Исторические взгляды славянофилов
внутренней жизни народа. Эта "народная" тема славянофильской историографии,
значительно отличала её от государственно-правовых тенденций западничества .
Обращение к исторической традиции дворянской Руси, придавало взглядам
славянофилов консервативный оттенок .Социально-политическая концепция раннего
славянофильства сформулирована одним из его идеологов Константином Сергеевичем
Аксаковым (1817-1860). Исходным для Аксакова являлся вопрос о народе и
государстве. Размежевание их функций решалось в плоскости политической теории:
"Внешняя правда - Государству , внутренняя правда - Земле. Неограниченная
власть- царю, полная свобода жизни и духа народу. Свобода действий и закона
царю, свобода мнения и слова -народу". Политическая жизнь и Политическая
история объявлялись принадлежностью государства.От него отделался строй
народной жизни, как выражение народного духа ,с его неизменными началами .
Таким национальным началом провозглашалась община , противопоставлявшаяся
родовому строю и индивидуалистическому началу западного мира. Понимание общины
славянофилами как проявления национального духа , противостоит позднейшему
народническому учению об общине , с её резко выраженным социальным содержанием.
В вопросе возникновения Киевского государства , славянофилы приняли теорию
"призвания" князей , сформулированную Погодиным. Но славянофилы настаивали на
сохранении самостоятельной функции за народом , на своеобразном взаимодействии
государственного и земского начала. В этой связи ,деятельность Петра 1
представляется славянофилам не только нарушением исторической традиции , но и
нарушением установленных отношений Земли и Государства . " Государство
совершает переворот , разрывает союз с Землей и подчиняет её себе ". Обвиняя
Петра 1 в "европеизации " России , уничтожении ее своеобразия ,славянофилы
отрицали необходимость петровских реформ. Наиболее полно взгляды славянофилов
были изложены в статье Ивана Васильевича Киреевского (1806-1856) "О характере
просвещения в Европе и о его отношении к просвещению России". Антитеза
Восток -Запад оказывается изначальной : мистика Востока и художественная
культура Греции, противостоят рассудочной римской культуре , а православие
противостоит католичеству .Антитезе России и Запада посвящена статья Петра
Васильевича Киреевского (1808-1856) " О древней русской истории ". Ее значение
состоит в попытке отмежеваться от концепции Погодина ,утвердить самостоятельное
значение народного начала. Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) в " Записках
о всемирной истории " попытался нарисовать схему всемирной истории.Философски-
религиозная антитеза православия и католичества, переносилась Хомяковым на
дохристианские времена , как противопоставление греческой и римской культуры.
Еще ранее, как антагонизм иранского и кушитского начала , объединяя все эти
противоречия в философском противопоставлении идеи "свободы ", выражающей
мистическую сущность православия ,и идеи "необходимости", воплощенной в
рационализме Запада. Одним из ярких представителей славянофильского направления
был профессор Московского университета Иван Дмитриевич Беляев (1810-1873).
Его исследование "Крестьяне на Руси"(1860) являлась первой попыткой создания
систематической истории крестьянства. В духе идеализации старой Руси , Беляев
стремился смягчить характеристику крепостного права 17 века, утверждая , что
оно ограничивалось прикреплением к земле , а закрепощение личности крестьянина
связывал с петровскими реформами.Славянофилами много сделано в области изучения
народного творчества и фольклора . В этом отношении значительна роль
П В Киреевского и А Ф Гильфердинга в качестве издателей исторических песен и
былин.
Свидетельство о публикации №216040401659