Возвращение Хруцкого

Жизнь изменилась, и мы по-другому смотрим на события: то, что считалось вечно забытым, вдруг ожило, взволновало и восхитило.

Таково творчество Хруцкого Ивана Фомича - Художника с большой буквы.

Он брал уроки в Петербургской академии художеств у Брюллова, Воробьева, Бруни и частным образом учился у Варнека и англичанина Доу, а оставил после себя поистине выдающиеся картины. Его называют «академиком по живописи плодов и птиц». Но Хруцкий – до сих пор не оцененный по достоинству портретист. Причем, портретист духовный, его кисти принадлежат иконы церквей в Ковно и Вильно, лица высокого архиерейского звания.

Самыми неожиданными я бы назвал произведения, запечатлевшие лики  женщин. Одно из полотен посвящено 30-летней девушке «в белом платье с книгой в руке», картина так и называется. Всмотритесь в лицо молодой особы, сколько в нем силы духа и красоты! Всплывает аналогия с Белой Русью! Большие глаза выдают глубину душевного богатства, а рука, прижатая к груди, словно указывает: мое сердце болит.  Весь вид девушки свидетельствует – она воспринимает происходящее очень близко. Помните, Согдиана поет:

«Моё сердце горит, только не кается,
О тебе говорит сердце магнит…»

Я бы напрямую соотнес слова певицы с выплеснутой энергией, которую вложил Иван Фомич в образ героини.

Кто же эта госпожа невероятной красоты?

Не знаем, к сожалению. Художник не раскрывал тайны «писаных красавиц», не помечал портреты женских особ, и мы можем только гадать.

Известно, что девушка «в белом» нарисована в 1840 году, когда Ивану Хруцкому было тридцать лет. То есть, он и его героиня – ровесники.

Чем же характеризовался тот период?

Позади у Ивана – невероятный успех в российской столице, две медали за натюрморты – серебряная и золотая, и звание академика по живописи плодов и птиц.

И вдруг Хруцкий бросает российскую столицу, богатую придворную богему, и  возвращается на родину, меняет условия работы.

Что же случилось, что послужило поворотом? Почему он неожиданно сменил амплуа – перешел, образно говоря, от хлеба, когда изображал полные снеди столы, к высветлению душ человеческих? Возможно, по этой причине художник даже выпал из обоймы прославленных мастеров и был надолго забыт.

Неужели стимулом послужило общение с ровесницей, изображенной в роли «одаренной обаятельницы»? Девушка, несомненно, умна, об этом говорит поза с книгой на колене. Ладонью она прикрывает эмблему на платье, что демонстрирует ее предрасположенность к общественным событиям. В то же время она полна чувств, словно вопрошает: что же будет с нами?

Совершенно случайно, просматривая в государственном историческом архиве Латвии  статистические материалы по Витебской губернии за 1891 год, я натолкнулся на фамилию «Хруцкая». Речь идет о землевладелице Лепельского уезда, распоряжавшейся наследством в Городчевичской волости. Там было местечко, отмеченное как Борсуки. Записано через букву «о»: бор – лес, настой смолистой хвои.

Где эти Борсуки, сразу не скажешь: на современной карте их нет. Снесены. Но привязать можно, используя указанные координаты: от ближайшей железнодорожной станции Орша 85 верст, от уездного города Лепель 20 верст, а от реки Улла-Ульянка – 10 верст.

Так вот, землю в фольварке Борсуки приобрела «Ксения Ив. Хруцкая», дворянка, православного вероисповедания. Среди всех обладателей земельных наделов в Лепельском уезде – а их около семисот – Ксения, пожалуй, единственная, кто унаследовала участок не по своей линии, а от лица другой фамилии – Котырло.

Если бы не эта фамилия, я бы засомневался, что Ксения Хруцкая имеет отношение к великому белорусскому художнику. Не один Гаврила в Полоцке, правда?

Котырло – из рода церковнослужителей. Так и записано в отчетной ведомости: Ксения получила наследство «от священника Котырло».

Но какова между ними связь? Почему священник переписал на Хруцкую собственность?

Оказывается, они были «одного поля ягодами». Отец Ивана (Яна) Фомича Хруцкого на момент рождения одаренного сына проживал на территории Лепельского уезда – в деревне Усая, при дороге Улла-Чашники, и оказывал религиозные услуги. Статотчет за 1891 год о распределении земли в Витебской губернии подтверждает: да, церковному причту в Усае принадлежали 42 десятины, а «Географический словарь Царства Польского и других славянских стран», изданный в 1880—1902 годах в Варшаве и проверенный имперской цензурой, дополняет: там находилась церковь Покрова Пресвятой Богородицы, возведенная в 1811 году.

В то же время существует версия, что местом рождения художника является Улла – местечко на берегу Западной Двины, в 12 километрах от Усаи. Есть ли для этого основания? Рассмотрим документ о крещении Ивана Фомича Хруцкого. Вот его текст:
«1810-года января 27 дня окрестил и миропомазал младенца на имя Иван Местоблюстителя Грайской церкви священника Фомы и Минодоры из фамилии которых Хруцких сына, коему при крещении воспреемниками были господин Фома Марциновский, управляющий двором грайским и госпожа Анеля Катырлова дочь священника Буйской церкви».

Текст впервые опубликован в альбоме-каталоге «Иван Хруцкий», но авторы И.Паньшина и А.Ресина не совсем точно воспроизвели первооснову. Денис Лисейчиков – белорусский архивист, кандидат исторических наук, поправил:  ошибочно Усайская церковь названа «Грайской».

Довод спорный, так как, обратим внимание, согласно «Словнику», православная церковь в Усае была возведена чуть позже, чем родился художник, – в 1811 году. А в статистическом отчете Витебской губернии за 1902 год приводятся данные, что святой Синод в дополнение к местным средствам выделил 17800 рублей на возведение новой церкви в селе Усая.  Вполне возможно, что более ранний причт назывался Грайским. Резонно?

Но Лисейчиков раскрыл более важное обстоятельство:  что «мать художника названа «Минодорой из фамилии которых» вместо «Минодорой из фамилии Котырлов» (все же я придерживаюсь правописания фамилии через «о» - как в отчетном документе Витебскому губернскому статистическому комитету - «Котырло»).

Теперь понятно, откуда связь Хруцких с семьей Котырло! Они были не просто одного духовного призвания, а состояли в родственных отношениях. И не удивительно, что дочь священника (видимо, родного брата матери) Анеля Котырло стала воспреемницей, а попросту говоря, - крестной маленького Ивана.

«Епархия» Котырло, судя по всему, находилась в двадцати километрах от Усаи, на берегу Западной Двины, в Стрижевской волости, - там обозначен Буй. В Буе церковная земля к 1891 году насчитывала чуть более 26 десятин и  – только «пахотная, сенокосная и под строевым лесом». То есть, церковных построек там уже не было. Само место обозначено как «фольварк Буй» и было продано - в 1891-м им распоряжался «по купчей» дворянин Михаил Ягупов.

Район исторически необыкновенный! Стрижевская волость примыкала к левому берегу Западной Двины и носила древний «отпечаток». Историки соотносят эту местность с бесследно исчезнувшим княжеским уделом «Стрешево».

В описываемый нами час там селились «древлеправославные люди» - старообрядцы. А одно из поместий принадлежало княгине Друцкой-Соколинской, предположительно из рода Рюриковичей. Центральное  имение - Стрижево было закреплено за другим наследственным родом – Цехановецких.

Однако нас в большей степени интересует Ксения Хруцкая. Почему часть наследства семьи Котырло перетекла ей? 

Известно, что у Ивана Фомича не было детей по имени Ксения – единственную девочку звали Мария Анна. И был братик, свидетельствует правнучка Хруцкого. То, что у дочери двойное имя, говорит о миропомазании, то есть о переходе в другую веру.

А проживало семейство в имении Захарничи Полоцкого уезда, на другой стороне Двины, нежели Усая, Буй и Борсуки. Там еще раньше обосновались предки художника, будучи в шляхетском сословии, но растерявшие позже дворянские привилегии. Историк Лисейчиков проделал огромную работу, чтобы «докопаться» до корней Хруцких, и назвал их «трансдеканатским» кланом униатского священства», который доминировал в Бобыничском, Борисовском, Лепельском, Полоцком, Черейском и Чашницком деканатах Полоцкой епархии.

С распадом Великого княжества Литовского наступили перемены. Меры русского царя по отмене королевских законов не нашли всеобщего понимания в Западном крае. С резким осуждением религиозного переустройства выступил также отец живописца – Фома (Томаш) Хруцкий, подписав в числе 52-х священнослужителей воззвание в защиту греко-униатской церкви. А через год он умер…

Тогда-то «сын-петербуржец» возвращается на родину, в «богом забытый уголок» Витебской губернии, и посвящает свое творчество не «огурцам и помидорам», а духовному наследию. Примерно в то время явился на свет «белый» портрет одухотворенной барышни – «неизвестной», с которого мы начали рассказ.

Конечно, Иван Хруцкий не был по своей натуре человеком аскетического склада, презиравшим мирские развлечения. Это доказывает характер отца. Однажды тот был уличен в том, что «вместо служения обедни в день Воскресный занимался пиршеством с нетрезвым уже народом в корчме…», и отправлен на покаяние.

Жизнь в Захарничах тоже покрыта тайной. Мастер надолго покидал дом, уезжая в Вильно. Конечно, Иван встречался там с другими женщинами, хотя был женат. Ясно, что некоторые из них настолько «западали» в сердце художника, что он брал кисть, чтобы запечатлеть образы и выразить горячие чувства. Это как у поэтов – Муза жжет сердце. Что при этом происходило «за кадром», история умалчивает. Мы можем только дорисовывать…

Неизвестная Ксения Ивановна добавляет «масла в огонь». Историки «раскопали» 100 имен родовода Хруцких, однако ни одно из них не вскрывает Ксению. 

Конечно, были и другие Иваны (Яны) Хруцкие. Так, в списке Лисейчикова обозначен Ян Хруцкий, который в 1783 году претендовал на должность «сьвятара» (священника) Ново-Лепельской церкви по рекомендации настоятельницы Виленского монастыря бернардинок.

То есть, не исключено, что Ксения Ивановна из другой ветви, нежели художник. Однако зададимся вопросом: мог ли Котырло «подарить» кому-то собственность вне родственной близости?

Судя по всему, земля в Борсуках переписывалась в конце XIX столетия в связи с «водворением русского земледелия» (был такой период в истории края). Общее количество земли, выделяемое дворянам и мещанам католического исповедания, не должно было превышать 60 десятин. 4 марта 1899 года российский царь предоставил министру внутренних дел право самому решать вопрос о «приобретении в сем крае (Витебская губерния, - авт.) земельных имуществ местными уроженцами».

Из статистической ведомости Городчевичской волости видно, что наряду с Ксенией Хруцкой там же, в том же населенном пункте, получили наделы двое лепельских мещан-католиков – Иосиф и Михаил Котырло. По 40 десятин одному и другому передали их отцы Франц и Феликс.

Если исходить из тех российских реалий, то на большее они рассчитывать не могли. И оставлять казне «лишний кусок» тоже не собирались. И тогда, видимо, родилась идея осчастливить кого-то из ближайших родственников. На эту роль была выбрана Ксения Хруцкая? Отмечено, что она православная, а значит ее имя могло родиться в процессе перехода из одной веры в другую. Возможно, и искать истоки лепельской земледелицы надо в других руслах…

Имение Хруцкого в Захарничах ничем не выделялось на фоне общей картины того времени. Так как Иван Фомич был православного вероисповедания, то на него не распространялись ограничения для лиц католической веры в связи с "водворением русского земледелия". После смерти художника в 1885 году поместье перешло к его сыну Иосифу, говорят источники. Однако дальнейшая судьба имущественных владений в Захарничах довольно странная. Уже спустя пять лет Захарничи (в то время они назывались несколько по-другому: "Захариничи") перешли, судя по всему, к другому хозяину. В списке лиц Полоцкого уезда, "по которым сложен процентный сбор с 1 января 1890-го по 1 мая 1892 года", введенный для лиц польского происхождения, фигурирует "почетный гражданин Александр Зильберсдорф". В то же время некоторые авторы пишут, что "наследники художника жили в Захарничах еще в 20-х годах прошлого века".

Может быть, здесь кроется разгадка городчевичской Ксении Хруцкой? Меня насторожила запись ее как землевладелицы фольварка Борсуки: "дворянка Ксения Ив. Хруцкая", то есть отчество полностью не раскрыто. Надо смотреть другие архивные источники. Но как она могла попасть в городчевичский фольварк?

В семнадцати километрах от деревни Захарничи в сторону Невеля есть новый агрогородок Полота, выстроенный в четырех километрах от старинного тракта и   железнодорожной ветки на Псков. Связала два населенных пункта древняя обрывистая речушка того же названия - Полота, впадающая в Западную Двину в границах Полоцка. Она - словно связующая нить между судьбами людей. Эта река вытекает из водоема Неклочь в границах современной России. Озеро необычное - тем, что упоминается в стародавних русских летописях: до него дошли новгородцы в 1128 году во время похода Мстислава Мономашича. Однако на карте советского и российского историка-археолога Л.В.Алексеева Неколочь обозначен южнее - в Лепельском районе, по направлению к Городчевичам. Из одного озера в другое можно попасть водным путем - через Уллу. Так что Иван Хруцкий дарит нам еще одну историческую загадку.

А в Полоте начинается новая история - там "прописалось" духовное наследие большого творческого человека. Благодаря удивительной женщине - Людмиле Алексеевне Хацкевич - человеку с жизненной потребностью раскрыть образ художника и донести до подрастающего поколения его прекрасные наработки, в местной школе открыта экспозиция, посвященная Хруцкому. Представлены некоторые архивные материалы, фотоснимки, репродукции картин. Можно сказать, что экспозиция - прообраз будущего большого музея, который действительно назрел.

Не пора ли провести очередной пленэр, посвященный памяти Хруцкого, в Лепельском районе? Все предпосылки налицо. Жизнь его, как видим, в немалой степени вертелась вокруг уездного города.

Возможно, в общении творческих людей всплывут неизвестные ранее факты об Иване Фомиче, и мы узнаем много интересного. А современные живописцы порадуют новыми впечатляющими образами.

К тому же, остается неразгаданной еще одна «художественная» страница истории. Я уже говорил, что в непосредственной близости, где родился и творил одаренный Хруцкий, жили Цехановецкие. Впоследствии их потомок Анджей стал собирателем художественного творчества, богатым коллекционером и владельцем выставочного зала в Лондоне. А ушел из жизни, так и не разгадав тайну своих предков. Бабушка Анджея, вдова Мария Цехановецкая, отправила из имения два вагона ценностей, когда к местечку приближались кайзеровские войска. В вагонах было большое собрание исторических картин, но по адресату они не дошли – исчезли в вихре революционных потрясений. Вполне логично, что в числе наследия могли находиться также работы Ивана Фомича Хруцкого.

P.S. Изучая свою родословную, я наткнулся на выписку из метрической книги Свядской Косьмо-Дамиановской церкви за 1845 год. Надо сказать, что эта церковь располагалась в селе Свяда, которое отмечалось в очень давние времена. Еще писцы Ивана Грозного, исследуя рубежи Полоцкого повета, в средние века обращали на него внимание: Свядское поместье граничило с Городчевичской волостью, но лежало не в Лепельском, а в Борисовском уезде. Так вот, в феврале 1845 года в церкви крестилась Параскевия - дочь Павла Шушкевича из деревни Веребки. А обряд крещения совершал священник Фортунат Хруцкий!


На фото: И.Ф.Хруцкий; портрет девушки в белом платье с книгой в руке;  усадьба Захарничи (Захариничи); озеро Щалопок (в обиходе "Хруцкое"); Людмила Алексеевна Хацкевич - инициатор экспозиции-музея в школьном зале агрогородка Полота.
27.03/16


Рецензии
Ещё раз вернулась к описанию жизни и творчества И.Ф.Хруцкого, знала о нём мало, хотя много лет собираю книги, альбомы, журналы о художниках. О Хруцком знала, как художнике писавшем натюрморты. Известен его натюрморт"Цветы и плоды",написанный в 1839 году.
Успехов Вам в творчестве.
С уважением.

Софья Кишкель   10.07.2016 20:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Софья.
А как Вы думаете - кто такая "Ксения Ив. Хруцкая"? Мне сердце подсказывает, что она имеет непосредственное отношение к Ивану Фомичу Хруцкому. Хотя это и не столь важно. Важно другое - распространять его духовное наследие, как это делает Людмила Алексеевна Хацкевич. Так ведь?

Василий Азоронок   11.07.2016 07:51   Заявить о нарушении
В начале 1874 г., вскоре после указа о смягчениях, я по делам был в Красноярске, и там при мне вырешилось крайне важное обстоятельство. В указе было сказано, что даруются смягчения сужденным по государственным преступлениям. Местная администрация истолковала так, что указ совсем не относится к тем сосланным, которые в документах названы политическими, к каковым причислялись сосланные по польскому восстанию. И я в статейном списке был обозначен политическим. С титулом государственного преступника в Енисейской губернии были два-три сужденных по каракозовскому делу да Котырло, - других не припоминаю. Котырло был моим товарищем по университету, по какому-то делу сослан в каторгу; по отбытии срока перебрался в Красноярск, где заведовал мелочной лавочкой Ин. Данилова. Пантелеев

Сергей Шрамко   20.10.2017 07:52   Заявить о нарушении
Всеволод Крестовский
Кровавый пуф
РОМАН

Книга 2
Две силы
Хроника нового смутного времени Государства Российского

Крестовский В. В. Кровавый пуф: Роман в 2-х книгах. Книга 2.- М.: Современный писатель, 1995.
Текст печатается по изданию: Крестовский В. В. Собр. соч. в 8 тт. Т. 3-4. СПб.: Изд. т-ва "Общественная польза", 1904.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
I
Сюрприз на пути в Варшаву
Станция Луга. Двадцать пять минут. Буфет!
Хвалынцев вышел из вагона и, вместе с толпой алчущих и жаждущих пассажиров, направился в залу, где дымящиеся блюда разнообразных снедей, среди столов, покрытых свежим бельем, ясным хрусталем, бутылками и цветами, так вкусно и приветливо манили к себе взоры и аппетит проголодавшихся путешественников.
… - Мы с вами, любезный друг, едем теперь к пану Котырло - старый мой добродей и золотая душа! - сообщил на последней смене лошадей Василий Свитка, который, по наблюдениям Хвалынцева, с тех пор как охватило его литовской жизнью и природой, как стал дышать родным литовским воздухом, сделался как-то слащавее, сантиментальнее, словно этот воздух и природа умаслили и размягчили его душу. О всем литовском он говорил и вспоминал не иначе как с похвалой и некоим сладостным умилением. "Чувство родины", думал про себя Хвалынцев, и потому мало в чем перечил ему относительно "Литвы" и ее прелестей.
- Кто этот пан Котырло? - полюбопытствовал узнать Константин Семенович.
- Э, золотая душа! - подтвердил Свитка. - Чуть-чуть не магнат, батюшка! был два трехлетия понятовым маршалком! И родство, и связи, и состояние! Очень старая дворянская фамилия! А уж как нас примут!
- Да за коим чертом, скажите пожалуйста, мы к нему поедем? - перебил его Хвалынцев, который, зная Свитку за демократа и красного, недоумевал что ему делать у пана Котырло, "чуть не магната", с родством, связями и состоянием.
- Для вас это должно быть вопросом совершенно равнодушным, - заметил Свитка. - А впрочем, недурно будет, если вы сами посмотрите на быт и жизнь нашего шляхетства. Лишнее знакомство в этом отношении не мешает, и даже будет полезно.
При этих словах Хвалынцев опять-таки уловил в лице приятеля мимолетную улыбку затаенного коварства. Ему показалось, как будто у этого Свитки есть на душе своя особая идея, особая цель, особые планы, которых он не высказывает, но словно желает подвести подо что-то своего приятеля и заставить его самого доглядеться и додуматься до чего-то.

* * *

Часов около восьми вечера путники наши выехали в местечко Червлёны, которым владел пан Котырло. Сквозь прясло осеннего тумана Хвалынцев заметил обширную, четырехстороннюю площадь, по краям которой вкривь и вкось лепились то серые, то выбеленные домишки, а посредине смутно вырисовывались две башни над темной массой каменного костела. Свитка приказал подводчику ехать в "заездный дом".
Деревянный домишко, к которому с одной стороны прилепилась сквозная галерейка на покосившихся столбиках, а сзади, под одной и той же кровлей, примкнул сарай для возов и лошадей, представлял собой и заезжий двор, и корчму, и клуб для местного населения.

Сергей Шрамко   20.10.2017 08:03   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей.
Весьма благодарен. Очень интересно. Обязательно ознакомлюсь подробнее. А нельзя ли ссылку на произведение более понятную?
Спасибо.

Василий Азоронок   20.10.2017 08:03   Заявить о нарушении
Вот это да!
Пока я писал, Вы ее, ссылку, оформили. Спасибо.

Василий Азоронок   20.10.2017 08:05   Заявить о нарушении
В примечаниях к Пантелееву - Вас. Игн. Котырло, ныне покойный

Сергей Шрамко   20.10.2017 08:45   Заявить о нарушении
Выпускники Полоцкого духовного училища
1881, 1883-1917 гг.;
Списки учеников, переведенных в следующие классы, допущенных к экзамену осенью, оставленных на повторительный курс и уволенных в 1917 году
Выбыли в 1881 году:
Увольняются за безуспешность:
Из II класса:
Николай Котырло
Выбыли в 1887 году:
Увольняются:
Из II класса:
Иван Котырло
Выбыли в 1890 году:
Увольняются:
Из III класса:
Иван Котырло – по малоуспешности

Сергей Шрамко   20.10.2017 08:49   Заявить о нарушении
http://carkva.ortox.ru/istorija_blagochinija
Александр Лазуко протоиерей
История православия на Толочинщине
Котырло Иоанн, священник — Настоятель Малявской церкви в 1917 году.

Сергей Шрамко   20.10.2017 09:12   Заявить о нарушении
По данным «Памятных книг Витебской губернии»:
Велижское уездное полицейское управление:
Полицейские надзиратели (Велиж)
2 части - коллежский секретарь Яков Казимирович Котырло (1878),

Котырло Тимофей Карпович (1852 — после 1897) — художник, преподаватель. Жил и работал в Санкт-Петербурге
Выпускники Витебской духовной семинарии 1874 - 1917 гг.;
Списки воспитанников, переведенных в следующие классы, допущенных к экзамену осенью, оставленных на повторительный курс и уволенных в 1917 году
Выпуск 1893 года
Разряд 2:
Александр Котырло

Сергей Шрамко   20.10.2017 11:56   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей.
Спасибо за интерес к материалу и "выуженную" информацию о Котырло. Вижу, что фамилия разветвленная.
Жаль, что Ксения Хруцкая по-прежнему загадка. Можете почитать еще один мой материал на эту тему - "Дворянское гнездо на Старобинке", о нашей экспедиции к месту ее проживания. К сожалению, ничего не нашли, кроме стеклянного осколка - горлышка разбитой винной бутылки, с позапрошлого века...
Спасибо, что напомнили о Крестовском. Теперь я знаю, почему универсам возле Рижского вокзала в Москве называется "Крестовский". Писатель выдающийся. Непременно почитаю также его стихи. Он симпатичен мне своим детальным описанием жизни Западного края.
Если найдете что-то по Хруцким, пожалуйста, сообщите. Я вижу, что Вы "раскапываете" литературных персонажей из документалистики. Это очень интересно. Буду рад, если всплывут еще две фамилии - Тараткевич и Зарембо.
Спасибо огромное.

Василий Азоронок   21.10.2017 18:31   Заявить о нарушении
С чем связаны искомые имена?

Сергей Шрамко   21.10.2017 18:35   Заявить о нарушении
http://ushachy.bloger.by/16656/ тут можно спросить

Сергей Шрамко   21.10.2017 18:57   Заявить о нарушении
Заремба, Влад. Ив., им. Озупино.
люцинский уезд

Сергей Шрамко   21.10.2017 19:03   Заявить о нарушении
Сергей, спасибо большое. Смотрю книгу, но в ней нет оглавления. Не могу найти Витебскую губернию.

Василий Азоронок   21.10.2017 19:08   Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2016/11/28/1471 я уже просмотрел в лепельском уезде нет
http://vgd.ru/search/index.php?q=%D1%86%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9&x=26&y=22

Сергей Шрамко   21.10.2017 19:15   Заявить о нарушении
Алфавитный указатель лиц, упомянутых в Памятных книгах Витебской губернии

Зарембо В. В. (Зарембо В. В.)
Тараткевич И. А. (Тараткевичъ И. А.)
ЦЕХАНОВЕЦКИЙ Б. П. (Цѣхановецкій Б. П.)
ЦЕХАНОВЕЦКИЙ В. А. (Цѣхановецкій В. А.)
ЦЕХАНОВЕЦКИЙ В. И. (Цѣхановецкій В. И.)

Сергей Шрамко   21.10.2017 19:25   Заявить о нарушении
Сергей, это все интернетовская информация. Я с нею знаком. Спасибо.

Василий Азоронок   21.10.2017 23:22   Заявить о нарушении