О книге Тургенев. Мценский край-жемчужина...
С большим интересом прочла, включенную в книгу, статью И.Золотарева "Две истории на одну тему: «Муму» И.С. Тургенева и «Кокотка» Ги де Мопассана. Действительно, Тургенев, обращаясь к общечеловеческим ценностям, сопрягает реальное с вселенским. Любовь Герасима к Муму - ценность, выходящая за рамки бытовой действительности. Параллельно задаю вопрос автору статьи. Неужели «Главная цель писателя состоит в утверждении силы человека из народа»? Да, о силе Герасима написано немало, но всё же ещё Тургенев вскрыл глубинные противоречия души человека. И без этой его цели, я уверена, не была бы написана «Кокотка» Мопассана, как продолжение размышления на эту, до сих пор до конца неизученную наукой, серьёзнейшую для человечества, тему, актуальную и в современном мире. Быть может, современная девчушка, записываясь на аборт, мучается той же проблемой, что и Герасим. Какая-то часть её души глуха, нема и услышит, заговорит, когда уже будет поздно. Сколько таких людей, не задумываясь о том, ощущают себя Герасимами! Опомнитесь! Спасите своих «Муму»! Судьба главных героев «Муму» и «Кокотки» после совершения греха различна. Франсуа теряет рассудок. Герасим же оказывается в родных краях, куда он мог бы, наверное, взять с собой любимую собаку. Возможно, был у него другой путь - бегства, свободы, только не нашёл он его сразу, поддавшись обстоятельствам.
Сравнивая сцену нахождения дохлой Кокотки с описанием смерти в стихотворении Ш.Бодлера «Падаль» автор пишет о жутком образе смерти, подталкивающем происходящее к потустороннему, невероятному. И в «Кокотке» и в «Падали» вокруг погибших - динамика, сдвиг всего, коловорот событий. Франсуа, благодаря этой динамике становится сумасшедшим. И всё же, хоть, может, это тема для другой статьи, читая стихотворение Бодлера, в этом вселенском движении, вопреки мрачной сцене, вдруг начинаешь ощущать красоту этого вечно колышущегося, вечно живого мира. Концовка стихотворения- противовес неизбежности гибели материального- высшая ценность, сила любви. Интересно, как изменились бы сюжеты «Муму» и «Кокотки», если бы Герасим и Франсуа до или после совершения греха, каким-то чудом смогли бы достичь уровня высших чувств поэта Бодлера?
Действительно, как пишет И.Золотарев, в новелле «Кокотка» патология рассматривается, как «смутное», невероятное в сознании человека. И, видимо, приведенные в статье слова А.Иезуитова о необъяснимом в человеке, которое можно осмыслить через взаимодействие материального и духовного, относятся не только к произведению Тургенева, но и к произведению Мопассана. Но такая ли уж Герасим «цельная, гармоничная натура, несущая жизнеутверждающее начало», как написано в статье? Что это за цельность натуры, которая неожиданно может разверзнуться, словно прорубь, и утопить объект любви, а потом снова сомкнуться, как ни в чём не бывало? Тайна внешних психических реакций распахнута у мопассановского Франсуа и скрыта у тургеневского Герасима. Мы можем только догадываться, что будет происходить внутри души молчаливого Герасима, оставшегося без своей любимицы. Если заглянуть в его душу, может показаться, будто там штиль. Но с вселенской точки зрения- это не так. Ведь в мире всё связано. И гибель Муму не может не отразиться на душевной цельности Герасима, даже если так кажется на первый взгляд. Потому, мне кажется, Мопассан и написал «Кокотку», вывел вовне динамику распада цельности личности Франсуа.
Ольга Сокова 17.02.16.
Свидетельство о публикации №216040300057
Сергей Гарсия 06.07.2016 13:17 Заявить о нарушении