Время смыслов. Глава 70

1. Я закончил предшествующую 69 главу вопросом о том как соотносилось рабство с общим определявшимся позиционной модальностью укладом южного общества. Чтобы правильно ответить на этот вопрос нам нужно иметь в виду, что несмотря на преимущественно домашний характер южного рабства и реальность близких отношений между теми или иными господами и их рабами, оно никогда не являлось нарисованной Калхуном патриархальной проксимономной идиллией.

2. С точки зрения динамики контекстной идентичности в составе южного рабства можно выделить целый ряд разнообразных компонентов: 1) патриархально домашний проксимономный BHC;2) общественно иерархический морфономный BHD, с которым в первую очередь было связано культивировавшееся на юге расовое мышление постепенно принимавшие идеологизированную форму расизма,после отмены рабства этот морфономный расизм, разделявший общество на иерархические группы вдоль дифференциальной линии BH, стал основным и определил собой распространение расовой сегрегации. Но и до отмены рабства такие принятые на Юге формы "опускания" рабов как официальный (впрочем часто нарушавшийся)запрет на обучение рабов грамоте были проявлением морфономного типа идентичности; 3)протономный FGD, основанный на откровенной эксплуатации рабов с помощью неограниченного применения насилия, на который указывают характерные для протономики перформативная/победительная GD и диспозитивная/распорядительная FD линии. Например патрули, постоянно останавливавшие идущих по своим делам афроамериканцев на Юге, и требовавшие от рабов показать записку от хозяина, также как и частые телесные наказания, были выражением этого протономного аспекта рабовладения. Морфономное расистское мировоззрение также оправдывало использование насилия для того, чтобы "ставить на место" нарушивших социальную иерархию рабов или бывших рабов.

3.Помимо этого одним из центральных моментов в развитии рабства являлся международный рынок и рыночный спрос на рабский труд. Там, где такой спрос был значительным, например в годы табачного бума 1620х годов, сахарного бума конца 17 начала 18 века или хлопкового бума середины 19 века, превратившего многие районы патриархального Юга, в ориентированное на мировой рынок "хлопковое царство", положение рабов начинало определяться в первую очередь непосредственно связанными с мировым или национальным рынком типами идентичности такими как хреономика BEH(которую мы упоминали в связи с Британской Индией) и лукрономика EHD(от латинского lucrum,что значит "выгода").

4. Реальное положение рабов сильно зависело от того, какие именно контекстные факторы в данном случае влияли на поведение и поступки рабовладельцев. Например в середине 19 века рабы, которые где нибудь в захолустных городках Виргинии или Кентукки,где все друга друга знали,воспринимались в первую очередь как конкретные знакомые и часть местного мирка, очень боялись продажи на "глубокий Юг" в хлопковое царство Джорджии, Техаса, Алабамы,где на рабов смотрели просто как на орудие для извлечения прибыли и надсмотрщики были известны своей жестокостью. От этой участи Гек в романе Марка Твена Приключения Гекльберри Финна хочет спасти своего друга Джима.

5. Легко заметить что морфономика и протономика в геометрическом смысле слова занимают среднее положение между домашней проксимономикой с одной стороны и рыночными хреономикой и лукрономикой с другой. Мы можем предположить таким образом, что проксимономные и лукрономные/хреономные контекстные факторы определяли смещение данной конфигурации идентичности и связанного с ней типа реального поведения в ту или в другую сторону. В результате возникало многообразие конкретных жизненных ситуаций. Можем ли мы подтвердить нашу гипотезу анализом фактов, как они запечатлены свидетельствами современников? На этот вопрос мы ответим в следующей 71й главе.


Рецензии