Зависть

   Зависть

   Мы, сами того не замечая, живем и никак не можем понять, когда же можно остановить наш уровень благосостояния и спокойно жить, и радоваться. Никогда, наверное. И правильно делаем.  Один американский психолог целую главу посвятил этой проблеме в своей известной книге и все там разложил по полочкам.  Смотрим друг за другом, наблюдаем, сравниваем, завидуем и стараемся быть не хуже, чем другие. Гоняемся за дорогими машинами, красивыми  домами,  модной одеждой и даже за престижными номерами.  Эта непрерывная гонка бесконечна. Да и неплохо это. Человеческая неудовлетворенность толкает всю нашу цивилизацию вперед. И эта математическая формула всеобщего благоденствия неоспорима. Однако мы люди и не все так просто. Для полного счастья нам всегда не хватает чего то, самой малости, какой то изюминки, которая наполнит чашу нашего душевного равновесия. Так вот зародились у меня сомнения в незыблемости американкой теории жизни лет десять назад, а может больше. 
   Мы с другом Вовкой в то время ежегодно осенью оставляли нашу современную цивилизацию в покое и выбирались на рыбалку на Тобол. Отдыхали вдвоем,  с компанией и однажды брали с собой даже жен. Ездили на юг Курганской области на границу с Казахстаном. Тобол- ближайшая к нам река, впадающая в Северный ледовитый океан, и поэтому, рыбалка там в разы отличается от нашей. Ну  что у нас?  Спиннингу  размахнуться негде. А там широкая спокойная река.  Даже сначала и не разберешь, в какую сторону она течет.  Рыбачь,  не хочу.  Хоть  щуку на воблер или на спиннинг, хоть язя на червя. Чуть перестройся с местом, и вот он окунь около килограмма,  фиолетового оттенка.  Есть желание, можно леща потаскать примерно таким же способом, как рыбачат у нас в пруду. Про сеть особый разговор. Ее можно ставить только  с крупной ячейкой и не надолго. Иначе просто физически  не сможешь вытащить ее из воды, настолько плотно она забивается рыбой.  Именно там я впервые увидел, как развлекаются настоящие рыбаки, вытаскивая из воды рыбу на удочку и тут же отпуская ее в воду.
   Вспоминается, с какой радостью мы принимали решение об очередной вылазке. Основательно собирались на несколько дней и, можно сказать, спускались с наших Уральских гор в степь. Как говорят, пятьсот километров для бешеной собаки не крюк.
   Как-то у костра один охотник поведал  мне свое тайную мечту.
   - Вот, Леха, что мы бродим по лесу, расстояния мерим в поисках зверя? Во времени бы переместиться лет на триста назад. Вот тогда было дичи!    Так вот, когда я приезжал на Тобол, вливался в дикую степь, меня сразу посещала мысль, что время  сдвинулось, и я оказывался немного в прошлом. Недаром есть поговорка-шутка: время, проведенное на рыбалке, в счет жизни не идет.
   Иногда я рисковал и брал в пограничную зону ружьишко. Вот вам охота на русака. Нужно добавить, что зайцы  там размером с маленьких козлят. Не нужно  ждать снега и, утомительно распутывая следы, приближаться на выстрел, как у нас.  На Тоболе я просто брал рыбацкий стульчик, и садился в ивовых кустах перед заходом солнца, контролируя взглядом небольшую полянку.  Ужин всегда был на славу. Все великое разнообразие перелетной птицы  я увидел именно там и, наверное, больше никогда не увижу.
   Всегда щемит сердце, когда задрав голову, вижу осенью косяк журавлей осенью. Вспоминаю Тобол. Особенно заход солнца в степи. Оно  заходит там же, где и встает. На востоке. Провожаешь его взглядом и, кажется, слышишь мелодию из старого  индийского фильма, какое-то разноголосие  восточного базара. Слабое дуновение ветра с юга неожиданно принесет то яркий запах спелой дыни, то горечь полыни. А тишину нарушает только всплеск рыбы на зеркальной глади реки.
    И вот однажды таким  теплым, поздним, осенним вечером я услышал звук мотора какой-то машины на нашем берегу.  Мы с Вовкой переглянулись. Пограничники!   Еле успели убрать все незаконное в кусты, как неожиданно свет фар осветил нашу стоянку и  к нам подъехал внедорожник.
   - Не уазик.-Констатировал Вовка.
    И точно. Как только свет потух, я увидел на радиаторной решетке отчетливый знак «Мерседеса».
   - Ни-фига, себе, как только пробрался сюда? -Успел ответить я, как из машины вылезли и подошли к костру неожиданные гости.  Их было двое. Судя по машине и по внешнему виду, не пограничники, точно.  Сразу стало понятно, что  это рыбаки. Видимо, такие же тронутые Тоболом, как и мы. По одежке было видно, что один из них местный, другой точно не с деревни. И машина у него крутая, и костюмчик на нем только с магазина, и золото на шее блеснуло. Он подошел к нам  к нам первым,  тепло поздоровался с нами за руку и весело произнес :
   - Привет, браконьеры! Как рыбалка?
   Вовка ответил фразой из кинофильма Белое солнце пустыни:
   - Давно здесь сидим.
   Шутка всем понравилась и разрядила обстановку.  Я стал приглашать гостей к костру:
   - Мужики, угощайтесь с дороги. У нас тут заяц в котле, чай. Завтра мы домой планируем. А у вас какие планы?
   - Планы? Все планы там, в Челябинске остались до понедельника, а здесь рулит вон друган. Как скажет, так и будет. Я вот каждый год к  нему   езжу на рыбалку. Он мне Тобол показывает, а я ему коньяк  армянский. Верно, братан.  Ну че будем делать, зайца пробовать или дальше поедем?
   - Да поздно  уже. До завтра перекантуемся здесь, а там видно будет. Машину ставь  к кустам, палатку доставай, а я вон корягу принесу , чтобы  костер был веселее.
   Через час у них уже и лодка была накачена, и сеть стояла от берега до берега, и костер до неба пионерский. Палатка, столик . Кстати сказать, и наш мусор в костер прибрали по-хозяйски.  Мы с Вовкой все как-то делали с ленцой, не торопясь. На рыбалке некуда торопиться.   А у этих друзей, как то все слаженно, оперативно.  У меня тогда запала мысль. В армии, наверное, вместе служили. И вот уже они на правах хозяев приглашали нас к  своему столу.
Вовка сразу отказался:
   - Мне завтра рулить . Я спать.
И залез в палатку.  Я же, видя на столе явно не магазинные припасы, составил друзьям компанию. Познакомились. Того кто с Челябинска звали Вадим, а  местного Николаем.
  - Салатики у вас, помидорчики!- Похвалил я стол.
  - Да это все Настюха у Коляна.  Просто так мужа на рыбалку не отпустит, пока не будет уверена, что он сыт будет.
    - Да уж.  Угощайся Леха. Вы давно здесь?
    - Завтра пятые сутки пойдут. Домой  до следующего года, бог даст. Мы вчера пару крупных  щучек поймали  за мыском на спиннинг, в садке вон живые еще.
    И пошла беседа про рыбалку, про природу, степь, про погранцов.  Оказалось, что друзья тоже пограничники, только бывшие, и служили они в Таджикистане. Я о своих речках поведал. Пригласил на сплав весной. Обменялись телефонами. Наступила ночь.   Полная луна отражалась прожектором на реке и освещала все вокруг.  Плеснулась крупная рыба. Вспомнили о оставленной сети, и Николай сел в лодку и поплыл проверять .
   Мы выпили еще по одной.  Бывает так между людьми,  незнакомому человеку поведаешь такое, что и себе не всегда признаешься. Вадим смотрел на игру Колиного   фонарика на реке и вдруг сказал.
   - Завидует он мне Леха.  Постоянно  у него денег не хватает. Строится.  Дом здесь с нуля делает . Семья.  Все сам. Сам же и судьбу свою выбрал. Вот познакомился со студенткой в Челябинске. Она его сюда перетащила. Влюбился вот в эти степи как в нее. Живет, трудится и, кажется, доволен всем.  Главное, уверенность в нем какая -то всегда была.  Насколько я знаю, никогда ни перед кем не прогибался. А мне вот знаешь, приходится. Тогда после армии он ко мне приехал. Вместе начинали деньги делать. И, кстати, все идеи его были. То майонез с Троицка привезем, то икру поможем продать  барыгам.  Металл в Белоруссию возили. А тут эта Настя появилась, и перевернулось все.  Он вот в этой дыре вроде счастлив. А я ?   Знаешь, Алексей, я когда своей заявил, что на Тобол поеду, так у нее лицо просветлело от счастья. Зажглась, как новогодняя елка. Не видеть меня несколько дней ей радость. Вот, видишь, на столе салатики Настины. А  я зашел в супермаркет, набрал пакет холодной жратвы и сюда. Хоть и живу я, слава богу, ни в чем себе не отказываю, а вот Коляну завидую.  Ответь мне, как вот сравнить наш мегаполис с вот этим костром у реки. Где точка отсчета? Приезжаю вот сюда вроде отдыхать, а ведь вернусь туда же, где все решения за меня принимают.
   - Все так живут. Все мы друг другу завидуем. Вон Вовка не пьет уже несколько лет. Небось, завтра мне завидовать будет, что я коньяк на халяву попил, а я ему, что у него голова не болит. Правильно говоришь. Все относительно какой-то точки. А где она, я не знаю.
    Я пытался пошутить и, кажется, немного обидел Вадима. Он мне наболевшее поведал, а я ему про коньяк.  Вадим встал и пошел к реке. Фонарик Николая приближался к берегу. Нужно было выгружать лодку.
   Оставшись один, я тут же испытал какое то необъяснимое чувство одиночества.  Потом  тихонечко не прощаясь, залез в палатку.  В спальник. Пытался уснуть. Друзья за столом еще долго о чем-то разговаривали. Обсуждали улов. Травили анекдоты. Вспоминали какие-то горы.
   Разбудил меня Вовка.
   - Леха вставай. Ехать надо. Час дня уже. Я собрал все. Тебе только палатку свернуть. Да оружие свое не забудь. Алкоголик.
   Любит он покричать на меня. Дай только повод. Я вылез из палатки, осмотрелся.
    - А где пограничники?
    - Да непонятки какие-то. Один вон окуней таскает за кустами, другой восьмерки на «Мерседесе» по степи нарезает. Отдыхают мужики. Ну, едем или нет?
Действительно внедорожник поднимал степную пыль, катаясь по кругу,  не- вдалеке.  Кто сидел за рулем, а кто рыбачил, можно было только догадываться. На душе у меня стало как то пусто. Я позволил себе подойти к столу и выпить.
    - Поехали, Володя, домой . Как они там без нас семьи наши . Скучают?
Когда проехали Миасс и впереди показались наши родные горы, у меня запала мысль, и я спросил у Вовки:
    - Слушай, а ты Карнеги читал?
    - А кто такой ?   
    - Да американец один, писатель, психолог.
    - Да пошел он.
    - Вот и я так же думаю. Я тебе лучше про Тобол напишу. Будешь читать? 
     Вовка выбросил очередной окурок  под встречную фуру  и пожал плечами.
2014г.      


               


Рецензии
Спасибо, Алексей, за рассказ!
По делу и хорошим языком написано.
Человек, в отличие от животного, живёт в двух ипостасях. Духовной и умственной. Если они не мешать друг другу, а добавляют, то это гармония.

С уважением и пожеланием вдохновения,
Ваш Алёнкин

Виктор Алёнкин   17.09.2019 11:09     Заявить о нарушении
Сама зависть, пожалуй, многолика. Черная, белая, и та что в теории, Д. Карнеги.... Душевное равновесие-гармония безразлично к ней.
Спасибо, Виктор!

Алексей Тихомиров 3   17.09.2019 19:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.