Печаль и радость продолжение

Грубым дается радость,
Нежным дается печаль.
Мне ничего не надо,
Мне никого не жаль.
(С.Есенин)
Печаль— .грусть, огорчение, горе, скорбь.
Печаль — отрицательно окрашенная эмоция. Возникает в случае значительной неудовлетворённости человека в каких-либо аспектах его жизни. Понятие печали считается противоположным радости и близко по значению таким, как огорчение, унынье, грусть, тоска, горе, потеря надежды, утрата привлекательности и здоровья.
В добавок ко всему нам часто напоминают о существовании счастья, баловней судьбы и счастливцев, которым везёт во всём.
.
Печаль бывает разная.Печаль при разлуке бывает светлая, смотрите в стихотворении А.С.Пушкина:
На холмах  Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

Разная печаль: от разлуки с любимым человеком; от потери мечты, идеала. дружбы, от разлуки с Родиной, и даже от потери прежнего себя.
У психолога Ф.Е.Василюка  есть книга "Психология переживания" - где определены отличия нормального от "осложненного" переживания человека и кто может помочь тем кто переживает боль печали.
" ...утешение и жалость не совсем то (а часто и совсем не то), что требуется пациенту для преодоления кризиса. Во-вторых, потому, что житейские советы, на которые падки многие пациенты, большей частью просто бесполезны или даже вредны для них, потакая их бессознательному стремлению снять с себя ответственность за свою собственную жизнь. Педолог вообще не специалист по житейским советам, полученное им образование отнюдь не совпадает с обретением мудрости, и, стало быть, факт наличия диплома не дает ему морального права делать конкретные рекомендации, как поступить в той или иной жизненной ситуации. И еще: прежде чем обратиться к психологу, пациент обычно обдумал все возможные пути выхода из затруднительного положения и нашел их неудовлетворительными. Нет оснований полагать, что, обсуждая с пациентом в той же плоскости его жизненную ситуацию, психологу удастся найти не замеченный им выход. Сам факт такого обсуждения поддерживает в пациенте нереалистические надежды на то, что психолог может решить за него жизненные проблемы, а почти неизбежная неудача ударяет по авторитету психолога, уменьшая шансы на конечный успех его дела, не говоря уже о том, что пациент зачастую испытывает нездоровое удовлетворение от выигранной у психолога "игры", описанной Э. Берне [174 ] (1 ) под названием "А Вы попробуйте. — Да, но..." И наконец, третья из возможных непосредственных этических реакций на беду другого человека — практическая помощь ему — не может входить в арсенал профессионально- психологических действий просто потому, что психолог при всем желании не может улучшить его материальное или социальное положение, исправить внешность или вернуть утраченного близкого человека, т. е. не может воздействовать на внешний, бытийный аспект его проблем".

Иногда печаль пронизывает всю жизнь человека. Мы все знаем, что каждому человеку суждено пройти через печальные события, лишения и утраты. Познав печаль, мы стираем уязвимость и скорбь после утраты и можем подобрать ей замену и это единственный способ продлить любовь к жизни. Все мы ни от чего не отказываемся быстро и легко. Даже когда мы преодолеваем трудности и вкушаем удачу, и всё же мы печалимся о том,что осталось позади. Печаль бродит по нашему бессознательному, так как эта эмоция периодична и сопровождаем нашу жизнь.Большинство из нас может вспомнить какие-то мимолётные моменты печали, паники, скорби сходные с теми, что мы чувствовали во время счастливых событий, как получение аттестата, диплома, свадьбы или переезд в новую квартиру или дом. Ход нашей жизни зависит от адекватной способности справляться с переменами и утратам, Главное искать и находить ресурсы и резервы для установления новых отношений и не боятся перемен, не быть заложником старых ценностей, убеждений и мечтаний. А если мы "пляшем под дудку прошедшей печали", то и не способны опереться на существующие "здесь и сейчас"  обстоятельства и на других, кто протягивает нам руку помощи.  Каждая печаль если она полностью пережита, может дать толчок к обновлению и к совладающему поведению.
Ф.Е.Василюк утверждает: "...человек всегда сам и только сам может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие кризис. Никто за него этого сделать не может, как не может самый искушенный учитель понять за своего ученика объясняемый материал.
Но процессом переживания можно в какой-то мере управлять — стимулировать его, организовать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условий, стремясь к тому, чтобы этот процесс в идеале вел к росту и совершенствованию личности — или по крайней мере не шел патологическим или социально неприемлемым путем (алкоголизм, невротизация, психопатизация, самоубийство, преступление и т. д.)".


Рецензии