Один день перевернувший жизнь романа и его высота

Весна случилась ранняя. Апрельское солнце совсем не по-весеннему согревало землю и радовало людей своим теплом, добавив забот тем, кто живет в деревне. Ромка, несмотря на свой шестилетний с хвостиком возраст, хотя в этом году уже пойдет в первый класс начальной школы, привык вставать рано, видимо, сказывался биологический ритм жаворонка. Да и как иначе, если он, как старший среди троих детей в семье, должен был хоть как, хоть чем помогать своему отцу по хозяйству, который часто и сильно болел. Помощник был как бы еще слабенький, но уже свою работу знал: мог выгнать во двор с хлева скотину на кормежку и за-гнать обратно всех по местам.
Отбросив одеяло, Ромка быстро натянул кортовые штаны и, всунув босые ноги в ботинки, затягивая на ходу брючный ремень, направился к двери. Выйдя из хаты на крыльцо, он первым делом посмотрел на небо, колыбель его детских снов и мечтаний, в бездну которого мог смотреть часами, куда его тянуло магнитом. В это утро оно было без единого облачка, что говорило о предстоящем солнечном деньке. Сбегав за сарай на оправку, Ромка вернулся к висящему на заборе рукомойнику и, набирая в ладошки охладевшую за ночь воду, стал умываться и обтирать тело, при этом, подражая отцу, фыркал и охал.
Деревня всегда рано просыпается. Это особенное для нее время, и в койке залеживаться нет резона. Надо управиться со скотиной: накормить и напоить, а корову выпустить в стадо на пастбище, предварительно подоив. Поэтому над деревней каждое утро стоит своеобразная мелодичность, где мычание коров, блеяние овец, хрюканье свиней перемешиваются с лязганьем ведер хозяек, с жалобным скрипом колодцевых «журавлей» и лаем на разные голоса собак – обитателей каждого двора. Вскоре с улицы донеслось знакомое: «Коров выгоняйте!». Значит, пришло время выпускать корову со двора на выпас. Ромка открыл калитку, и Стрелка примкнула  к стаду.
- Сынок! Зови отца, и идите завтракать. Уже все на столе, - окликнула Ромку мама.
- Я сейчас, только помою руки, - отозвался тот.

После завтрака Ромка, присев на крыльцо, стал всматриваться в небо с надеждой воочию увидеть очередной космический корабль-спутник, который, из сообщения по радио, был на днях запущен в космос, и теперь летал по орбите вокруг Земли. А ведь отец рассказывал, что когда в космос запустили первый искусственный спутник в виде шара с четырьмя рожками-антеннами по его бокам, а это было в 1957 году, то его можно было иногда видеть не только на фоне звездного ночного неба, но даже днем. Посидев и ничего не увидев, Ромка пошел по деревне, где на скамейке собирались его одногодки и ребята постарше. Сегодня воскресенье и те беззаботно восседали на ней, вытянув ноги и задрав лица то ли к солнцу, то ли их глаза были в поисках космического летательного аппарата, но увидев, подошедшего Ромку, сразу же ожили, ибо появилась тема для разговора.
- Что нового, Мечтатель–Летчик-Пулеметчик на вашем фронте? – съязвил Колька Шкет, прозванный так за свой небольшой росток и хилость в теле. – Еще стишок Янки Купалы «Мальчик и летчик» не забыл? Как это там? – Шкет поднялся со скамейки и стал декламировать:
Возьми меня, летчик отважный,
В полет по Советской стране:
Я смелый, и мне не однажды
Летать приходилось во сне…
Но вдруг его переклинило, и он замолк. Было видно, что пытается вспомнить продолжение, но, кроме «Вот и летай во сне, летчик-пулеметчик» ничего сказать не смог, и, цыркнув слюной сквозь зубной свистун, направился к стоявшему у забора Ромке.
- Хорош Шкет! Чего ни с того, ни с сего напал на Ромку? Ведь он хоть и младше тебя, но тебе с твоей головой до него очень даже еще далеко, - загалдели все мальчишки хором.
- А вот давайте сходим в лес, проверим, как течет березак, поиграем в войнушку, - предложил Юрик, чтобы предотвратить назревавшую потасовку.
Вот и знакомый, как все вокруг, лес. Под ногами захрустели сухие ветки, зашуршала опавшая прошлогодняя листва, вокруг щебетали птицы. В прелых запахах весеннего леса чувствовалась скорое пробуждение и цветение. В воздухе витала новая жизненная сила, готовая воплотиться в зелень листвы и травы, вечная и неистребимая, как сама природа.
И среди этого могучего природного великолепия находились деревенские мальчишки, которые были настолько заняты своим делом, что, казалось, совершенно не слышали хруста сухих веток под ногами, шуршания прошлогодней желто-коричневой листвы, голосистой переклички птиц. Они не обращали внимания на то, что творилось в природе, которые в то же время были необъемлемой частицей ее бесконечности. Набегавшись и наигравшись, но и проголодавшись, мальчишки направились домой.
По лесу, чтобы не поранить ноги, они бегали в обувке, но, как только из него вышли, сразу же разулись. Мальчишки шли по сухой, теплой земле. Уже были в деревне, как вдруг Маринка–подружка Ромки, сидевшая у раскрытого окна хаты с книжкой в руках, видимо, поджидавшая их, огласила: - Вот бегаете по лесу, бездельники, а по радио Юрий Левитан сообщил, что в космос полетел наш советский гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.
Невозможно, представить, почему завела Маринкина новость деревенских мальчишек, которые стали прыгать, подняв кверху руки, и радостно кричать. Они всматривались в небо, чтобы увидеть ту движущуюся точку, которая называется ракетой, в которой был космонавт номер один.
Ромка от новости просто опешил. Он домой не бежал, он летел, не чувствуя ног, чтобы как можно скорее удостовериться в услышанном от Маринки. Усевшись рядом с радиоприемником, стал ждать хоть какую информацию. Наконец диктор сообщил, что, действительно, «сегодня, 12 апреля 1961 года, в 9 часов 07 минут московского времени с космодрома Байконур летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле-спутнике «Восток» впервые в истории человечества поднялся туда, где никогда еще не был ни один человек Земли. В 10 часов 55 минут «Восток», облетев земной шар за 108 минут и выполнив программу полета, приземлился в заданном районе, в 26 километрах юго-западнее города Энгельса Саратовской области».
Ромка смотрел на приемник, из которого исходил репортаж, и завидовал тем людям, кто оказался в районе приземления первого космонавта Земли и оказывал ему какую-то помощь. И с этого момента в нем зародилась мечта: сначала стать, как Гагарин, военным летчиков, а потом можно и в космонавты податься. Это был толчок к исполнению мечты. Его коллекция из газетных и журнальных вырезок, наклеенных на стену поверх обоев возле кровати с различными космическими аппаратами, с легендарными Белкой и Стрелкой, пополнилась портретами Ю. Гагарина, потом… аж до самого потолка.

Шли годы. Роман учился в школе, мужал и превратился в юношу. Но его заметно среди своих товарищей выделяла одна черта – чувство обязанности и справедливости, что делало его немного старше их. Хотя было нелегко от того, когда видел, как ровесники гоняют футбольный мяч, играют у речки или идут в соседнюю деревню на танцы, когда то, что лежало на плечах их родителей, ложилось на плечи Романа. Надо было отпасти очередь коров и засеять усадьбу, заготовить на зиму топливо и убрать урожай. Мать тоже рассчитывала на помощь старшего сына, работая в школе техничкой или на колхозной животноводческой ферме.
Он любил свою деревню, речку, лес и огромное голубое небо, без которого не мыслил жизни. По дороге с выпускного вечера после окончания средней школы он своей однокласснице признался:
- Знаешь, Маринка, я буду военным летчиком.
На что та, улыбнувшись, пошутила:
- Еще чего хорошего и до космоса доберешься?!
Она, медалистка, имела основание перевести мечту в шутку, ибо знала, что пятерки в его дневнике были случайностью.
- Ведь Гагарин до него добрался, а чем хуже я? По крайней мере, есть, кому подражать, с кого брать пример, - продолжал Роман.
А ведь он не только поделился своей мечтой, а поставил конкретную цель, вполне достижимую для него. Только одну особенность не приняла в расчет Маринка, что отличной оценкой всегда оценивалось Ромкино трудовое обучение, что за активность в общественной жизни школы имел благодарности.
После окончания средней школы Роман был призван в Советскую Армию. Узнав о давней мечте юноши стать лётчиком, районный военком направил его в Саратовское военное училище летчиков. То, что училище готовило пилотов вер-толётов, нисколько Романа не смутило. Главное, он будет летать.
Лето 1979 года. На плечах Романа лежат лейтенантские погоны. Впереди служба в лётных частях с индивидуальным планом подготовки к полетам, с четкими формулировками задач экипажу по авиатехнике и аэродинамике, воспитательная работа с личным составом. И, как результат, на третьем году службы Романа наградили орденом «За службу Родине в В.С. СССР» III степени. А кто из молодых офицеров не мечтал о генеральских погонах? Надеялся сделать карьеру и Роман... Вот только кто мог подумать, что скоро произойдут события, которые напрочь перечеркнут все его планы. 25 декабря 1979 года Советский Союз введёт свои войска в Афганистан.
Первый раз молодой пилот попал в Афганистан в октябре 1982–го. В боевых операциях сухопутных войск вертолётам отводилась первостепенная роль: экипа-жи «вертушек» выполняли десантирование спецназа, доставляли боеприпасы и продукты питания, воду, спасали раненых. Нередко вертолётчикам приходилось совершать в день 5–6 вылетов. Не обходилось среди однополчан Романа и без потерь. Но ему повезло–уцелел! Первая афганская комавндировка продлилась до ноября 1983 года. Был и отпуск, который провел в родной деревне у родителей, где и встретился с Маринкой. Перед отъездом им сказал, чтобы готовились к свадьбе, что долго не задержится. Но задержался.
В декабре 1985 года капитан Роман Тупица опять на афганской земле: он ко-мандир вертолёта Ми–8 в 280–м отдельном вертолётном полку (Кандагар). Как и пару лет назад, вместе со своим экипажем доставлял десантников и спецназовцев для перехвата и досмотра караванов, боеприпасы и продовольствие в трудно-доступные горные районы. Под огнём душманов эвакуировал раненых из района боевых действий. И так из дня в день, и всё это в сорокоградусную жару. Как правило, пилоты уходили на задание рано утром, а возвращались на базу поздно вечером, мылись в бане и ложились спать. На следующее утро–всё сначала. У многих вертолётчиков появился так называемый сндром хронического недосыпания. Потом кто–то из «афганцев»напишет:
Пустыня, солнце, жарко, пятьдесят,
Обшивка вертолёта обжигает руки,
И мне лететь, и нет пути назад,
Я командир, а значит образец науки.
В горах идут бои, и вылет дан,
По радио зовут «вертушки»,
Под нами солнечный Афганистан,
А цель находится на мушке...
В Афганистане Роман совершил 553 боевых вылета, 554–й стал для него по-следним. Он погиб 29 июня 1986 года, не дожив месяц с небольшим до конца аф-ганской командировки. По воспоминаниям комэска 280–го полка полковника В. Г. Домрачёва (сборник «Опалённые Афганом»), трагедия случилась в 50 – и кило-метрах от Кандагара. Экипаж капитана Тупицы совершал пятый за день вылет, как вдруг вертолёт обстреляли. От полученных повреждений, в результате которых отказали оба двигателя, машина стала резко терять высоту. На борту Ми – 8 находилось 10 пассажиров и три члена экипажа. Роман правильно среагировал на отказ двигателей. Ему удалось удачно сманеврировать и уклониться от лобового удара о землю. Но в последний момент винтокрылая машина зацепилась хвостовой балкой за бархан и несколько раз перевернулась. Весь фюзеляж был искорожен...  В район катастрофы срочно вылетели пара вертолётов–поисковиков. Когда те вернулись, оказалось, что из тринадцати человек погиб только Роман Тупица.
 Афганистан и так называемая афганская война: с трагедиями, жертвами, высокими подвигами, почетом и неуважением…, где Роман, как военный летчик, выполнял свой воинский долг. «Он не дожил, не долюбил, не доучился, книг не дочитал…». Эти слова из стихотворения поэта Михаила Дудина о молодом фронтовике Великой Отечественной войны, который умер от ран на глазах товарищей, можно отнести и к Роману. Он тоже многое не успел сделать, ибо самостоятельная жизнь только начиналась и вдруг мгновенно оборвалась. Не сбылись до конца чистые и возвышенные мечты. Не успел он их осуществить. Зато успел стать Солдатом, успел, оставить в людских сердцах светлую память.
У каждого человека своя высота, и каждый идет к ней своей дорогой. Герой моего рассказа Роман Иосифович Тупица, уроженец деревни Поблин Глусского района, взял свою жизненную высоту сразу, будучи в постоянной готовности ее, штурмовать, которую озаряет орден Красной Звезды, которым, как настоящий Солдат, награжден посмертно, а также медаль «Воину – интернационалисту от благодарного афганского народа». И все же стартом его жизни был день 12 апреля 1961 года с полетом в космос Юрия Гагарина, который перевернул сознание и жизнь Романа.
Всё дальше уходят от нас события, оставшиеся в памяти под названием «афганская война». И ежегодно, 15 февраля, в день вывода советских войск из Афганистана, собираются бывшие воины, прошедшие афганское горнило, в Поблине, на местном кладбище, где похоронен Роман Тупица, чтобы отдать дань памяти и уважения боевому товарищу. Его имя носит улица в Глуске.


Рецензии