Без пробуждения...

               
 К 80-летию Н.Рубцова

(Размышление по поводу прочитанного и пережитого)

19 января 1971 года, в Крещенье, не стало яркого, самобытного вологодского поэта-лирика Николая  Рубцова. Его жизнь оборвалась трагически в результате бытовой ссоры со своей подругой - начинающей поэтессой Людмилой Дербиной.

 Перечитываю воспоминания Виктора Коротаева, тогда руководителя Вологодской писательской организации и друга Н. Рубцова, который присутствовал на суде Дербиной и мне становится страшно от того, каким образом ушел из жизни Николай Рубцов. Официальная версия - асфиксия. Это каждый раз ввергает меня  буквально в шок, напоминает далекие и близкие события и из моей жизни.

Когда-то в детстве мы придумали себе безобидную, как нам казалось, забаву – «усыплять» друг друга. Мы так играли по вечерам около колодца. Причем, подсмотрели ее мы, подростки, у старших ребят. «Уснувшего» аккуратно опускали на землю, и все, обступив его, с нетерпением ждали  «пробуждения».
 
  По счастливой случайности от таких манипуляций никто из нас не пострадал серьезно, то есть с летальным исходом. Но разве может ребенок определить силу своего воздействия? Однажды  это реально могло было плохо кончиться - «уснувший» долго не мог очнуться. Я помню, что его начали «будить» - трясти, звать, водой в лицо плескали – колодец-то  был рядом.  И, он к нашей большой радости все же задышал, а затем пришел в себя. Может быть от страха, что нам влетит от взрослых, мы это происшествие сохранили от всех в тайне и с тех пор уже больше никогда так не играли.

Не могу забыть я и другой случай, когда после проведенного прямо в больничной палате оперативного вмешательства с применением наркоза и аппарата искусственной вентиляции легких мой родственник не начал, когда пришло время, самостоятельно дышать. Врачи и медсестра-анестезиолог явно не ожидали такой ситуации и были не готовы к ней. Это я поняла по их лицам и растерянным взглядам. Только лишь когда я подбежала к больному и закричала: «Да что же вы стоите?! Делайте что-нибудь!»,- медсестра начала с силой бить его по щекам, трясти и кричать: «Проснись, проснись!». И я настойчиво звала и просила его проснуться. И он сделал первый слабый вдох...

Об искусственном дыхании и о массаже сердца никто  в эти минуты так и не вспомнил, никто не бросился за лекарством, чтобы сделать нужный укол...

Мне до сих пор страшно вспоминать про это.

Знаю, что скептики скажут, что такими способами нельзя помочь человеку. Возможно. Значит тогда, во всех описанных выше историях просто случилось чудо. И это – самое главное.

В связи с этими событиями из моей жизни мне по-новому открылся смысл фразы «придти в себя». Это, наверное, душа, улетев из тела человека, в силу каких-то обстоятельств вновь возвращается в свое тело - приходит в свой старый родной дом.  А когда она вернется назад, то и человек будет спасен. Такими обстоятельствами, как считают многие, могут быть своевременность мер по спасению человека; огромное желание родных людей видеть его живым; незаконченные земные дела; малолетние дети  и прочие обстоятельства.

Для Николая Рубцова та ссора с любимой женщиной стала роковой, и в его жизни не случилось ни счастливой случайности, ни чуда: к жизни после остановки дыхания поэт не смог сам вернуться  и ему никто в этом не помог.

А земные дела поэта – его творчество, которое по сути своей сплошная духовная материя - не смогли перевесить чашу на весах жизни и смерти. Его душа так и не «пришла в себя», навсегда оставив его...

19 января 1971 года произошло то, что сам поэт как бы на протяжении всего своего творчества предсказал строчками своих стихов: «...что лучше разным  существам в местах тревожных не встречаться» («Мне лошадь встретилась в кустах...»), «А кому-то скажешь слово - Недалеко до беды» («Хоть бы снег скорее выпал…»), «Я руки сомкну у тебя за спиной и умру.» («Щекою к щеке ты моей приложись»), «Я умру в крещенские морозы...» («Я умру в крещенские морозы…»).

А жизнь – ведь она такая хрупкая...

Я для себя еще только открываю поэта Николая Рубцова. Открываю через осознание трагедии, произошедшей в жизни человека Николая Рубцова:   
               
           Я не знаю, кто из них прав –
           Столь безумной была эта ссора.
           Только жизни законы поправ,
           Привела она к смерти Рубцова.
               


Рецензии
И у нас, Людмила, была такая игра в "усни - проснись". Тоже .... обошлось. Рубцов - один из моих поэтов, перед которым преклоняюсь... Недавно наше литературное объединение отметило его юбилей. Вдова нашего поэта Машковцева рассказала о личных встречах с ним в Литературном институте. По ее словам, он был очень неухоженным и неприхотливым, но ... употребляющим. Мол, как-то ее муж Владилен, староста группы, где учился Николай Рубцов, пригласил его в гости. Наказал, чтобы закуска на столе была и бутылка. Рубцов как-то сразу опьянел и заснул за столом. Его перенесли, раздели, пока спал выстирали одежду и высушили ее.Он проснулся и ему было очень неловко. К славе, говорят, он был равнодушен, хотя все общежитие пело его, Рубцова: "Стукну по карману - не звенит..."
Тогда, в Крещенье, ему не удалось проснуться.... Нет прощения его подружке, а она еще отважилась выпустить сборник своих стихотворений... (((
С уважением
историк-краевед

Валерий Ефимов   04.04.2016 09:46     Заявить о нарушении
Между прочим, как вспоминала вдова поэта Владилена Машковцева, строки из стихотворения "Стукнул по карману...." в первоначальном варианте у Рубцова звучали иначе:
"Стукнул по другому - не слыхать!
В коммунизма солнечный зенит
Полетели мысли отдыхать"..
В таком виде печатать это стихотворение не могло быть и речи.
Вот и появилось, по совету Машковцева:
"В тихий свой, таинственный зенит
Полетели мысли отдыхать"...
Как предсказал сам Николай Рубцов:
"Я уплыву на пароходе,
Потом поеду на подводе,
Потом еще на чем-то вроде,
Потом верхом, потом пешком
Пройду по волоку с мешком -
И буду жить в своем народе!"

Валерий Ефимов   04.04.2016 11:28   Заявить о нарушении
Валерий, спасибо Вам за воспоминания о Рубцове. Он был и у нас в Варнавине Нижегородской области, где написал о разбойнике Ляле. А жизнь у него действительно была нелегкой, но ведь не озлобился на всех и вся! Можете посмотреть мое стихотворение о Рубцове на сайте Стихи.ру Людмила Болотова Березина. Я заходила на вашу страницу. Большой материал вами собран и наработан! Читала о футболистах, они сделали невозможное, одержав победы над врагом на стадионе, тем самым подняли дух у тех, кто жил в оккупации и не только.

Людмила Болотова   04.04.2016 14:36   Заявить о нарушении