Объяснительная

               

-Серёга,   ты  давай – ка   езжай  на  третий  куст  Северного  Салыма,  а  я  на  49  Правдинки,    там  похоже,  серьёзная  авария,  может  прийдётся  и  задержаться.   
Максим,  аварийный  электросварщик  Салымского  УБР,  уважал  своего   молодого  напарника   и  иногда  делал  ему   поблажку.
 -Нет  Максим,   ты  что!   Мне  туда  нельзя.   На  Салыме   сегодня  будет  проверка  по   Технике  безопасности,  да  и  пожарники  туда   едут  со  своей  проверкой.
-А  тебе-то  что?   Знания  по  Т.Б.  у  тебя   отличные,  пожарный  допуск   имеется.  Приедешь,    распишешься   в  огневом  допуске  и  работай  спокойно,  не  впервой.
-Да,  но… - Сергей  сразу  как-то   сник. -  Я  удостоверение  по  Технике  безопасности   потерял.
- Ну,  ты  даёшь!  И  чего   молчал!
- Да  вот…  Как   сказать… - Сергей  пожал  плечами. – Так  вышло.
- Хорошо,  пока  вахтовка  не  пришла,    бегом  к  начальнику   по  Т.Б. – В  голосе  Максима  зазвучали  стальные  нотки. – Объясни  ему  всё.  Он  мужик   правильный,  поймёт.   А  прятаться  здесь  ни  к чему.  Могут  и  с  работы   выгнать. 
- Вот  охламон. – Тихо  пробормотал   он  вслед   уходящему  напарнику.
Когда  два  года  назад,   Максиму  предложили   возглавить   звено   лучших  электросварщиков  Управления   строго  для  ликвидаций  аварий,  он  первым  предложил  Сергея.   Молодой,  активный,  надёжный,  он  на  спор  варил  вертикалку  с  закрытыми  глазами  и  шов,  на  изумление  публики,  был  ровным,  без   наплывов  и  идеальной   чешуйчатостью.  Но   за  работу  без  удостоверения,  могли    запросто  уволить,  не  смотря  ни  на  какие  заслуги.
 - Ну  что  там? – Спросил  Максим,  идя  на  встречу  идущему   по  коридору  Сергею.
- Что – что!    Сказал  объяснительную  писать.   По  объяснительной,  говорит,  буду  решать,  на  сколько  процентов  лишить  тебя  премии,   двадцатьпять,  пятьдесят  или  сто  процентов.
-  Объяснительную  говоришь?  -  Максим  задумался, - Будет  ему  объяснительная!    Быстро  организуй  ручку   и   бумагу.  Времени  у  нас  мало,  а  писать  прийдёться    много.
- А  сколько  бумаги?
- Ну,  листов  пять,   у  секретарши,  возьми,  должно  хватить.
  Расположившись   за  столом  в  комнате  отдыха,  Максим  обратился  к  напарнику:
- Значит  так!  Я  пишу,  ты  читаешь.  Если  что-то   покажется   тебе  смешным,  смейся  здесь,   сейчас  и  сколько   хочешь.  Потом   перепишешь,  а  когда   будешь  отдавать  начальству   нашу  писанину,  морда  у  тебя  должна  быть  простецкая  и  глуповатая.  Пока  я  пишу,  ты  тренируйся.  И  помни,  начальство   умных  не  любит.  Всё!   Меня  не  отвлекай,  поехали!  -  И  Максим,  чётким,  размашистым  почерком  начал….

                Начальнику  по  Технике  безопасности  Салымского                УБР    Зелинскому  Н. П.  от  лучшего  сварщика  Западной   Сибири  Спиридонова  Сергея  Ивановича.
                Объяснительная.
Четырнадцатого   марта  1986  года,  я,  по  приказу  диспетчера,  был  направлен    для  ликвидации   аварии,  что  случилась   без   моего  ведома,   на  42   кусту  Западного  Салыма.     32  км.  по  бетонке  и  шесть  км.  по  насыпной  дороге  наш  «Урал»   со  сварочным  оборудованием  прошёл   успешно,  без  поломок.    По  прибытию  на  буровую,  я  не  пошёл   в   столовую,  как  это  делают  другие   сварщики,  а   переживая  за  работу,  сразу  же  зашёл  на  рацию.   Там,  в  вагончике  мастера,   что  мы  обычно  называем   «рация»,   за  столом  сидел  один  из  лучших   мастеров  нашего  Управления,  Михаил   Шафутдинский.  Как   его   настоящая  фамилия,  я  не  знаю,  а   Шафутдинским  его  зовут  потому,  что  он   поёт    так  же  плохо,   как  и  Шафутдинский.    (А  может  и  хорошо  поёт,  я  в  этом  не  разбираюсь.)   Он  дал   мне  допуск   на  огневые   работы,  где  я   и  расписался  чётким  и  красивым   почерком.    Работать  предстояло  на  высоте   около  шести  метров,   под  основной  площадкой  буровой     платформы,  откуда  периодически  лились   потоки   бурильного  раствора,  серого  цвета  с  интригующим,   жёлтым    оттенком.  От  раствора  шёл  довольно  неприятный   запах   химических   реагентов    и   нефти.  Зачем  в   раствор  добавляют  нефть,  я  не  знаю,   но  говорят,  что  для  мягкого  бурения.     Зная   и   очень  строго  соблюдая  правила  Техники  безопасности,    я  аккуратно  залез  под  платформу  к  месту  аварии  и  пристегнулся  монтажным  поясом,  который   на  время  работы,  взял    у   верхового,   приступил   к  сварочным   работам.  Погода   была   отвратительная.    Вокруг  всё  грохотало,  скрипело  и  стучало.  Сильный  ветер  пытался  вырвать  у  меня   сварочную   маску   и  бросить  её   вниз,  где  разливалась  огромная  лужа    бурильного  раствора,   (о  цветовой  окраске,  читать  выше).   Периодически,    раствор  заливал  сварочное  стекло,   и  я  время   от  времени,  доставал  из  нагрудного  кармана   носовой  платок,   подаренный  мне  любимой  девушкой,  на  мой  день  рождения,  пахнущий   духами  «Кристина»,  и  вытирал  им   стекло  на  маске.   Когда  я  в   очередной   раз,  доставал  платок,   из  этого  же  кармана  выпало   моё   удостоверение   по  Технике  безопасности.    Ветер  с  радостным   хохотом  подхватил  его   и  некоторое  время   весело  кружил  им   между   металлоконструкциями,  а  потом,  с   явным   удовольствием,   бросил   его  вниз,  в  ту  самую,  огромную  лужу,  что  разлилась  под  буровой.   Сердце   моё  сковал   ужас.    Когда  я  расковал   сердце,   снял  монтажный   пояс,  что  я  на  время   попросил   у  верхового,   и   спустился   вниз,   удостоверение    уже  исчезло  и  только  весёлая   рябь,  гонимая   по  этой  луже   злым   ветром,   играла   солнечными   бликами,    пытаясь  ослепить   меня.   
  Носовой  платок  я,  конечно  же,  постирал,   но  он  до  сих  пор  пахнет  химическими   ингредиентами  и  нефтью.    Прошу  выдать  мне   удостоверение  по  Технике  безопасности,   а  также   и  духи  «Кристина»,  потому,  что  моя  девушка,  на  которой  я  хочу   жениться,  понюхала  этот платок,  и  начала  обвинять   меня  в  измене.
  С  огромным  уважением  к  вам,   лучший  сварщик  Западной  Сибири,  Спиридонов  С.И.
 Всё!  -  Максим  бросил  на  стол  ручку.  -  Перепиши  и  распишись.
- Ну,  ты  даёшь!  -  Сергей  вытирал  слёзы,  что  выступили  от   смеха.  -  А  почему  это  я  лучший    сварщик?
 - Запомни,  себя  не  похвалишь,  никто  не  похвалит!    А  потом,  есть    такая  наша,  рабочая   мудрость,  она  гласит:    «Ты  начальник  -  я  дурак!    Я  начальник  -  ты  дурак!»    Ладно.    Быстро   перепиши  и  вперёд.  И  не  забудь,  выражение  лица  должно  быть   преданным   и  глуповатым.

…………………………………………………………………………………………….

- Ну  что   там,  рассказывай.  -  Максим  по  сияющему   лицу  Сергея   понял,  что  всё  в  порядке.
- Да  что  рассказывать,  -  Сергей   не   мог  сдержать  улыбку.  -  Николай  Петрович  читал  и  периодически   поглядывал  на  меня.  Потом  пошли  к  главному  инженеру.  Тот  прочитал,  объяснительную,  и  говорит:  «Медаль   мы   тебе,  конечно,  не  дадим,  а  вот  удостоверение,  Николай  Петрович,   надо ему выдать,   и  немедленно.   А  что   касаемо   духов  «Кристина»  то  тут   пусть   профком  побеспокоится,   это  по  его  части.   Ты  уж,  Николай  Петрович,  зайди  к  председателю,   объясни  ему  ситуацию,   а  то  может  и  не  состоятся  новая  ячейка  нашего  общества.
- Ну  вот!  -  Максим  хлопнул  напарника  по  спине,  -  а  ты  переживал!   Запомни,  студент.  Правильно   написанная   объяснительная,  является   причиной   стопроцентного   прощения   любого  нарушения.  А  теперь  по  машинам!    И  они,  смеясь  и  перекидываясь   шутками,  заспешили  туда,  где  их  ждала   иногда   очень   трудная,  иногда  пустяшная,   но  каждый   раз,  по   своему,   интересная   работа.


Рецензии
Не пишут в школе сейчас сочинений- в лучшем случае ляпают презентацию из нескольких интернетовских статеек. Не научатся в школе- жизнь будет учить.

Игорь Пахтеев   15.12.2016 15:14     Заявить о нарушении
Это, Игорь, по Райкину, помните? Что вы там учили в институте - забудьте!
Спасибо за отзывы. С уважением, Пётр.

Пётр Карауш   15.12.2016 14:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.