Время смыслов. Глава 69

1. Я закончил предшествующую 68 ю главу указанием на то,то патриархальное домашнее проксимономное (ВНС) рабство было одним из аспектов позиционной контекстной модальности, с характерной для нее ориентацией ценностей (Н) не на абстрактные нормы (А), а на конкретные жизненные формы (В). Неотьемлемыми чертами позиционной модальности в ее чистом виде (о разнообразных смешанных вариантах речь у нас пойдет позднее) являются замкнутость,сравнительная малоподвижность и неприятие связанных с индустриализацией экономических и технических новшеств, с заключающейся в них опасностью подрыва домашних иерархических устоев аграрного общества.

2. Вот как описывает южную экономическую реальность первой половины 19 века американский историк Дэниэл Бурстин во втором томе своей классической трехтомной истории американской общественной жизни:

Опора Юга на массовые сорта сельскохозейственных культур, которая восходила к колониальной эпохе, создавала основание для веры в неподвижный Юг. Ибо табак, сахар,рис и хлопок означали господство рутины.Технологии южного сельского хозяйства менялись медленно или не менялись совсем. Даже такую элементарную машину как плуг внедряли медленно и только в некоторых местах. Еще в 1856 г. многие мелкие фермеры в Южной Каролине пользовались примитивной колониальной мотыгой…Рабы были, как известно, не гибкими работниками, и не проявляли интереса к усвоению новых методов старых занятий. (Boorstin 1965, 176)

3. Ну а как насчет охватившей в то время американский Север индустриализации с ее паровыми машинами и железными дорогами? Вот как отвечает на наш вопрос тот же историк:

"Внешним признаком неизменности было на Юге вечное спокойствие (everlasting quiet, слово quiet наш автор выделяет курсивом ЛБ). Когда северянин, привыкший к шуму городской жизни,путешествовал по мирной сельской местности, он мог бы подумать что ничего не происходит. Южане предупреждали его, что он
ошибался. Они говорили ему, что то что всегда происходит на Юге, это не шумные перемены, а спокойный органический рост, на земле Бог работал без грохота.Южные города,опасаясь огня, дыма и шума,принимали постановления, запрещающие использование пара." (там же)

4. Проксимономная ВНС патриархальная южная социальная среда хорошо сочеталась с мелкотоварным проприономным АGH индивидуальным производством и рынком и опасалась ассоциированного капитала корпораций. На Севере развитие хреономного BEH корпоративного капитализма (биржи, текстильные фабрики, каналы, шахты, железные дороги)определялось необходимостью крупных индустриальных вложений, требовавших обьединения средств многих вкладчиков в одно целое. Предоставим слово цитированному выше историку.

Три четверти промышленного производства в США осуществлялось корпорациями. Но не на Юге. "Если мы закроем дверь ассоциированному капиталу и будем рассчитывать на индивидуальные усилия" предупреждал Уильям Грегг, пионер южной текстильной промышленности,"то мы можем 50 лет обсуждать дело,не достигнув в наших промышленных занятиях изменения,необходимого для обновления процветания нашего Штата"….Но в Джорджии он провалился…Только после Гражданской войны корпорация стала обычной формой южного бизнеса" (там же 177)

5. Замкнутость,подозрительность к внешним влияниям и опасения наплыва потенциально враждебных рабству "чужаков" (Е)с Севера или из Европы характеризовали настроения южного общества этого времени, для которого центральной являлась общинная солидарность "своих" (G)защищенная честью, общими обычаями и символами (контекстное поле В)в рамках тимономной HGB(от греческого тиме честь)парадигмы идентичности. О вредности подрывных внешних влияний предупреждал своих слушателей ведущий идеолог и политик рабовладельческого Юга Джон Калхун (см. отрывки из его речи в 68й главе). 

6. Бурстин в своей книге упоминает, как редактор одной из южных газет в 1850х годах сообщал своим читателям что мигрирующие на юг европейские рабочие представляют собой "проклятие, а не благословение, они являются никчемным,беспринципным классом, враждебным нашим особым учреждениям (т.е. рабству ЛБ)" (там же 179). Тот же автор цитирует слова другой южной газеты того времени о том, что "иммигранты, не бегут, как бежали наши предки, от религиозного и политического преследования…они только, как животные, ищут пастбищ посвежее и побогаче. Поселившись здесь большими массами,они будут проповедовать чистый (или скорее нечистый)материализм." (там же).

7. Но большого притока на Юг иммигрантов в эту эпоху не наблюдалось. Неразвитость южной индустрии и внутреннего рынка их не привлекала:" В 1860 г. (накануне Гражданской войны 1861/1865 гг. ЛБ)на Юге жило более трети из 31 с половиной миллиона общего населения страны.Но из четырех миллионов людей,родившихся за рубежом, 85 процентов жили к северу от линии Мэсон/Дикси (линия разграничения между Югом и Севером ЛБ) (там же 178).

В следующей 70й главе мы посмотрим, как это преобладание позиционной контекстной модальности на Юге влияло на отношения между рабами и рабовладельцами.   

Конец главы


Рецензии