Фиалки

-Как начать разговор?
-Очень просто, если у вас есть кошка. О ней, о её привычках
я  могу поддержать любой разговор в течении целых десяти минут.
(Людмила Львовна - коллега)

         В последний год моей работы в школе, почему-то в мае месяце был организован методический семинар для учителей в Никольской средней школе. За свою сорокалетнюю преподавательскую деятельность немало открытых уроков пришлось повидать, поэтому ничего нового для себя я на этом семинаре не ожидала. Но ехать надо, работа есть работа.

        Приехав в сельскую школу, мы с коллегами с любопытством огляделись по сторонам (всё-таки не каждый день бываешь на новом месте). Затем нас повели в класс. Ничего необычного, всё как всегда: классы маленькие, учитель волнуется, ученики смирно заходят в класс, из-под тишка оглядывая приехавших учителей.
      
        Прозвенел звонок, начался урок, ничего для меня необычного, скучающе начинаю незаметно осматривать убранство класса: стены, стенды с обучающими плакатами, портрет президента с государственными символами,  занавеси на окнах.
        Стоп! Мой скучающий взор замер, разглядывая подоконники украшенные разноцветьем фиалок. Нежнейшие белые; розовые – цвета утренней зари и как маков цвет -  красные; фиолетовые с оттенками цветущей сирени; лиловые и голубенькие;  простенькие и махровые; с каёмочкой или с полосочкой; мелкие и крупные; прямостойкие и уклоняющиеся; пушистые и не очень; с резными, узорчатыми, округлыми или овальными листочками они, посаженные в небольшие белые горшочки (кашпо), зелёнными шапками покрывали их.
        Сама Красота незаметно стояла здесь в классной комнате, и никто не замечал её.

       Все готовились анализировать урок и поэтому смотрели на доску, на смущающуюся учительницу, на учеников, старающихся не осрамиться перед гостями. Лишь я, любуясь фиалками, вспоминала всё, что знала о них.
       Ай! Скоро конец урока! Что же я сижу? Хватаю ручку и быстро набрасываю тезисы своего выступления.

       Урок окончен, ученики вышли из класса и,  зардевшаяся от волнения учительница переводит дух, ожидая наших комментарий к прошедшему уроку.   Коллеги говорят обычные, подходящие в этих случаях слова, ожидая того момента когда можно покинуть класс и, поблагодарив учителя за урок, уйти. 

      Что ж, пора разрядить обстановку и я беру завершающее слово, обращая внимание коллег на растущие здесь фиалки.

- Уважаемые коллеги, прошу вас с уважением посмотреть на Светлану Николаевну, хозяйку этого кабинета. Взгляните какую красоту на подоконниках она вырастила. А знаете ли вы, что  эти скромные фиалки здесь выращены не просто так, они помогают учителю в воспитании учеников. Они просто необходимы тем, кто хочет научиться сдержанности, терпению, умению владеть собой. Считается, что фиалки снимают детскую агрессивность, усмиряют упрямство и излишний эгоизм. Застенчивым же детям они придают уверенность, помогают справиться со страхами.

- Существует легенда, что однажды, когда бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа, девушка обратилась к Зевсу с мольбой укрыть и защитить её. Великий громовержец превратил девушку в фиалку и укрыл её в тени своих кущ. С того времени скромные и незаметные фиалки творят добро всем кто в нём нуждается.

- Белый цвет — это как белый лист, начало любого дела, поэтому фиалки с белыми цветами нужны там, где живут дети. Белые фиалки не только помогают поддерживать в комнате чистоту, они избавляют пространство от энергии нечистых мыслей. Школьники ведь живут всегда в стрессовой ситуации: не хочу идти в школу; уроки не выучены; учительница меня не любит; родители достали со своей учёбой; хочу новую игрушку как у Вани или Маши; опять я дежурю в классе – жить не хочется; влюбился – кайф, остальное мне всё по барабану. Дети постоянно испытывают сильные впечатления, когда на душе у них или не радостно или они испытывают сильное чувство любви. Вот тут белые фиалки окажутся очень полезными. Они, как оберег, предотвратят детские нервные срывы, уменьшат нагрузку на нервную систему, уменьшат их страдания и переживания.

- Красные же фиалки  дают ощущение радости и счастья. То есть именно то, что нашим детям помогает жить дальше.

- Школьная жизнь всегда наполнена творчеством, в школе раскрываются детские таланты и не должно быть места скуке. Голубые фиалки, растущие здесь, наполняют окружающее пространство класса энергией творчества, влияют на раскрытие индивидуальности ребёнка, на проявление его способностей.

- А всем известные фиолетовые фиалки! Зачем они здесь? Установлено, что именно фиолетовый цвет возвышает наши мысли и чувства, укрепляет характер, делает человека духовно сильным. Если люди не понимают друг друга или между ними нет духовного единства, фиолетовая фиалка сделает их мудрее и вернёт им тёплую атмосферу взаимопонимания.

         Рассказывая о значении фиалок в воспитании учащихся, я вижу как оживляется учительница, как на лице у неё появляется добрая улыбка, как она торопится что-нибудь своё рассказать: как собирала всю коллекцию, как выращивала, что дома у неё их очень и очень много. Широким жестом она приглашает желающих подойти к цветущим фиалкам и взять кому надо на развод листочки. Мы подходим и с улыбкой, спрашивая разрешения, отщипываем по одному листику от пушистых розеток.

        Теперь, год спустя, такое же фиалковое разноцветье и на моих окнах. Оно напоминает о скромной сельской учительнице Светлане Николаевне, работающей в Никольской средней школе.


Рецензии
Прекрасно и эстетично, когда класс украшают цветы, ведь в школе дети проводят большую часть своего времени, а цветы создают праздничное настроение, но оказывается, фиалочками не просто любуются, они еще и полезны, что действительно, является чудом!

Хороший рассказ, поучительный! Спасибо, Наташа!

Творческих Вам удач, весеннего настроения и приятных встреч с читателями!

С уважением,

Наталья Федотова 2   15.04.2016 22:40     Заявить о нарушении
Рада вашему заинтересованному прочтению. С теплом. Наталья.

Наталья Гузева   16.04.2016 21:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.