Диксонские этюды. Встреча с Конецким В. В

      
Стоим у причала. Лето, тепло. Хорошо,одним словом! Поставили пассажиров возить с материка на остров и обратно. Все бы хорошо,да билеты,мелочь,совсем никуда не годится. Ходить,собирать со всех деньги,мне такое напоминает нищего у паперти," дайте на пирожок,Христа ради...".Но дело нужное. Там за островами на якоре стоит "Россия". Атомоход. И вот,ближе к вечеру уже подходим к причалу с пассажирами,как порт запрашивает:
- Вы где?
- Подходим к причалу,с пассажирами.
- Пассажиры ,те кто на остров,пусть идут на буксир. Он повезёт,а вы ждите,сейчас к вам подойдёт Конецкий,его надо на" Россию" доставить.
Прикинуть,что к чему,туда часа полтора,и назад столько же. Итого три часа. Круто!  Тут видим,он идет. Тот самый Конецкий В.В., автор "Полосатого рейса",автор " Квазидурак на море",автор "Соленого льда", автор многих хороших вещей про море,моряков,и т.д.  По мне только некоторые писатели,кто конкретно сам работал на море, могут правдиво писать о нем. Кто-то,вот не помню кто,сказал:" Море нельзя полюбить с пляжа",только добавлю ещё,и написать о море нельзя сидя в кабинете. Возьмите стоящие произведения о море и  скажете потом; да, это написал моряк. Даже " Фрегат Паллада"  ,Гончаров писал будучи в плавании, на борту . Пройдя с экипажем не одну сотню миль,пережив все шторма и ураганы. Конечно никто не опишет ВСЁ как есть на самом деле. Где-то,что-то утаит,не расскажет,бывает что - то для автора незначительным или скучным,а где-то приукрасит. Цензура,тоже,знаете ли не все пропустит. Читая Конецкого ,особенно те произведения,написанные им в Советском Союзе,все же между строк улавливаешь мелкие нюансы правды,завуалированные лакировкой советского морского быта. Александр Грин,последний морской романтик тоже работал на море,ходил на местных суденышках вдоль всего побережья Чёрного моря,и поэтому  писал о море честно ,пусть несколько возвышнно,романтично. Читая его,Стивенсона,Гончарова и конечно Конецкого, сколько молодых людей под впечатлением их романов и повестей,шли и идут в мореходки,чтобы самим испытать приступы болезни,под названием морская романтика.
   Работая в портофлоте на самом севере,может нет её этой самой романтики,одна рутина и будничность,но все равно любой береговой смотрит на нас с некоторой доли зависти,хотя какая зависть,считаем мы,так ,работа как работа.
 И вот идет , маленький,худенький мужичонка,в плаще ,огромной фуражке-митце с ещё большим крабом. Казалось митца давит и пригибает писателя к земле. Но был он на Диксоне не с миссией писателя,а как капитана наставник. Может что-то проверял у  начальства,как,например, идет работа в порту ,ну и другие дела. Поздоровавшись с нами за руку,Виктор Викторович вошёл в салон. Отдали швартовы,развернулись и на выход из бухты через пролив Превен,туда,к островам.Слегка поддувает северной восточный ветер,но большой качки нет,так  переваливается наш катерок с борта на борт и все.
  - Сходи,поздоровайся,предложи чаю. Идти больше часа.- Предложил мне Захаров.
- Да,как-то не вдобняк,подойду и что скажу?
- Скажи,Здрасте Виктор Викторович,чаю не хотите?
- У нас в кубрике бардак,а я его,проходите,пожалте не желаете ли чайку?
- Да ладно,какой бардак. Глядишь что-нибудь напишет про нас.
Что-нибудь напишет,интересно! Сходить и поговорить? Конечно хотелось,но навязываться самому знакомиться с известным человеком,мне казалось неудобным. Но после минут десяти сомнений решился. Выйти из рубки и пройти несколько метров до двери в салон - дело пары секунд.
- Здравствуйте Виктор Викторович,разрешите представиться... Как вам наш Диксон?
Конецкий сидел на диванчике и курил,стряхивая пепел в бумажный кулек. Посмотрел на меня,улыбнулся:
   - Мы же здоровались.Диксон? Диксон хорошеет!  А вы как сюда попали?
Я коротко рассказал часть своей биографии. Рассказал ,что читал многие его произведения. В журнале "Морской флот" читал "Квазидурак на море "и рассказал,что будучи в рыбаках на Дальнем Востоке,встречал подобного герою Конецкого,человека,только он дорос до капитана,а потом сам,по своей воле выше  должности ,чем третий штурман, не хотел занимать.Конецкий посмеялся
 над моим рассказом.
- А вы сами ничего не пишите?
Я замялся,может покраснел чуток, потом предложил:
- Спустимся в кубрик, чаю попьём?
-Не хочу смущать вас. Там , наверное бардак,как в каждом кубрике? Несите сюда.
Сходил,поставил чайник,кое что убрал. На палубе мусор,а подмести нечем. Веник пропал,исчез. Ну и ладно,не до него. Понес чай .  Кружки фаянсовые, конечно,предварительно вымыл.
  - Я не знаю,сколько сахару вы кладете в чай,я положил две,пойдёт?
- Пойдёт,пойдёт,- Виктор Викторович закурил следующую сигарету. Закурил и я.
 Он не стал повторять вопроса,а я не стал его огорчать своими опусами.
- Как вам север,вообще?- спросил немного погодя Конецкий
- Ещё не определился но пока нравится . Был на востоке. Колыма,Певек,очень интересно.
- Посмотреть,но не жить,да?
- Да нет,я бы и пожил не всю жизнь,но чуток,можно.
- Вы я вижу человек романтического склада,наверное и в моряки пошли поэтому?
- Нет,Виктор Викторович,у меня два старших брата учились в речном училище. Сам я волжанин,вот их и потянуло туда,а я по их стопам,но не в речное,а в мореходку.
- Из деревни? -
. Да ,деревенский,с Волги.
- Были за границей?
- Только на практике. Потом при выпуске закрыли визу.
Конецкий удивлённо поднял брови.
- И за что?
Я пожал плечами.
- За язык,наверное,-
Он улыбнулся .
- Судьба повернулась к вам одной стороной,чтобы сделать из вас полярника,может воспользуйтесь шансом,да в Архангельск или в Мурманск? Поработаете штурманом,а время придёт и до капитана дорастете,как вам такая перспектива?
Я неопределенно пожал плечами. Поговорили ещё о севере,о дальнейшем его развитии. Шёл 1986 год. Начало перестройки. Никто не знал,не думал не гадал,что пройдёт ещё немного времени и север начнёт рушится. Никому не будет до него дела и мы идя к ледоколу,не думали,что пик жизни в заполярье подходит  к концу.
    Уже близко ледокол. Вышли на палубу. Виктор Викторович достал из кармана визитку. Это была первая в моей жизни визитка,которую держал я в руках. До этого я и не предполагал,что они вообще есть у советских людей.
- Вот,возьмите. Может позвоните или напишете ,если надумаете . Вы наверняка что-то пишите? Просто не стали говорить об этом. Пишите,даже если из вас не получится писатель,все равно,когда-нибудь почитаете и вспомните.  Сбавили ход, борт ледокола приближался все ближе. Конецкий попрощался со мной за руку,махнул Захарову  и запрыгнул на площадку трапа.
- Давай морячок,удачи вам всем!
Мы помахали руками,развернулись и пошли назад,домой. Жалко одно,что я почти что сразу потерял визитку Конецкого. А так все нормально,работаем и вздыхаем,глядя на большие суда.


Рецензии
Михаил. Вроде бы рассказ о рядовом событии, а - впечатляет.
Успехов Вам!

Николай Прощенко   12.03.2018 19:46     Заявить о нарушении
Да,я переписываюсь со многими Диксончанами. Оживает посёлок помаленьку и это радует. Место уж больно хорошее. Энергетикой живших здесь людей переполнено. Ведь там были и те кто родился,и те кого ссылали. Ну пусть не на самый Диксон,но неподалёку. Работали рыбаками,промысловиками. Спасибо за отзыв. Мне приятно!

Михаил Козин   12.03.2018 22:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.