Исторические взгляды славянофилов

Славянофилы противопоставляли народное начало государству, и требовали изучения

внутренней жизни народа. Эта "народная" тема славянофильской историографии,

значительно отличала её от государственно-правовых тенденций западничества .

Обращение к исторической традиции дворянской Руси, придавало взглядам

славянофилов консервативный оттенок .Социально-политическая концепция раннего

славянофильства сформулирована одним из его идеологов Константином Сергеевичем

Аксаковым (1817-1860). Исходным для Аксакова являлся вопрос о народе и

государстве. Размежевание их функций решалось в плоскости политической теории:

"Внешняя правда - Государству , внутренняя правда - Земле. Неограниченная

власть- царю, полная свобода жизни и духа народу. Свобода действий и закона

царю, свобода мнения и слова -народу". Политическая жизнь и Политическая

история объявлялись принадлежностью государства.От него отделался строй

народной жизни, как выражение народного духа ,с его неизменными началами .

Таким национальным началом провозглашалась община , противопоставлявшаяся

родовому строю и индивидуалистическому началу западного мира. Понимание общины

славянофилами как проявления национального духа , противостоит позднейшему

народническому учению об общине , с её резко выраженным социальным содержанием.

В вопросе возникновения Киевского государства , славянофилы приняли теорию

"призвания" князей , сформулированную Погодиным. Но славянофилы настаивали на

сохранении самостоятельной функции за народом , на своеобразном взаимодействии

государственного и земского начала. В этой связи ,деятельность Петра 1

представляется славянофилам не только нарушением исторической традиции , но и

нарушением установленных отношений Земли и Государства . " Государство

совершает переворот , разрывает союз с Землей и подчиняет её себе ". Обвиняя

Петра 1 в "европеизации " России , уничтожении ее своеобразия ,славянофилы

отрицали необходимость петровских реформ. Наиболее полно взгляды славянофилов

были изложены в статье Ивана Васильевича Киреевского (1806-1856) "О характере

просвещения в Европе и о его отношении к просвещению России". Антитеза

Восток -Запад оказывается изначальной : мистика Востока и художественная

культура Греции, противостоят рассудочной римской культуре , а православие

противостоит католичеству .Антитезе России и Запада посвящена статья Петра

Васильевича Киреевского (1808-1856) " О древней русской истории ". Ее значение

состоит в попытке отмежеваться от концепции Погодина ,утвердить самостоятельное

значение народного начала. Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) в " Записках

о всемирной истории " попытался нарисовать схему всемирной истории.Философски-

религиозная антитеза православия и католичества, переносилась Хомяковым на

дохристианские времена , как противопоставление греческой и римской культуры.

Еще ранее, как антагонизм иранского и кушитского начала , объединяя все эти

противоречия в философском противопоставлении идеи "свободы ", выражающей

мистическую сущность православия ,и идеи "необходимости", воплощенной в

рационализме Запада. Одним из ярких представителей славянофильского направления

был профессор Московского университета Иван Дмитриевич Беляев (1810-1873).

Его исследование "Крестьяне на Руси"(1860) являлась первой попыткой создания

систематической истории крестьянства. В духе идеализации старой Руси , Беляев

стремился смягчить характеристику крепостного права 17 века, утверждая , что

оно ограничивалось прикреплением к земле , а закрепощение личности крестьянина

связывал с петровскими реформами.Славянофилами много сделано в области изучения

народного творчества и фольклора . В этом отношении значительна роль

П В Киреевского и А Ф Гильфердинга в качестве издателей исторических песен и

былин.


Рецензии