Мы не боги, мы человеки! Прости меня малыш...

 
Есть известное выражение: « у каждого врача есть свое кладбище».  Это так! И не важно есть в этом  вина врача  или нет-смерть, особенно  смерть ребенка, это трагедия не только для родителей, но и для доктора ,она  оставляет в душе не заживающие с годами раны, да и не только смерть. Иногда огромными усилиями удается спасти жизнь ребенку, который не станет здоровым, полноценным человеком. Врач прекрасно это осознает, понимает на что обречены ребенок и его родители, и особенно страшно сознавать, что к этому могло привести неправильное лечение –как с этим жить врачу ?  Моя профессиональная деятельность сложилась удачно. Много спасенных жизней, много благодарных родителей-это помогало, давало силы, но я хочу поговорить о самых сложных периодах своей жизни, которые были и повиниться перед родителями, которым я не смогла помочь либо в связи с недостаточностью знаний, либо с недостаточностью необходимого оборудования, либо в связи с наличием у детей заболеваний с которыми мы пока не можем справляться.  Я понимаю, что от моих признаний никому легче не станет-это нужно именно мне, поскольку и сейчас  память не отпускает и раз за разом возвращает к самым сложным больным . Я часто думаю как сложилась их жизнь, где они и что с ними происходит?
Прости меня малыш…
Еще в интернатуре я впервые вплотную столкнулась со смертью первого пациента в моей жизни. Ребенку только исполнился годик. Это был упитанный красивый малыш с молодой  славной мамой. Ребенок поступил в детское отделение с высокой температурой вызванной вирусной инфекцией, жизни его ничего не угрожало. Он  был обследован лечащим врачом, получал стандартное лечение. Это был не мой больной, но на выходной день было мое дежурство. Я обходила все палаты-зашла в  палату к этому малышу. Температура у него спала, он улыбался, потянул ко мне руки, мама вся светилась счастьем и гордостью за своего ребенка. Я поиграла с малышом, поговорила с мамой, послушала легкие  ребенка и ничего плохого не услышала-ничто не предвещало беды, да и под наблюдение мне этого ребенка не оставляли. Ночью меня вызвала медицинская сестра в связи с резким ухудшением состояния малыша. Зайдя в палату я увидела другого ребенка-он осунулся, тяжело дышал , был бледный, резко повысилась температура. Рядом сидела мама с расширенными от ужаса глазами. Дальше все было на каком- то автомате-вызов реаниматолога, заведующей отделения, проводимые реанимационные мероприятия-но не смотря на все усилия в течении нескольких часов ребенка не стало! В последующем оказалось, что ребенок погиб от тяжелой пневмонии с молниеносным течением. До сих пор  думаю, а вдруг я что- то не услышала, а может я должна была заметить какие- то мельчайшие признаки надвигающейся беды и могла предотвратить такой исход заболевания? Очень долго перед глазами  и днем и ночью стоял этот улыбающийся малыш и его мама.  Прошел год. Я возвращалась из отпуска , в самолете я увидела  сидящую передо мной женщину в черном платье  с черным платком на голове. Я не сразу ее узнала, она постарела лет на 20. Она взглянула  на меня, узнала и резко отвернулась. В этом коротком  взгляде было все-боль, ненависть, беспомощность, безысходность…Она ничего не сказала, но меня как будто ударили по щеке ,которая еще долго горела .  С тех пор я поняла как быстротечно время и как много может изменить каждая минута в жизни больного ребенка. И если в смерти малыша была хоть толика моей вины я всю жизнь прошу прощения у его мамы…
Фотография из интернета.


Рецензии