Штаны с помочами

   Мишка никогда в жизни так не замерзал, даже не мог себе представить, что можно так замёрзнуть, особенно в разгар лета, когда всегда тепло и даже жарко, когда купаются в пруду и бегают в коротких штанах без рубашки, босиком. Как-же так, почему холод везде, он забрался внутрь и колотил всё тело, зубы стучали барабанной дробью так громко, что казалось слышно на весь лес. За всю свою жизнь, за все шесть лет, он так не замерзал как сейчас. Мишка сжался ещё сильнее и превратился в маленький дрожащий комочек, но теплее не стало. Тогда он заплакал, от холода, от обиды, от жалости к самому себе. Заплакал беззвучно и горько, слёзы полились нескончаемым ручьём, а в горле образовался комок. Плакать в голос было страшно, да и вообще было страшно и темно. Где-то хрустнула ветка и как-будто кто-то протопал, со всех сторон шуршит и пищит, стрекочет, жужжит и вздыхает. А ведь это всего лишь лес, знакомый и совсем не страшный днём, что-же с ним произошло ночью, почему лес превратился в такой шумный и страшный, совсем не похожий на тот который Мишка так любил. Он ещё сильнее заплакал, уже от страха и безнадёжности и медленно провалился в детский сон.

                ***
   День начался как нельзя лучше, вернее всё хорошее случилось ещё накануне. Мамка сшила штаны. И не какие-то там короткие, или перешитые из чьих-то старых, а настоящие, длинные и новые, синие сатиновые штаны с помочами и карманами. Помочи были широкие, на спине перехлёстывались крест на крест, а впереди пристёгивались на две большие красные пуговицы, о таких штанах можно только мечтать. Примерив и посмотревшись в большое зеркало, стоявшее между окон, Мишка остался очень доволен и хотел сразу бежать хвастать соседям. Но мамка велела штаны снять, сказав что оденем, когда поедем в город. Мишка спорить не стал, главное, что теперь у него есть взрослые штаны и принадлежат они ему и ни кому больше.
   Утром, только открыв глаза, Мишка вспомнил про новые штаны. Куда их мамка положила секретом не было, конечно в большой сундук стоящий в кладовке. Сразу идти в кладовку за штанами было не правильно, сначала нужно проверить все ли ушли, о запрете одевать штаны до города Мишка помнил. Он вышел во двор, заглянул в хлев и прикалиток, сбегал в огород и на всякий случай в баню. Нет, все на работе, для верности в огороде покричал мамку, точно, все ушли. Вбежав в кладовку открыл тяжёлую крышку сундука, вот они, лежат себе сверху. Мишка бережно, как стекло от лампы, взял штаны и пошёл в дом одеваться. Повозившись с помочами, которые никак не хотели пристёгиваться к пуговицам он наконец-то управился и подойдя к зеркалу полюбовался собой. Хорош, даже роста прибавилось, как минимум на четверть, можно пройти по деревне, пусть все кто не на работе оценят обнову.
   Гордо вышагивая, серьёзно и с достоинством Мишка прошёл от дома к дому. К кому заходить, а к кому не надо, там всё равно все на работе, было известно. В основном старики со старухами, да деревенский дурачок Васька Бестя. Хвастаться перед Васькой смысла не было, всё равно не поймёт, да и похвалить не может, так-как говорить почти не умеет, а только мычит. Но уж всем остальным штаны были показаны, помочи и карманы продемонстрированы, хвалебные отзывы выслушаны. Штаны понравились всем. Даже всегда угрюмая бабка Ульяна, деревенская травница, которую считали ещё и колдуньей, штаны оценила по достоинству:
  - Ну парень, прямо жених, - без улыбки похвалила она, - в таких штанах хоть куда.
Гордый и счастливый Мишка вернулся к дому, присев на лавочку начал перебирать, всех-ли обошёл, вдруг кого забыл и кто-то новых штанов ещё не видел. Нет, остальных в деревне нету, в поле все, или на ферме, больше показать не кому. Поглаживая штаны рукой Мишка вдруг обратил внимание какие они гладкие и даже скользкие, прямо как лёд зимой на пруду. Интересно, если по льду можно катиться, а с ледяной горки вообще здорово, то в таких скользких штанах можно скатиться например с крыши. Не попробовать такое было бы не правильно и недолго думая Мишка забрался на крышу сарая и присев на коньке резко оттолкнулся. Покатиться и правда получилось, но торчащие из дранки гвоздики начали впиваться в зад и обжигать как огнём. Опомнившись, Мишка попытался встать, ободрал об гвоздь ладонь и перевернувшись шлёпнулся в крапиву. Подскочив, как мячик, поскуливая от боли, он бросился домой, к зеркалу, осмотреть полученные ранения.
   То, что Мишка увидел в зеркале повергло его в глубочайшее смятение, новые штаны были изодраны в лохмотья. Заскулив ещё сильнее, уже не от боли, а от безысходности он сел прямо на пол и горько заплакал. "Что-же делать, как сказать мамке, а главное теперь нет больше новых штанов с помочами". В общем вся жизнь померкла и покатилась под откос. Ничего умного в голову не приходило, Мишка снял штаны и ещё раз повернул свой зад к зеркалу, царапин было так много, что не посчитать. Взяв бывшие штаны Мишка аккуратно, осторожненько вытер местами проступившую кровь. И вдруг, глядя на то, что осталось от штанов, как вспышка пришло такое простое решение - штаны надо спрятать. Конечно спрятать и никому ничего не говорить. Когда мамка хватится, а штанов нет и никто ничего не знает, она возьмёт и сошьёт новые, всё так просто. От такой хорошей мысли Мишка даже перестал плакать, а настроение моментально улучшилось.
   Схватив штаны он бросился на улицу. "Надо спрятать под баню", засунув штаны под бревно Мишка отошёл и посмотрел со стороны, хорошо ничего не видно. Но тут закралось сомнение, а вдруг кто-то заглянет и найдёт? Нет, наверное надо закопать, тогда уж точно надёжно. Достав из прикалитка лопату Мишка бросился копать, земля поддавалась плохо, но он очень старался и скоро ямка была готова. Вытащив из-под бани штаны и уместив в ямку, Мишка старательно их закопал, а землю притоптал ногами. Посмотрев на свою работу со стороны даже расстроился, свежевырытую землю видно очень хорошо, сразу понятно, что что-то закопано, найдут. "Штаны надо сжечь", пришло неожиданно, тогда их вообще не будет и все проблемы исчезнут. Мишка аж подскочил от такого простого решения и побежал в дом за спичками. Спички лежали на шестке, целый коробок, схватив его он рванул назад в огород, выкопал штаны и сложив под яблоню начал зажигать. Гореть штаны не хотели, ну никак, исчиркал почти весь коробок, а прожглось только несколько дырок. Надо сжечь с чем-то, что хорошо горит, Мишка огляделся. У стены дома лежит прошлогодняя солома, вот с соломой штаны точно сгорят. Засунув их поглубже начал снова зажигать, но и солома гореть не хотела, наверное отсырела после дождей. Принеся из дома газету и подложив к соломе Мишка чиркнул спичку и дело пошло. Газета занялась хорошо, огонь лизал солому, вот-вот вспыхнет. Но прогорев газета превратилась в чёрный пепел, а солома как-то не занялась, как вдруг повалил такой густой белый дам, что моментально заволок всё вокруг, и стены дома стало не видно. Мишка перепугался и стал хватать солому и откидывать, но дыма стало ещё больше, едкий-приедкий он забил горло и защипал глаза. Со страху Мишка бросился бежать через огород к лесу.
   Только у самого леса Мишка оглянулся, над деревней стелился сплошной полосой белый дым. "Всё",-подумал Мишка, -"Дом сгорел, а может и вся деревня." Весной сгорело соседнее Рудихово, он был там после пожара и видел чёрные обгоревшие брёвна вместо домов, выглядело это так страшно, что оставило сильный след в душе. И вот теперь, он сам сжёг свою деревню. Теперь нет не только новых штанов, а нет и дома, да и деревни тоже. Мишка задумался, что делать дальше, назад пути уже нет, наверное придётся пожить в лесу.
   Лес Мишка знал и любил, ходил за грибами и ягодами, относил папке обед на пастбище, а часто и оставался с ним пасти коров. Папка говорил, что лес прокормит, и если разбираешься в грибах-ягодах, да ещё в травах-корешках, то не пропадёшь. В грибах и ягодах Мишка разбирался, с травами было хуже, но некоторые знал, например щавель и мята, заячья капуста и иван-чай. Не пропаду подумал он и настроение снова немного улучшилось.
   Углубившись в лес, в самую чащу, Мишка начал искать место для жизни. Конечно потом он построит шалаш, или землянку, а может и избушку, но пока нужно найти что-то пригодное для ночлега, скоро вечер, не ночевать-же просто так под ёлкой. Полазив по чаще и не найдя ничего подходящего Мишка присел на поваленную ель, как вдруг его внимание привлекли вывороченные корни этой ели. Он подошёл и осмотрел внимательно, да это-же почти готовая землянка, надо только немного доделать, наложить палок и еловых веток с одной стороны и жильё готово. Мишка принялся за работу, притащил несколько длинных обломанных ветвей и получилась стена, правда с дырками. Теперь нужны еловые ветки. Ёлка ломаться не хотела, веточки отрывались только совсем небольшие и на стену не годились. Ну ничего решил Мишка, доделаю завтра, а то что наломал сегодня пойдёт на постель, и он начал устилать мелкими ветками дно ямы под корнями, получилось хорошо.
   Стемнело быстро и неожиданно. Забравшись в своё жилище Мишка удобно устроился, свернувшись калачиком, подумал, что неплохо-бы поесть, но это завтра и уснул. Проснулся он от невыносимого холода, а ещё было так темно и страшно, что даже плакать в голос Мишка боялся.

                ***
   Второй раз Мишка проснулся когда уже рассвело. Холод не ушёл, он как и ночью пронизывал насквозь. Но страшно уже не было, лес наполнился птичьим гомоном и пением, громко кричали дрозды, где-то дальше стрекотала сорока. Мишка вылез из своего укрытия и огляделся. Мыслей жить в лесу сильно поубавилось, но что делать дальше он пока не знал. Хотелось пить и есть, в животе урчало и подсасывало. Запах свежего хлеба вдруг так явно вспомнился, что стало просто не выносимо. Мишка сначала пошёл, а потом побежал в сторону деревни, но добежав до края леса остановился и задумался. Идти домой смысла нет, так как дом наверняка сгорел, да и деревня тоже. А есть хочется всё-же очень сильно. Здесь по краю леса должна быть земляника, вспомнилось Мишке, опустившись на колени он начал искать ягоды в мокрой траве и несколько штук правда нашёл. Голод земляника не утолила, надо что-то посерьёзнее. "А что если обойти лесом деревню и выйти с другой стороны, вдруг не вся деревня сгорела, на другом конце живут бабушка с дедушкой. Возможно их дом цел, и бабушка Анна с утра напекла вкусного хлеба, который выложила на стол. А дедушка Михайло как всегда спит на печи и ничего не слышит, глухой. Бабушка уйдёт посидеть к соседям, можно незаметно пробраться в дом, взять хлеба и даже молока и поесть." От такой мысли у Мишки даже закружилась голова и недолго думая он приступил к выполнению нового плана.
   Пока Мишка пробирался через лес огибая деревню, прошёл наверное целый час, или больше. Солнце поднялось уже высоко и наконец-то стало тепло. Пробравшись через пшеничное поле он вышел прямо к дедушкиному сараю и там затаился. Отсюда было видно деревню на половину, все дома стояли на месте. У Мишки немного отлегло: "Значит не вся деревня сгорела, возможно вообще только наш дом", подумалось с облегчением. Как и рассчитывал, через некоторое время бабушка Анна вышла из дома и направилась к своей соседке Шматихе, посидеть. Ну теперь всё просто, надо пробраться в дом и взять хлеб. Мишка прошмыгнул через огород и через задний двор проник в дом. Осторожно приоткрыв дверь в избу прислушался, тишина. Дедушка Михайло или спит, или тоже куда-то ушёл. Хлеб, как и положено лежал на столе, три больших квадрата под полотенцем. А ещё тут же стояла крынка молока, Мишка бросился к столу, схватил крынку и обливаясь начал пить ещё тёплое молоко, затем прихватив одну буханку пулей вылетел вон. Присев за домом, у поленницы дров начал жадно отрывать от буханки куски хлеба и почти не прожёвывая глотать. "До чего же вкусно, жаль молоко не прихватил, может вернуться, никого-же нет", осмелел Мишка. Подумав немного и правда вернулся, в доме было всё так-же тихо, взяв молоко уже спокойно вышел и через огород вернулся к сараю. За сараем вволю наевшись хлеба, запивая молоком он вдруг понял, что теперь уж точно не пропадёт. Хлеб и молоко можно добывать постоянно, а пожить пока можно в дедушкином сарае, это всё-же лучше чем в лесу. Закончив с едой Мишка приоткрыл калитку и пробрался в сарай, там в углу лежало ещё много прошлогоднего сена и устроившись на нём Мишка сытый и довольный уснул.
   За день Мишка несколько раз просыпался и снова засыпал, ему вдруг стало холодно, он зарылся в сено, но там стало жарко и душно, да ещё начал душить кашель. К вечеру Мишку нашли. Дед Михайло по какой-то надобности пошёл в сарай и обнаружил пропавшего внука. Баба Анна сбегала за мамкой, Мишку унесли домой. Дом оказывается не сгорел, на дым прибежала соседка, бабка Матрёна Пшеничная и вилами раскидала так и не разгоревшуюся солому. За штаны тоже не ругали, может быть потому, что Мишка заболел, а пока болел мамка сшила ему новые штаны с помочами, и про старые, порванные все забыли.


Рецензии
Понравился рассказ.
Бедный Мишка,напереживался из-за штанов с помочами!

Альбина Билык   15.12.2016 15:24     Заявить о нарушении
Спасибо. Штаны то были настоящие, как у взрослого.

Мик Александров   15.12.2016 15:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.