За что я люблю и уважаю музыканта Мэнфреда Мэнна

За что люблю и уважаю Мэнфреда Мэнна (ЮАР, Великобритания).

Родился, значит, в 1940-м году один человек… Что? Нет. Это был не Джон Леннон, хоть год тот же. Да и дело было далеко от Европы…

Родился, значит, один человек. Далеко родился. В Южно-Африканской Республике, в самом центре провинции Гаутенг – в городе Йоханнесбурге – крупном, тёплом, но весьма опасном месте. Тут и криминал, и стычки белого народа с тёмным, и добыча алмазов, золота. Через 70 лет здесь пройдёт Чемпионат Мира по футболу (с вувузелой и песней Шакиры “Waka, waka”), построят небоскрёбы, пустят туристов, а пока… Пока экономические перемены только-только начинались. Высотные здания ещё проектировались, борьба за золото и алмазы продолжалась. Белым тут были не рады…   

И именно в таком месте и родился наш сегодняшний герой – Майкл Сепс Любовиц.

Необычное имя, не правда ли? Да и сам человек был таким же… Его родители являлись еврейскими иммигрантами, приехавшими в Африку из Литвы. Знатные, состоятельные люди. Ну, и воспитали сына, как положено. А тот музыкой заинтересовался. И не какой-нибудь, а классической! И изучал её в престижном Вит… Вит… (господи, и не выговоришь) Витватерсрандском университете (простите, потренируюсь в произношении и правописании данного слова).

Надо сказать, что вид самого университета красивее и понятнее, чем его название. Фонтаны, различные деревья, местоположение и дизайн. Да, постарались на славу…

Изучал, значит, он классическую музыку в этом университете, а по вечерам и в свободные от учёбы дни, работал, или вернее сказать, подрабатывал пианистом в различных барах Йоханнесбурга. Ну, и как видно, это сыграло свою основную роль в выборе стиля будущей профессии.

Смотрите: из-за проблем с темнокожими людьми (считающими, что белый народ в их городе в то время ни к чему), в конце 50-х, ему пришлось переехать сначала в Нью-Йорк, а затем в Лондон. В Лондоне он мог бы устроиться преподавателем в академию, музыкальную школу. Или же играть где-нибудь в оркестре, пробовать себя в театре и кино, в качестве композитора. Но он предпочёл современную, молодёжную музыку, так как опыт, приобретённый в вечерних барах Африки, показал, что всё это ему близко и приятно.

Ничего не напоминает? ”The Beatles”! Портовый Гамбург и исполнения в барах! Ну, и данный товарищ пошёл по тому же пути. Только он был один и, возможно, в этом и была его слабость, так как начиная с 1960-го года и заканчивая сегодняшним днём – постоянного состава, равно, как и стиля не наблюдается…

Взяв себе творческое имя Мэнфред Мэнн (с двумя «н», что не означает «мужчина» или «человек»), талантливый двадцатилетний клавишник собирает команду для воплощения своих идей и задумок.

Начинается время “The Beatles” (так называемая в народе «битломания»). И Мэнфред Мэнн тут же, со своим коллективом выступает. Сочиняет со своей группой простые песенки, но с выделенными клавишными инструментами! Что можно, безусловно, подчеркнуть, так как ливерпульская четвёрка не могла похвастаться подобным мастерством…

Группа “Manfred Mann”. Правда и мировыми хитами, как и их коллеги из той же Британии, она не могла похвастаться. Не всё получалось, как надо… И вроде бы, всё было: молодость, внешность, сыгранность, но… Но не было изюминки, постоянства, какого-то настоящего накала, азарта и души, какая была в магической ливерпульской четвёрке…

В этот период отмечу несколько интересных и приятных песен. “Do Wah Diddy, Diddy”, “If you gotta go, go now”, “Pretty flamingo”, “Fox on the run”, “Mighty Quinn” (переделанная версия Боба Дилана) и ещё ряд других. Но в целом, когда хороша лишь отдельная песня на альбоме, в то время, как сама большая пластинка - нет, то это не то… Почувствовали это и музыканты и решили расстаться. Произошло это в 1969-ом году…

1962-1969 – первый большой и значимый коллектив Мэнфреда Мэнна. Но, как мы уже поняли, хорош лишь отдельными песнями… Стиль: поп-рок. И мой в нём любимый вокалист – Пол Джонс…

Группа выпустила 8 альбомов, 2 первых из которых хоть как-то понравились Америке. А вот дальше… В Англии же, были чуть более благосклоннее, отметив сразу 5 работ (5 первых). И там, и там, кстати говоря, вокалист – Пол Джонс. Что говорит о том, что начали ребята неплохо. Да, по миру сильно не прогремели, но начали неплохо. А потом… Не вышло…

Дальше… Эксперимент с джазовыми музыкантами пропускаем. Он слишком экспериментальный. И совсем неуспешный (провал по полной программе. Даже в топ-200 не вошли)…

А вот третий его коллектив (третий значимый, а не третий, вообще). “Manfred Mann’s Earth Band” («Земная группа Мэнфреда Мэнна»)… Тут… О… Попадание в самую точку… Рок, подражание и ”Pink Floyd”, и “Deep Purple” сразу… Смелые, электронные, необычные, новаторские эксперименты, мировая признательность, интересные альбомы, тематика, подход, обработки, хиты, толковые музыканты… Короче, золотой период (с 1972-го по 1979-й) африканского клавишника…

Дальше – выборочно. До 1984-го… Потом идёт новая волна, 90-е… Короче, уже не для меня… И не для хит-парадов, кстати говоря. Видно, что мировая общественность со мной солидарна…

Ну, а раз так, то правильно делаем, что слушаем их с 1972-го по 1983-й год. Тут: и рок, и азарт, и открытая душа, и красивые, заводные, значимые песни, концепции альбомов, как у «Пинк Флойд», и тематика подобрана серьёзно (в некоторых случаях, как заявка, или призыв, мол, обратите внимание). Тут и космос, и загрязнение окружающей среды, солнце и его активность, и социально-бытовая, да шуточная тематика, и сатира, юмор, и природа…

Это - “Manfred Mann’s Earth Band”, делящийся на несколько этапов, где самый успешный и значимый – первый (1972-1976), второй (1976-1978) и первая стадия третьего (1979-1983)…

Дальше всё… На любителя… Слушать можно, но, как значимые записи - уже не унесёт…

А значимые… Первый этап: “Messin’ (1973), “Solar fire” (1973), “The Good Earth” (1974), “Nightingales and bombers” (1975). Плюс лично для меня и первые две работы группы. Они хоть и специфические, но изюминка в них есть. Да и песни на сборник лучших вещей там отобрать можно. Это “Manfred Mann’s Earth Band” (1972) и “Glorified magnified” (1972).

Вокал и гитара – Мик Роджерс (специфическая манера игры, но соло интересные).

Второй этап: “The roaring silence” (1976), “Watch” (1978).

Вокал, гитара – Крис Томпсон, лидер-гитара - Дэйв Флэтт (манера же этого человека заставляет вас думать, что так мощно и красиво они играть будут вечно. Эти соло стоят того, чтобы их послушать. Недаром, и в Америке, и в Англии альбом ”The roaring silence” занял 10-е место – самое высокое за всю историю группы!).

Третий этап:  “Angel Station” (1979) – на мой взгляд, последний сильный, целиковый (э-э, а правильнее сказать концептуальный) альбом.

Вокал, гитара – Крис Томпсон, лидер-гитара и вокал в некоторых песнях – Стив Уоллер.

И выборочные – ”Chance” (1980) и  “Somewhere in Africa” (1983 – дань и уважение своей родине). 

На гитаре и вокале – те же – Крис Томпсон и Стив Уоллер.

На этом всё.

Вот такой он - этот необычный клавишник Мэнфред Мэнн. Несмотря на классическое образование он нашёл себя именно на эстрадной и рок-сцене. Экспериментатор, новатор, любитель синтезаторных звуков, долгих проигрышей, при помощи хороших музыкантов он, действительно, почти смог приблизиться к уровню “Pink Floyd” и “Deep Purple”. Но его желание - следовать моде, к сожалению, не смогли обеспечить долгое пребывание на высоких местах. Он потерялся, запутался в движении, и его запомнили таким, каким он был именно в 70-е - самые лучшие годы в его творческой жизни… 

И он, понимая это, до сих пор колесит по миру со старой, проверенной программой, выпуская лишь, необычные работы, наподобие фольклорной музыки индейцев Великих Равнин Северной Америки (1991), да что-то там ещё… 

А я люблю и уважаю его за талант, за два значимых для меня проекта (какие были описаны выше), за песни (их долго перечислять, лучше послушать те альбомы, что я указал, там они и будут), и конечно же, за интересную познавательную биографию.

Ну, а за рок-классику “Father of day, Father of night” - низкий поклон. Это рок с большой буквы… И неважно, что это переделка Боба Дилана. Если Мэнн такой классный аранжировщик, то почему бы и нет? Недаром, его (Мэнфреда Мэнна) пригласили в «Uriah Heep” для записи легендарной “July morning”. Я раньше этого не знал. Но теперь, слушая первую композицию с альбома “Solar fire” (1973), понимаю, почему…

Благодарю за внимание.

Алекс Джей Лайт.   


Рецензии