Устинов и Кутахов

(глава из романа "Ошибка генерального конструктора")
В один из весенних дней 1979 года Министр обороны СССР маршал Устинов Дмитрий Федорович сидел поздним вечером в своем кабинете, склонившись над кипой накопившихся за день бумаг, когда раздался телефонный звонок. Устинов поднял трубку.
- Дмитрий Федорович, это Кутахов.
- Слушаю тебя, Павел Степанович, что случилось?
Все знали, что министр каждый день появляется на рабочем месте в восемь утра, а уходит, как правило, в двенадцать ночи, а то и позже. Для сна ему хватало четыре – пять часов. Но по устоявшемуся ритуалу после девяти вечера к нему являлись только по его вызову, либо на проводимые им совещания, что бывало нередко, включая не только рабочие, но и выходные дни. Главный маршал авиации Кутахов это тоже, конечно, знал.
- Дмитрий Федорович, хотелось бы с Вами переговорить по важному и срочному вопросу.
Устинов на сегодняшний вечер не планировал никаких встреч, рассчитывая в одиночестве обдумать некоторые болезненные вопросы, по которым никак не удавалось найти приемлемого решения, но он знал, что Кутахов всегда обращается по делу, поэтому с внутренней неохотой, но согласился:
- Ну, что же, приезжай.
- Через десять минут буду.
Действительно, через десять минут Кутахов появился в кабинете и, поздоровавшись, тут же приступил к изложению цели своего визита.
- Дмитрий Федорович, как Вы знаете у нас в авиации ситуация сейчас довольно благополучная – наши самолеты не хуже натовских, а МИГ-23 и его развитие вообще не имеет соперников.
Устинов улыбнулся:
- Павел Степанович, но уже лет пять, как вы прекратили свои полеты на боевых самолетах, так что лично вы уже не можете оценить МИГ-23.
Кутахов горестно махнул рукой:
- Ну, что делать, врачи не разрешают. Но я знаю мнение наших лучших летчиков, они просто в восторге от этого самолета. Хотя, конечно, некоторые его характеристики нужно и можно было еще улучшить.
Устинов протестующе поднял руку:
- Павел Степанович, да вы промышленников просто измордовали. Они трижды переделывали крылья, пять раз меняли двигатель. Модификаций Миг-23 больше десятка.
- Дмитрий Федорович, но это же надо было для дела. Без этого самолет бы не получился.
Устинов снова мягко улыбнулся:
- Видимо, вы правы. Во всяком случае, «Фантом» наш МИГ-23 обошел по всем статьям. А ведь есть уже и Миг-27 и Миг-29 скоро вступит в строй. Хотя, конечно, потеря Миг-25 до сих пор выходит нам боком.
Угон Миг-25 в Японию предателем Беленко поставил всю советскую авиационную промышленность с ног на голову, заставив модернизировать почти все действующие самолеты этого класса. Но через год – два положение все же выправилось.
Кутахов, соглашаясь с министром, кивнул головой и, немного помолчав, решительно произнес:
- Дмитрий Федорович, сейчас все это так, у нас есть даже некоторое превосходство, но положение может быстро измениться не в нашу пользу, если срочно не предпринять необходимые меры.
Устинов откинулся в кресле:
- Рассказывайте, Павел Степанович, я Вас слушаю, надеюсь, Ваши сведения действительно очень важные.
Кутахов тоже немного расслабился, приняв более удобную позу.
- Дмитрий Федорович, буквально сегодня я получил информацию о  новых работах в штатах, которые могут дать им потрясающий прогресс в авиации. Касается это прежде всего радиоэлектронного вооружения. Фирма Хьюз уже несколько лет ведет работы по созданию так называемых цифровых процессоров сигналов, а с этого года она получила контракт на разработку на их основе бортовой радиолокационной станции.
- Павел Степанович, что же в этом нового? У нас в бортовых радиолокаторах тоже используется цифровая техника, позволяющая обнаруживать цели на фоне земли, что еще недавно было совершенно невозможно.
- Дмитрий Федорович, верно, но это обнаружение воздушных целей на фоне земли, а речь идет об обнаружении малоразмерных целей на поверхности земли.
Оба некоторое время помолчали. Затем Устинов спросил:
- И за счет чего это стало возможным? Неужели за счет цифровых процессоров?
- Да, Дмитрий Федорович, именно они дали возможность на порядок повысить быстродействие при обработке информации и получать в цифровом виде карту земной поверхности в реальном времени, обнаруживать на ней цели, захватывать их и сопровождать при стрельбе ракетами. Самолет становится многоцелевым, способным работать по воздушным, наземным и морским целям.
- В каком состоянии у них эта работа? – Устинов, похоже, сразу осознал всю важность полученной информации.
- Она вышла из нировского состояния и перешла в окровское. Я думаю, что разрабатываемые ими новые самолеты F-15, F-16, F-18 уже вполне могут быть оснащены такими бортовыми радиолокаторами.
- Павел Степанович, насколько надежна эта информация? Есть ли какие-то материалы по этому вопросу?
- Да, Дмитрий Федорович, специалисты их сейчас тщательно изучают. Я докладываю Вам первые результаты, но уже сейчас понятна их значимость.
- Павел Степанович, я завтра же жду от Вас докладную записку по этому вопросу.
Кутахов раскрыл папку и вынул несколько листков бумаги.
- Дмитрий Федорович, я ее уже подготовил.
Устинов взял бумаги, коротко на них взглянул и положил на край стола отдельно от кипы текущих дел. Кутахов вынул из папки еще несколко листиков бумаги.
- Дмитрий Федорович, это еще не все. Из тех же источников получено еще одно сообщение. Та же фирма  Хьюз  разрабатывает совершенно новую ракету, использование которой позволяет реализовать ведение воздушного боя по принципу «пустил ракету и забыл о ней». Летчик не должен сопровождать ракету до тех пор, пока она не поразит цель, а может сразу же заняться другими делами. И мы, и наши противники используем сейчас полуактивные ракеты, которые ориентируются по отраженному от цели сигналу бортового радиолокатора своего самолета. Причем наши ракеты не только не уступают американским, но даже несколько их превосходят. Но появление новой ракеты со своим активным радиолокатором кардинально меняет тактику воздушного боя и дает неоспоримый выигрыш тому, кто владеет такой ракетой. По этому вопросу я также подготовил Вам докладную записку.
Устинов молча протянул руку, взял у Кутахова несколько листиков, положил их рядом с прежними, внимательно посмотрел на Кутахова.
- Павел Степанович, это исключительно важная информация. Я завтра же переговорю об этом с Леонидом Ильичем Брежневым и попрошу Смирнова Леонида Васильевича переговорить с Косыгиным. Думаю, Военно-промышленной комиссии надо срочно ставить работы по поднятым Вами вопросам.
 
Послесловие. Этот разговор двух выдающихся военачальников советского времени не зафиксирован ни в каких документах, но судя по стремительному развитию дальнейших событий, он не мог не состояться. А то, что наша авиация и сегодня ни в чем не уступает американской, является заслугой таких людей, как Устинов и Кутахов, настойчивость которых, их умение правильно выбирать направление развития  дали такое ускорение развитию нашей военной промышленности, что мы до сих пор не исчерпали заложенные ими ресурсы.


Рецензии
Интересно
Дмитрий Фёдорович троюродный брат моего дедушки
Связей после войны не поддерживали т.к. дедушка и бабушка к тому времени жили уже на Украине
А я, как и все, после института служил в армии

Олег Устинов   06.12.2016 08:15     Заявить о нарушении
Таким родством, конечно, можно гордиться.
Спасибо за Ваш интерес к моему рассказу.

Александр Потапов 6   07.12.2016 07:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.