О творчестве Владимира Волкова в моей жизн

               

  Господь не сподобил меня знать Владимира Волкова лично, но с его творчеством связана половина моей жизни.
  С просьбой написать статью о Владимире ко мне обратилась заслуженная артистка РФ Наталья Максимовна Пярн, которая, открыв для себя талант Владимира Волкова, промыслом Божьим оказалась рядом с поэтом в дружбе и общих творческих замыслах в последние четыре года его жизни. Благодаря её стараниям были осуществлены записи многих песен и отреставрированы бесценные записи альбомов, изданных ещё в 90-х  годах. Это альбомы "С молитвой о России" и " Не отыми Покрова". Впоследствии творческое наследие Владимира Волкова было издано на семи дисках, а также на диске  "Антология". Всё это, а также ежегодные вечера памяти  Владимира Волкова в течение 10- ти лет, организованные Натальей Максимовной, моноспектакль  "Матушка Русь", посвящённый памяти поэта и прошедший около двухсот раз по всей России, позволяет назвать Наталью Максимовну хранителем творческого наследия Владимира Волкова. Вот на одном из таких вечеров памяти в 2014 году я и познакомился с Натальей Максимовной, не предполагая, что это общение перерастёт в большую духовную и творческую дружбу. Уже дважды, по моему приглашению, Наталья Максимовна приезжала к нам на Волгу в Самарскую область со спектаклем "Матушка Русь". Этот спектакль они создали вместе с Владимиром Волковым. Сегодня он играется как моноспектакль, и так же, как и десять лет назад, со сцены звучит голос Володи , но только теперь уже в записи…
  Я решился написать эту статью, не понимая до конца, как это будет трудно, ведь нужно вспомнить половину своей жизни…
  Год 1993, мне исполнилось семнадцать лет. Я уже успел познакомиться с творчеством Волкова. Гитара с тринадцати лет стала моей спутницей по жизни. Я и сам пытался сочинять песни, но всё это было подражанием нашим русским рокерам. Кассета с песнями Владимира Волкова, неожиданно появившаяся в нашем доме, перевернула мои взгляды на сочинительство. Кассету принёс мой старший брат Вячеслав (ныне иконописец, член Союза писателей России — прим. автора). Где он её достал, я даже не поинтересовался. Примерно месяц, пока была кассета у нас дома, я слушал красивые, необычные по содержанию песни, в которых мне нравилось всё: и музыка, и стихи, и исполнение.
  Годом ранее, после трагического случая, произошедшего со мной в шестнадцать лет, я стал задумываться о смысле жизни, о Боге. Лежа в ожоговом центре города Перми, я впервые помолился. В семнадцать лет я был уже на пороге храма. Иногда приходил на службы, чаще вечером, так как с утра были занятия в колледже культуры, в котором я учился. Слушал в храме, что поют и читают. Ничего практически не понимал, но сила этих слов и красота священнодействий что-то делали с душой. И в это самое, как я считаю, благодатное время и попадает мне в руки кассета "С молитвой о России". Я был поражён! Вспоминаю, как тут же, взяв немедля магнитофон, листок с ручкой и гитару, я стал подбирать одну песню за другой. Не успев как следует выучить слова, я уже мчался к друзьям, чтобы спеть им "Колокольню", "Келью мою", "Атаку", "Только вечность" и другие песни. В колледже эти же песни исполнял на переменах для сокурсников, аккомпанируя себе на фортепиано.
  Зимой 1994 года меня призвали в армию. Умение играть на гитаре и в воинской части мне очень пригодилось. Я продолжал исполнять полюбившиеся песни Волкова наряду с другими: армейскими и роковыми, — которые заказывали сослуживцы. Всё это время я больше не слышал песен Волкова ни от кого и записи не попадались на глаза.
  В 1998 году я поступаю в Самарскую духовную семинарию на пастырское отделение. Там эти удивительно душевные и полные духовного смысла песни помогли мне найти спутницу жизни. Думаю, что песни Владимира в моём скромном исполнении сыграли судьбоносную роль, произведя впечатление на будущую супругу. С тех пор прошло пятнадцать лет. С Божьей помощью удалось возвести прекрасный храм в честь Святителя Николая Чудотворца на берегу Волги. Растим с матушкой четверых детей. С духовными песнями Владимира Волкова никогда не расстаюсь, и они, порой, становятся продолжением проповеди и всё больше и больше любимыми прихожан. Общаясь часто с молодёжью, непременно включаю в эти встречи песни Владимира Волкова.
  Что можно сказать о песнях Владимира?… Во-первых, в них есть душа. Звучат темы покаяния и смысла жизни, тема любви к Богу, к матери, к Отечеству, раскрывается в песнях красота Божьего мира. Некоторые из них пронизаны печалью, болью о России, о её судьбе и людях. 
  Вот песня "Атака". В смертельной схватке схлестнулись две правды. Один народ — брат на брата, сын на отца — пошёл войной. Очень красочно, и потому драматично, описывается бой, который не может закончиться победой. Страдает и погибает русский народ. Молодой офицер перед смертью, сжимая землю в кулаке, задаёт вопрос, обращённый и к Богу, и к каждому из нас: "Господи, что нам делить? Мы ругаемся, мыслим, поём на одном языке". Язык — вот, по моему мнению, центральная мысль, нерв этой песни. Когда в 2014 году пришла хунта на Украине к власти, первым же указом был указ о языке. Это очень показательно и горько. И вновь вспыхнула война на славянской земле и напоила её братской кровью. Мы, получается, не усвоили горький урок своих предков. Спустя сто лет снова идёт гражданская война. И песня Волкова зазвучала с новой силой, стала актуальной, насущной.
  Есть у Владимира песни-притчи, есть лирические, военные, исторические. Мне очень нравится песня о царственных мучениках "Над ямой Ганиной". А песня "Два пути" просто уже с первых строчек заставляет слушателя вместе с автором молиться: "Помоги нам, Господи, творить волю Твою. Яко ты еси Господь Бог наш!"   
Слушая песню "Монастырь", ты видишь этого убелённого сединой старца-монаха, который "телом здесь, а душой в небесех", и хочется самому, подобно ему, молиться Богу. Это ли не сила слов стихов Владимира? Безусловно, и само исполнение песен с очень красивым аккомпанементом не оставляет равнодушным никого. Эти песни можно слушать бесконечно. Не случайно Наталья Максимовна не заменяет автора песен в своём спектакле "Матушка Русь" на другого исполнителя, как бы прекрасно он не пел песни Володи. Лучше автора их просто не спеть.
  Сейчас являясь настоятелем Прихода в селе Усолье Самарской области, я всё же продолжаю брать в руки гитару. А в ответ слышу много благодарных слов и вижу, как сперва меняются лица слушателей, а потом и жизнь их поворачивается лицом к Богу. Одна женщина рассказала свою историю, и я не могу ею не поделиться:
"Моя мама, — вспоминает женщина, — никогда не ходила в церковь. А прослушав кассету с песнями Волкова, уже долго болея и лёжа в постели, призвала к себе священника. Исповедовалась, причастилась и ушла из жизни верующим человеком!" Вот такая трогательная и необходимая для утверждения в правильности наших дел история.
"Лишь дорога, ведущая в храм, переходит в тропинку на Небо". Помоги, Господи, идти нам этой дорогой не сворачивая, чтобы вернуться в Отчий дом. А Владимиру Григорьевичу низкий поклон за творчество, Царствие Небесное и вечная память. Аминь.

                Протоиерей Леонид Коркодинов
                27 ноября 2015 года, село Усолье


Рецензии