Дорога была правильной

Он родился в семье Павла Ивановича Иовика, специалиста-железнодорожника. Его семья, включая троих детей, кочевала по различным местам службы.

В семье спецпереселенца

Леонид учился в станционных школах, окончив девять классов в Ярославле, где отец трудился диспетчером, а затем и начальником станции.

 
В 1930 году Павла Ивановича привлекли к ответственности за аварию на одном из участков дороги, потом он стал и фигурантом печально известного тогда "дела промпартии". Через год его "за вредительство на железной дороге" осудили с высылкой на Урал, где заключение заменили "добровольным выездом на Магнитку".
Ссыльный  Иовик  добился разрешения на переезд всей семье. В декабре 1932 года товарный  вагон привез жену и  детей на сгрузочный пункт. Тут позже и появился поселок Шанхай.
В ноябре 1931 года Иовика назначили  старшим диспетчером  рудника.
Павел Иванович, как необходимый специалист, получил прописку в новеньком бараке на  северной окраине "американского поселка".

Непростые ступени роста

Его сын Леонид до Магнитки год работал на строительном участке Северной железной дороги. Поэтому бывалого специалиста сразу направили в строительную бригаду. В бригаде  только  он, имевший образование,   мог вести расчетную документацию. Скоро его заметили и  зачислили счетоводом в бухгалтерию рудника. Параллельно он осваивал горное дело, став студентом-заочником  горно-металлургического института.
Как грамотного инженера и толкового экономиста руководство командировало его в институт для продолжения учебы с отрывом от производства. Весной 1942 года, по окончании института, его распределили  мастером бурового цеха, а затем - горным диспетчером рудника. Скоро  в семью Иовика пришло горе: погиб   младший брат Борис, ушедший на фронт добровольцем.
В июне 1945 года Леонид Павлович (на фото) указом Президиума Верховного Совета СССР награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг".
С должности участка ОТК рудника он был переведен в плановый отдел комбината, который возглавил в 1964 году. Через пять лет Леонид Павлович - заместитель директора ММК по экономическим вопросам, а затем - главный экономист комбината. Здесь он трудился до ухода на пенсию в 1979 году.

Формула Иовика

О своем отце Анатолий Иовик писал: "Не могу припомнить, чтобы он что-нибудь рассказывал о работе дома.
О себе говорил немного, лишь отвечая на вопросы.  Все производственные заботы и настроения он оставлял за порогом.
Отец регулярно летал в командировки в Министерство черной металлургии. Результаты этих поездок были очень важны для комбината, от них во многом зависело финансирование производства, включая оплату труда его работников. И вот тогда директор ММК А. Д. Филатов стал называть его "штурманом комбината".
 Иногда, в каникулы, он брал меня с собой, показать Москву.
Тогда я с ним  ходил по коридорам "высотки", где размещалось министерство. Ночевали, где придется - от номера гостиницы "Украина" до простого общежития с двадцатью кроватями, и на каждой - храпящий постоялец.
Из командировок отец возвращался измотанным, уставшим и почти всегда на наши вопросы отвечал: "Отстоял…"
 Все металлургические предприятия страны тогда должны были достигать наивысших показателей любой ценой. Поэтому любая техническая ошибка в отчетных сведениях могла лишить месячной премии работников комбината, иногда и  несколько месяцев.  Поэтому Леонид Павлович  на свой страх и риск ввел в экономику металлургического и прокатного сектора негласную практику. На адъюстажах за месяц-другой накапливался небольшой избыток продукции (несколько тонн), который  и распределяли по оставшимся месяцам. Теперь металлурги не рисковали надолго остаться без премии…
 В министерстве, конечно, не могли не знать  о таком новшестве: отца журили, но не наказывали, а такая практика расширила свою географию на другие отрасли предприятия.
 Однажды об этой формуле я узнал от отца, когда он вернулся с государственной защиты дипломов, где был  председателем аттестационной комиссии. Тогда отец громко расхохотался и сказал, что "попал в науку": один из экономистов-выпускников вывел "формулу Иовика", изложенную в математических формулах.
Потом об этой формуле я слышал позже от М. М. Привалова, главного сталеплавильщика министерства,  встретившись с ним в одной из своих командировок.
Для меня отец - критерий сравнения. Он был рассудительным и уравновешенным, доводил любое дело  до логического конца.  Как и мой дед, он жил по принципу: меньше говори - где надо, о тебе все узнают по рассказам других"…
О Леониде Павловиче Иовике рассказывают его товарищи по работе.
В. А. Кувшинов, главный экономист планово-экономического отдела комбината в 1979 - 1992 году: "С  ним, главным экономистом ММК, я познакомился, когда был назначен начальником цеха жести ЛПЦ-3 в 1976 году. Цех производил тогда дорогостоящую высокорентабельную продукцию: жесть белую горячего и электролитического лужения, металл оцинкованный, кинескопную ленту. От стабильной и четкой работы цеха в значительной степени зависели экономические показатели комбината. Поэтому Леонид Павлович внимательно следил за нашей работой. Были случаи, когда он обращался ко мне, чтобы показали, как в конце месяца побольше   перевыполнить план по жести, чтобы улучшить общекомбинатские показатели по прибыли.
Я это делал и был доволен своим вкладом  в общее дело.
В нашей памяти Леонид Павлович остался грамотным экономистом и порядочным добрым человеком".
В. И. Виер, главный бухгалтер ММК в 1982-1993 годах: "Леонид Павлович работал при многих директорах комбината, великих людях. И все они уважали и ценили его, великого экономиста".
С книгами и корзинкой…
 Ветеран труда, председатель профкома рудника Н.Г. Коваленко рассказывал: "Семнадцатилетним я пришел на рудник. Любил читать, и у меня всегда была с собой книга. Леонид Павлович, тогда горный диспетчер, заметил это и спросил:
- Коля, любишь читать?
- Люблю.
- Тогда я принесу тебе что-нибудь хорошее.
Он принес повесть  "Человек-амфибия" Беляева, бережно завернутую в газету.
- Читай, только страницы не загибай.
Книгу я проглотил за вечер, вернул на следующий день.
После обсуждения  технической стороны подводной жизни, по Беляеву, Леонид Павлович предложил мне читать книги из его библиотеки.  Так  я серьезно полюбил книги"…
 Леонид Павлович был известен и в городе как книголюб и библиофил. Его библиотека насчитывала 23 тысячи единиц хранения.  Неофициально его  домашняя библиотека признавалась самой большой  в регионе.
В нерабочее время  Леонид Павловича любил еще  рыбалку и грибную  охоту.  Его семья выезжала за город на "Победе" по заветным грибным и рыбным местам. Леонид Павлович неплохо водил, но основным штурманом он признавал жену, Таисию Александровну, отчаянную  и смелую  по характеру. Сам же он здесь выполнял роль штурмана, указывая дорогу.  Судя по полным багажникам грибов - дорога была правильной…


Рецензии