи, который тоже занимался проблемой прямых,
параллельных данной и проходящих через одну и ту же точку.
Почти две тысячи лет математики пытались опровергнуть тезис о
том, что через одну точку можно провести сколько угодно прямых,
параллельных данной, и вот Бойяи пришла мысль сделать это
аксиомой, заменив аксиому о том, что через одну точку можно
провести только одну прямую, параллельную данной, и построить
новую геометрию. Он опубликовал статью об этом в сборнике
своего отца. Но как же он был разочарован и опечален, узнав, что
за месяц до этого русский математик Лобачевский в развернутой
форме уже опубликовал неевклидову геометрию, которая теперь
зовется, по имени ее первооткрывателя, геометрией Лобачевского.
68
 
Для науки типично, что истина рождается в немногих головах, а
чаще в одной. Причем для истины неважно, на какой должности
находился тот, кто к ней пришел и какое звание он имел. Столь же
типично, что новое в науке и вообще в жизни с трудом и не сразу
пробивает себе дорогу.
В силу важности вопроса остановимся на диалектике борьбы
нового со старым. Под новым будем здесь понимать
прогрессивное, передовое. Когда новое рождается, оно сильнее
старого или слабее? Слабее. А в борьбе, как известно, побеждает
сильнейший. Так что поначалу новое, передовое будет
проигрывать, и надо быть к этому готовым. Но поскольку это
действительно передовое, оно на своих поражениях будет учиться,
укрепляться, усиливаться и постепенно начнет теснить старое, а
потом и систематически побеждать его. Ура! Так и хочется
восславить это новое, передовое, но появляется новое, по
отношению к которому это новое наше, которое уже все
побеждает, является старым, и оно побеждает то новое, которое
родилось. Это при каком строе? При любом. А при полном
коммунизме? И при полном коммунизме будут трагедии. И в
будущем возможны ситуации, что вас не поняли. Вы хорошее,
светлое сказали, а вас не поняли. Но рано или поздно поймут.
Иногда бывает после смерти. Такое тоже бывает, да? Говорят,
солнце взойдет, наши победят, правда меня уже не будет, но наши
вас победят. Сплошь и рядом в истории это бывает. Поэтому
никакого примитива тут быть не может. Поэтому сразу после того,
как мы вот этот фундаментальный тезис исторического
материализма сформулировали о том, что социальное бытие
является определяющим по отношению к социальному
сознанию, мы должны обратиться к его более глубокому
диалектическому пониманию. Поэтому несмотря на то, что мы
69
 
зашли уже очень далеко, подошли к весьма конкретным вещам, мы
сейчас перейдем к категориям совсем простым, чтобы упрочить
наши позиции, и начнем тему «Социальное становление», уж
такую простую, что проще ее диалектической темы и быть не
может.


Рецензии