Алек-2015 Серебряное озеро

«Алек-2015»,  01-03.08.2015, Серебряное озеро

12.03.15. Выбрался в город. По пути в библиотеку забежал в Сашину контору
Кабинет открыт. За столом  две чужие тётки, бумагами шелестят.
В бухгалтерии все на месте, и Надежда в том числе, наличку пересчитывают.
Налоговая их посетила.
Про слёт 2015 пока не ясно. Бухгалтерия страдает: «Денег нет». Кризис. Получится ли?

В середине апреля вернулся из финского Ханко в гипсе и на костылях.  «Папа, пора и честь знать. Теперь твоё законное место у костра!» - это не для меня.  Но, задача усложнилась - плюсом к годам теперь и ножку восстанавливать  надо.

На сельском хозяйстве не забалуешь. Бодро скачу по деревне на костылях. С текущими весенними «работами и занятиями» потихоньку справляюсь. Уход за животными. Прививки, обрезка. Вспахано, борозды нарезаны, навоз вывезен, и картошка в землю потыкана в срок.

9 мая выехал в город на Парад Победы, третий день потихоньку хожу без костылей, по ровному неплохо получается, встретил Сашу: «Всё будет как всегда. Вашу семью приглашаю работать».

С середины июня начал потихоньку бегать. Дважды ломаная моя левая стала ещё больше, в обувину плотную не влазит, пришлось старые уже списанные кожаные туфли приспособить. Поначалу левая ступня загребает и шлёпает, икроножная болит, ахилл тянет, на нагрузку отзывается болью растяжения, но через пару недель ножка вполне прилично стала себя вести. Похоже, прорвёмся.

На Серебряное Озеро Оля завезла с утра в четверг. Из багажника кучей выгрузил вещички, прикрыл тентом от дождя, Оля отъехала, вся в делах, а я пошёл обозревать окрестности. Грязи в этом году снова много. Особенно на берегу «диких десантников».
Гдовская районная программа «Чистый лес» благополучно накрылась – в связи с кризисом хилое финансирование отменилось.

Долго не скучал, подъезжает Лёша Демидов с сыном Василием. А за ними и первый грузовик с вещами и оборудованием.  Правая у Лёши перевязана, но вполне функционирует. Говорит, перелом не подтвердился, ушиб и растяжение. С разгрузкой первой машины вполне и бодро справляемся втроём. К обеду вся команда уже на месте. Каждый знает «свой манёвр», и, несмотря на то, что время от времени нас сверху обильно поливает, иногда и со шквалистым ветерком, ко времени пятничного заезда всё как бы само собой уже и готово. Однако, напрыгался, приустал я немного на «подсобных работах».

Ночное ориентирование. Что-то моих Туляков в этом году в заявке нет. Жду до последнего.  Не приехали. Уже после слёта, списавшись «в контакте» с Машей узнал, что в этом году у них с семейным отпуском не получилось. Коля в одиночку поехал пытать счастья на Московский рогейн. Похоже, целеустремлённый мужик не отставил мечту жену догнать, за мастера зацепиться.

За час до старта какая-то незнакомая девчонка (рука не поднимается женщиной назвать), лет за пятьдесят, шустрит, собирает команду. Толик Кубарский записался первым этапом. Меня представил. Ольга Назарян, уже бабушка, муж крупный колоритный армянин, на пенсию вышли из дивизии, дети, внуки уже, все самостоятельные. Пенсионеры бабушка и дедушка заразились ориентированием и стали регулярно выезжать на все соревнования. Конечно, как говорит Толик, Ольга «гуляка», опыта маловато, но задора и желания не меньше, чем у некоторых молодых. Вот и мне случай пробежать.

Буквально перед стартом Толика «перекупают» в другую, более сильную команду. Нас остается двое. Еле уговорил заявиться к нам на третий этап Колю Матроса. Коля, «товарищ мне по несчастью», ногу ломал в декабре, на три месяца раньше меня, но бежать ночью  побаивается.  На троих в нашей команде где-то около ста восьмидесяти лет. Но приз на «самую старую команду» в этом году не разыгрывается. Успокаиваю Колю, что, «сто пудов», бежать ему и не придётся. У команд лидеров уж больно сильные составы. Во избежание излишнего риска в этом году решили старт на этапах закрыть после финиша трёх первых команд. Пока мы с Ольгой справимся с двумя первыми этапами, старт уже, скорее всего, и закроется.

Стою на старте. Мой номер двадцать восьмой. Рядом Людмила Горшкова, чемпионка мира в рогейне, суточное ориентирование, по супер ветеранам в миксе - М,Ж-70.  За ней, тридцатой Татьяна Столярова – Танька Адвокат. Она помоложе, моя ровесница. На них номера не кончаются, тридцать три команды в заявке. Стоим тесно, длинная шеренга занимает всю стартовую поляну. Между мной и двадцать шестым вклинивается ещё один, двадцать седьмой припоздал. Красивая экипировка, «копытом землю роет», Петрозаводская команда, только что подъехали. Сдвигаясь на шаг назад, уступаю ему место в шеренге – гостя надо уважить.

Старт. Короткий взгляд на карту, выдернутую из-под ноги,  и – вперёд.
Что-то мне не дышится поначалу, даже от девчонок отстаю. До первого КП стараюсь аккуратно втянуться – разбежаться. Второе, третье – пока ровно.  На карте перед четвёртым длинный подъём и останавливающий ориентир – просека с пропашкой. Можно ускориться. Выбегаю на  просеку, казалось бы, с правым упреждением, сворачиваю налево, ямка с четвертым КП где-то рядом на спуске, должна просматриваться с просеки. КП что-то нет. Увлёкся. Пролетаю вниз по просеке  метров пятьдесят, впереди отблёскивает гладь лесного озерка. Нахожу его на карте. Залёт.
Оказывается, на просеку я вышел не справа от КП, дважды ломаная левая нога пока исправно бежит, но на азимутных ходах упрямо утягивает меня влево. Разворачиваюсь и поднимаюсь по просеке вверх по склону. Сил бежать у меня уже нет, перешёл на шаг. Вниз – вверх - этот манёвр потянет минут на десять. Отмечаюсь на КП. Откуда-то вырисовывается Людмила Горшкова. Не один я залетел. На пятое бежим «в связке», стараюсь держаться метров на двадцать справа от Людмилы. По пути справа на горочке фиксирую наше восьмое КП.  Немного  проскакиваю до останавливающей дорожки, разворачиваюсь, отмечаюсь на пятом, ухожу вперёд.  Людмила, отметившись на КП, резко сворачивает куда-то вправо. Неужели у нас такие разные дистанции?
Вторая петля дистанции. Шестое, седьмое, перед уже знакомым восьмым теряю несколько минут и дальше ровненько до финиша.  Передаю эстафету Ольге. Справился минут за пятьдесят.  Конечно, до лидеров мне далеко, но Ольгу особо не подвёл.

Вот только что-то у меня внутри не того. В темноте еле добрался до биотуалета. Полегчало. Банальное несварение. Кажется я забылся - пожадничал накануне, переел вкуснейших бутербродов с нежной куриной печёночкой от нашего шеф повара Валерии. Да и поволновался перед стартом. Вот тебе и «медвежья болезнь».
Всё, жрать больше не буду. Для таких, как я, и кашки достаточно.

Пока Ольга Назарян гуляет на втором этапе, на дистанции разворачивается нешуточная борьба за первое место. Иван Никитин за Псков стартовал на третий этап немного впереди Великолуцкого Цветкова, действующего чемпиона мира. По дистанции Цветков немного подтягивается, за три КП до финиша отставание минимальное. Всё прослеживается «онлайн» на демонстрационной карте-экране, и комментатор – голос в динамиках у нас сегодня неслабый, хорошо интригу накручивает.  Весь лагерь болеет в напряге. На финише Цветков буквально секунды вырывает у Ивана. Драматично. Семья Великолуцких ветеранов Юдовых, они бежали первый и второй этапы, торжествует -  их команда в чемпионах.
Людмила Горшкова на финиш прибежала без одного КП. Что-то на карте после пятого она не так разглядела. И Петрозаводские в грусти. Первый этап их конь выиграл, а передать эстафету оказалось почему-то некому.
На финише сидит и болеет Коля Матрос. Финишируют призёры,  старт закрывается. Коля вздыхает с облегчением, но и с некоторым разочарованием. Если время победителей по сумме трёх этапов где-то в районе часа, то у нас с Ольгой на двоих два с половиной часа. Ольга довольна, своё «отгуляла». Справились мы, и даже удовольствие получили.

Суббота. Как поздно ни ложусь, а с шести утра уже начинаю ворочаться. У костра звякнуло, с облегчением вылажу из палатки. Серёге Тарасику с Умкой поутру тоже не спится. Раздуваем костёр, ставим кипятить воду. Бегу окунуться в озеро. Взбодрился, поплавал немного.
Вот и чаёк-кофеёк утренний готов. Саша Алексеев присоединяется, ему тоже по утрам не спится. Лёха с Серёгой Гурьевым – им дистанцию заданки доставлять. Ребята балуют себя утренним кофейком. У меня пока строгий пост. Прислушиваюсь к тому, что творится внутри – кажется, пока всё в норме.
Шеф повару Валерии - сдаём кипящие котелки.
Пора и нам с Серёгой детскими дистанциями заняться. 
Серёжа с картой в руках и весело скачущим впереди Умкой впереди. Я со спортивной сумкой на плече, с призмами КП в одной и рулоном маркировки в другой руке сзади. Маркируем трассу, по ходу устанавливаем КП со станциями электронной отметки – у детишек должно быть всё как у взрослых.
По инерции окликаю подскочившего ко мне молодого Умку Прошкой. У Серёжи новая собака. Старый Прошка в прошлом году погиб -  на одном из выездов в лес в радостном восторге на скорости стукнулся головой об сосну. Серёга погоревал, потом в Питере купил такого же – один в один. Спаниель с паспортом на бумаге, и идентификационным номером – татуировкой в паху. Пятнадцать тысяч за щенка – не самая высокая цена.
Через час – девять утра возвращаемся к костру.
«Вздох глубокий, Руки шире…» - это уже общий подъём.
Калорийная утренняя кашка как раз  поспела. Пока это всё, что я могу себе позволить перед стартом.
Открытие. Первые награждения, за ночное ориентирование. И детские старты – в протоколе больше полусотни человек - детишек с каждым годом всё больше и больше.  Жаль, что моих младших внуков не подвезли.

В стартовый городок – больше километра от лагеря,  выдвигаюсь налегке за час до своего стартового времени. Тёпло и солнечно. После финиша, не переодеваясь,  сразу трусцой вернусь в лагерь.
Народ собирается. Время ноль – всё по расписанию. Первые побежали. И тут как-то сразу потемнело, посвежело, с неба хлынуло. Полчаса проливного дождя. И спрятаться негде. На мне ни одной сухой нитки. Приходится непрерывно шевелиться, чтобы не замёрзнуть. Ноги промокли – в туфлях чавкает. Но, поливает всех одинаково, не одному мне такая романтика.
Старт. Согрелся в момент. Сдерживаю себя. Главное – втянуться, на первых КП не залететь. Вроде бы получается. Перед четвёртым КП меня достаёт Толик Кубарский, он стартовал на минуту позже. Ещё через несколько минут вырисовывается и Саша Орлов.  Ничего не поделаешь, мужики сильнее меня бегут. Перед пятым небольшая заминка, всего несколько секунд, тут нас по ходу обходит Петрозаводский. Силён. В момент отмечается и уходит вперёд.
У Толика скорость бега не намного выше моей, контролирую его без труда, перед  КП чуть-чуть приотстаю, не спешу отмечаться, успеваю прикинуть путь – направление на следующий. Новгородец Саша Орлов борзее и жёстче Толика. Его всё время тянет куда-то вправо. Почти на каждое КП он, в отличие от точного Толика, заходит как самолёт, с виражом.  Немного мучаюсь совестью, опять я «на хвосте», но деваться некуда, такой уж расклад.
Отмечаюсь на финише, компьютер выдаёт: «Поздравляю», принтер  выплёвывает распечатку.  В протоколе по «М-65» я четвёртый с небольшим отставанием. Уже никто не догонит. Ножка моя  меня сегодня не подвела.


После обеда залез в палатку, решил немного поспать. Заснул, кажется, сразу. Во сне повернулся неудобно – ногу свело. Пытаюсь расслабиться – вторую потянуло. Кое-как выполз, лежу перед палаткой. Пошевелиться боюсь – любая попытка встать отдаётся дикой болью.
Мишаня с Даней нарисовались:
-      Дедушка, что с тобой?  -    Успокаиваю ребят. – Всё в порядке. Помогите подняться. -
С  помощью внука добрался до Гдовской фельдшерицы.  Описываю ситуацию. Говорит, ничего быстродействующего нет. Советует применить старый дедовский способ – встать и постучать пятками по земле.  «Вибромассаж». Помогло, боль отпустила, ногам потеплело, видно, кровушка пошла. Вроде бы и просто, но сам бы ни за что не догадался. Фельдшерица помоложе меня будет, лет на двадцать, пожалуй, смотрит на меня как на идиота –  старый, ломаный, а туда же. Не понять ей этой неуёмной тяги.  Главное, что здесь не один я такой.

Соревнования по водному туризму. Байдарка. В этом году, чтобы доставить удовольствие малышам, Коля удумал экипажи с пассажирами. Любушка Шемякина помогает Коле на старте-финише, протокол ведёт. Напарница у меня есть. Дело за пассажиром. Внук Мишка с другом Даней – уж больно тяжёлые кабаны.  Акробат Дамир – Холмовский  внук – в самый раз. Заодно мальчишка и покатается.
С Любой договорились, стартовать будем где-то в конце протокола, когда всё наладится, и без неё уже смогут обойтись. Но Дамиру невтерпёж. Время от времени он подбегает ко мне: «Скоро ли?» Не стали томить пацана, где-то в конце второго десятка Любочка передала Коле протокол. Готовимся. Взял в руки весло, махнул пару раз. Разворот лопастей подходит. Надеваем спасжилеты, садимся в лодку. Полетели…
Что-то не очень летится. Весло уж больно короткое, мне приходится аж перегибаться, тянуться к воде. О том, чтобы качественно протянуть на гребке, и говорить нечего. Кое-как протилипали. Финишировали. Смерил вёсла, у Любочки весло на полметра длиннее моего, оказалось, как раз для меня было бы впору.  Не страшно,  пусть мы и в конце протокола, но наш пассажир Дамир удовольствие получил.

На берегу толпа не редеет. Водники, команды и болельщики, параллельно здесь же и строительная эстафета. Точнее, это не эстафета, а комическая полоса препятствий. Трое, 2М+Ж, в обвязках, в одной связке, в касках.   
Очередные страдают на дистанции. Смотрю, это мои. Мишка с Даней, и ещё какой-то их друган успешно выловили утопленную в озере кувалду и уже песок носом в связке роют, задами рейки в мышеловке сбивают. Рядом Оля, дочь моя, фотографирует. Говорит, я их заставила, чтобы прочувствовали.  Приветствую верное решение.
 
Праздничный ужин. Всё как всегда, на уровне. Я, конечно, только пробую. Жрать и пить себе не позволяю. Хотя всё сготовлено девчонками, ах как вкусно. Полуофициальная часть. Галка Демидова – Лёшина жена заведует немудрёной развлекательно-культурной программой. Поздравления, награждения. Саша конверты раздаёт. И меня не забыл. Говорит, активнее надо. Молодых и активных  в Сашиной команде и без меня достаточно. «Помогатор» я. И в этой роли мне работы вполне хватает. В конверте зелёная бумажка – тыщонка, Ольге на бензин лишняя не будет.
Долго сидеть за столом не стал. Завалился в палатку. Пригрелся, даже на фейерверк не вылез. Изнутри «бахи» и крики восторга послушал.

Воскресенье. С утра всё как вчера. Костёр, озеро, кипяток, кофеёк, новая дистанция для детского ориентирования. Чтобы среди детей было больше награждённых, Саша решил детей награждать по каждому дню отдельно. Детские грамоты и медали такие же, как у взрослых. Вспоминаю, как внук Миша четыре года назад хвастал: «Дедушка! У тебя медаль, и у меня медаль».  Сейчас, по группе «М-12» он стартует в «большом лесу». И до призов ему далеко. Пусть и гребец он, чемпион области в каноэ среди своих ровесников, и на ногу не очень тяжел, но как ориентировщик, слабоват.

 
Сегодня дистанция по старой карте.  До стартового городка всего метров пятьсот, и финиш в лагере. Протокол сегодня  «перевёрнут». Я стартую среди последних. Немного размялся. Ножка в норме. Тамара Сафончик подошла. Умница девчонка. В «прошлой жизни» две симпатичных подруги - ориентировщицы Людмила – Люси и Тамара. Работали на «Тиконде» - филиал радиозавода. В смутные девяностые Тамаре с маленьким сыном на руках не до ориентирования было - несладко пришлось. Но уже  года четыре регулярно выезжает почти на все соревнования. Вчера встретил её в лагере. Рядом с Тамарой мужик рослый, улыбчивый, цыганистый, серьга в ухе – красавец. Вот и вырастила Тамара себе «Надежду и опору».
Ждём свои минуты. Глянув на мою нестандартную обувину, Тамара укоряет меня за излишнюю «маргинальность». Говорит, заработал ведь на себя, кроссовки-то мог бы и купить. Рядом и Боря Шемякин. Экипированы ребята пусть не по высшему разряду, но вполне достойно. Трудно объяснить им, что форма мне нужна всего один, от силы два раза в год. Результаты-то у меня  по сравнению с постоянно участвующими в соревнованиях ровесниками вполне достойные.


Стартовал. Первое КП – элементарно. На второе по азимуту, по ходу плохочитаемые сглаженные формы рельефа. На КП с ходу не вышел. Привязаться не к чему.  Рыскаю, минут через пять решил перебежать до дорожки за КП и от неё взять обратный взимут. В общем, минут пятнадцать-двадцать потеряно. После третьего КП маркировка по низкой болотистой пойме выводит на переправу.  Левый берег реки высокий и обрывистый. Выползаю по круче  наверх. Беру азимут на четвёртое КП, ход всего метров двести.  На КП не попадаю. Вокруг опять противные сглаженные формы. Привязаться не к чему. По сумме двух залётов  у меня в потере минут сорок. И ноги уже не бегут. Но, самое главное, мне себя и в «кучу не собрать». Давно я не сходил с дистанции, но сегодня, похоже, придётся. Ладно, в кои-то веки, погуляю. Перехожу на шаг, выхожу к обрывистому берегу реки, привязываюсь и выхожу на четвёртое КП. Опять меня на азимутном ходу утащило влево. Дальше иду по дистанции шагом. Ошибок не меньше, голова-то привыкла воспринимать информацию и ориентироваться на бегу. На пути к седьмому  догоняю молодого мужика, лет чуть за двадцать. Тоже шагом идёт. Патлатый, борода в косичку заплетена. Под викинга косит. Гдовский. КП с ходу не берётся, пока рыскаю, молодой куда-то подевался. Ещё одно КП и через речку вброд. В лагере уже музыка. Последние КП на своей стороне я брать не стал. Напрямик в лагерь. Отметился на финише, принтер, без «Поздравляю», выплюнул протокол. Ого! По второму дню в протоколе третьим Серёга Мясников. Толик где-то ошибся и ему проиграл. Оказывается, у меня был шанс.
Народ уже строится на награждение и закрытие.
Усталость страшная. Говорю Ольге, пусть вывозит поскорее меня вместе с Мишей и Даней. Да и ей на ферму, на вечернюю дойку  ещё успеть надо. Дела не бросишь.
Предупредил Ларису Сашину жену, что не помощник я сегодня. Отъедем без объявления.
Сворачиваю палатку, складываю вещички, прислушиваюсь, как раз объявляют результаты ориентирования по нашей группе. М-65.  В чемпионах по сумме двух дней Петрозаводский мастер Лесников. Силён и стабилен. Вторым Новгородец Саша Орлов. Третий всё-таки Толик Кубарский.
Лотерея. Двадцать четвёртый год подряд Саша проводит соревнования. Двадцать четыре конверта в розыгрыше.  Тоже немалая сумма по конвертам разложена.
Под занавес, как и предсказывал Толик Кубарский, Ольга Назарян зачитала свою свежесочинённую  благодарственную оду. Немудрено, но от души.

Отъезжаем мы по-тихому. Машина забита до отказа. Дочь за рулём, внук Миша рядом, мы с Даней сзади. Поневоле вспоминаю безвозвратно ушедшие времена, когда я всё необходимое на два-три дня для своего семейства умещал у себя за спиной.

Через пару недель забежал к Саше в офис «Алека». Спрашивает, куда ты делся. Беспокоились. Рассказал ему о своей колченогой эпопее.

По крупному  у Саши  уже в двадцать четвёртый раз всё получилось в лучшем виде.


04.08.15, вторник. Хочется писать. Есть про что. Вопрос, как написать так, чтобы
прочиталось нескучно.
21.08.15. Что-то пока только вспоминается. Писать надо неспешно.
18.03.16. Вчерне набросал. Сегодня знаменательная для моего семейства дата. Два года присоединения Крыма. «Крым наш».


Рецензии
Не стареют в душе ветераны.
(как в той песне)

Реймен   18.02.2017 17:33     Заявить о нарушении
Спасибо,
Валерий Николаевич!

Василий Овчинников   18.02.2017 19:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.