Ирина. Отрывки из главы книги Русский Детектив

ИРИНА.

…………………………………………………
    .………………………………………………...    
     …ну, значит, так и быть – дорога к храму.
     Увижу Силуана самого,
     А может, и послушницу его
     Иринью… не для сраму, не для сраму,
     Не до того теперь, не до того…
     …………………………………………….
      ……………………………………………
     …Иринушка, родная, не корю!
     Бог упаси. Быть может, я один виною
     Тому, что ты не стала мне женою?..
     И все-таки тот день благодарю.
   
     ***
     Стояло утро дивное. Весна
     На Светлый Праздник выдалась красна,
     Май зеленел, легко влетали птахи
     В раскрытое церковное окно,
     Под самый купол, где всегда темно,
     Но, словно луч таился в каждом взмахе,
     Всё озарили  вдруг они, и  луч,
     Волшебно распустив по храму, звонко
     Под куполом играли... а она,
     Хотя и в чёрном, вся озарена,
     На хорах пела и вплетала тонко
     Свой голос в хор чудесный...
    
     ***
     Всей семьей
     Стояли мы на службе, лишь меньшой
     Был на руках моих... и показалось –
     Она к нему, он к ней в какой-то миг
     Младенческой душою весь приник,
     И светлое меж ними завязалось...
     Уже потом, причастием светлы,
     Мы снова повстречались – у ветлы,
     Во дворике церковном, на скамейке,
     Где мы расположились вдоль стола…
    
     ***
     Христосуясь со всеми, подошла
     И к нашей, хоть и праздничной семейке,
     Но явно же сиротской!.. Малыша
     Взяв на руки, прижала, и душа
     Моя затрепетала... Боже правый,
     Уж коли Ты лишил меня моей
     Подруги верной, подскажи вот ей,
     Смиреннице Твоей путь не лукавый,
     Но искренний, живой и тёплый путь,
     Сирот своих в печали не забудь…
     ……………………………………………
     ……………………………………………   
     …………………………………………..
         « …но Бог меня услышал. Внял мольбе.
     И я, и дети все её к себе
     Отпраздновать день светлый пригласили.
     Она пришла… да что пришла! Она
     С детьми, со мною так была нежна,
     Что мы её остаться упросили
     Хотя бы на ночь, на день... а потом
     Ей стал родным, почти своим наш дом.
     А младшенький, тот просто убивался,
     Когда вдруг исчезала дня на два,
     На три... какие дивные слова
     Для сказок находила – забывался
     Счастливым сном!.. Особенно одна,
     «О Доме сказка» – так была чудна,
     Что всякий раз просил её все снова
     И снова длить...порою за неё
     Я сам, впадая в детство, в забытьё,
     Подхватывал оборванное слово
     И продолжал сказанье...
     ***
     Как-то раз
     Я заглянул к ним в детскую... свой сказ,
     Видать, на полуслове оборвавши,
     Она уснула рядом, как была,
     Одетая...  руками обвила
     Его головку русую, прижавши
     К своей груди... я на руки её
     Поднял, не потревожив забытьё,
     Отнёс к себе, свидетель Бог, без подлой,
     Без задней мысли, просто уложил
     На чистую постель,  а сам решил –
     На коврике улягусь, чуть поодаль.
     И лёг, и задремал...
     И в сладком сне
     Увидел, как она пришла ко мне
     И донага разделась, и прильнула
     Горячим, гибким станом... и в жару,
     В тумане я не понял поутру
     То снится мне, или она уснула
     В моих руках? Иринушка... змея!
     Зачем ты не приснилась мне?.. А я
     Уже решил, что это знак нездешний
     Мне подала жена моя тем сном,
     Мол, это я, но в облике ином,
     Бери меня и не жалей о прежней,
     Всё та же я!.. Недаром малыша
     Так светится, узнав меня, душа!..
     Иринушка, Иринушка...  Иринья!
     Воистину смиренье, иль мятеж
     Довлеет над тобою? Ты надежд
     Не подавала, правда, но гордыня,
     Она в тебе откуда?.. Как понять
     Служенье Всеблагому, если внять
     Речам твоим, столь смутным, что, заспоря,
     Однажды я взорвался (а сейчас
     Жалею)... но нельзя ж, чуть не кичась
     Сверхжертвенностью, вкруг чужого горя
     Выкраивать какие-то свои,
     Диковинные в нашем бытии
     Понятья о семье, о мире Божьем?
     Уж ежели ты Богу отдана,
     Ты все Его заветы чтить должна
     И не судить того, кто сам тревожим
     И, может быть, казним своей виной,
     Но – тайною!..
     ***
     Я сам перед женой
     Корюсь, духовнику, быть может, каюсь
     За тяжкий плод, за всех за семерых,
     За смерть её!.. Но в каяньях своих
     Мир Божий не виню, не зарываюсь.
     Он Сам сказал: плодитесь, чада! Сам
     Сказал, что мы угодны небесам,
     Что грех детоубийства – тяжелейший
     Грех из грехов... зачем же мне пенять,
     Что, мол, жену заездил, что унять
     Страстей не мог?.. Да этого и злейший
     Не скажет враг. Она ж, детей любя –
     Сказала, не на шутку озлобя
     И помутя мне кровь...вспылил, не спорю.
     Нагородил в сердцах – невпроворот!
     Да как стерпеть? Мол, наплодил сирот.
     О чем же думал? В лапы отдал горю
     Мирскому их... чертяки, мол, вы все,
     Все крутитесь в порочном колесе,
     Не видя свету Божьего...
     а ты-то,
     А ты сама святая, что ли?.. Ишь,
     И Богу служишь, и со мною спишь…
    .……………………………………………..
     …а я её ударил в самый нерв!
     Видали, мол, таких приблудных стерв:
     Своё иссушит чрево, трын-травою
     Да пустоцветом вытравит, сглупа,
     По младости, конешно, а судьба
     Распорядит по-взрослому. Настала
     Пора дитё зачать – плодись, жена!
     Ан, чрево-то и выморено... Дна,
     Истера изработалась, устала
     От богомерзких крючьев, от потрав
     Да выкидышей. Или я не прав?
     Прав, коль молчишь, коль смотришь озверело,
     А неча возразить...  беда, беда...
     Беда и привела тебя сюда,
     К чужим детишкам. Верно, что согрела
     Заботой всех и лаской, мы на том
     Премного благодарны. Но скотом
     Считать меня, впряжённым только блудом
     И похотью? Уж здесь меня уволь,
     Уж здесь и попенять тебе позволь...
     ***
      – «Позволить? А к чему таким паскудам,
     Как я, пенять, к чему увещевать?
     Забота наша малая – кровать,
     Да рюмочка-другая пред кроватью.
     И всё. И никаких не надо врак...
     Дурак ты, милый, ох, какой дурак!
     С тобой и не взялась бы толковать я,
     Да жаль детишек…а слова пустые
     Мне не в укор. Греха не вижу в том,
     Что иногда, святой оставя дом,
     Иду в дома, пускай и не святые,
     Но страждущие ласки и тепла,
     Сиротские, как твой. И зазвала
     Сюда совсем не жажда и не тяга
     К семейному чужому очагу –
     Жалею вас… жалею, как могу.
     Мы все сироты здесь!.. А бедолага,
     Бобыль с детьми, тот пуще сироты,
     Тот втрое, даже всемеро, как ты,
     Пред Богом сирота. Дурак ты, милый,
     Да и сама я дура, что легла
     В постель к тебе. Прости, не приспала
     Ребеночка, а ведь могла бы, силой
     Господь не обделил, и весь твой вздор
     Кому-то, может, в стыд. Мне не в укор.
     Могла бы! Да сирот, гляди – с лихвою!
     А жалости достанет ли на всех?
     В себе, в себе самом неси свой грех,
     А на меня волчарой не смотри.
     Наш батюшка, ты с ним поговори,
     Он, Силуан, воистину природный
     Оратор, толкователь слов святых,
     И станет явным каждый тайный стих...»
    
     Вот так потолковали... туча тучей
     Ходил недели две, наверно. Срам
     Насилу одолел. Приполз во Храм…
     ……………………………………….

     …и зачем
     Мне душу растревожила, детишек
     Привадила к себе? А ведь меньшой
     Считай, за мамку чтит!..
Со всей душой,
     С любовью подошла к нам, ребятишек
     Своих-то не дал Бог, а тут в дому
     Аж семеро сирот!.. Тому, сему,
     Подай, не позабудь какой гостинчик
     На праздник поднеси, да покорми
     Меньшого... ну, со старшими детьми
     Конечно, проще. Да и сами нынче
     Помощники уже, а всё одно,
     Без ласки материнской всем темно,
     И свет в дому не тот, и смех незвонок.
     Радею, как могу… да ведь дела!
     Работа всё подмяла, всё взяла,
     Ну а ребёнок, он и есть ребёнок,
     Ему и сказку на ночь сочини,
     И приласкай, и даже побрани,
     Всё чует: вот она, рука родная...
     А ежли материнская, тогда
     И грусть не грусть, и горе не беда...
     Иринушка, зачем же ты, чудная?..»
    ………………………………………………
    .……………………………………………..
      ……………………………………………….    
     … – «Ты погляди-ка, ишь как нарядился!..
     Шёл в пир да заблудился? В Божий дом
     Ошибкою попал?.. С трудом, с трудом
     Дружка признала старого... гляди-ка,
     Весь в новеньком...  хозяйкою, поди,
     Радивой обзавёлся? Погляди,
     Оглажен, выбрит... верная улика!
     Уж признавайся, не для куражу,
     Не бойся, знаешь сам, не осужу,
     Вот разве посмеюсь немножко... хочешь,
     И вместе посмеёмся?..»
    
     Мать честна! –
     Иринушка!.. Она ли? Впрямь она.
     Сидишь себе, как пень, под нос бормочешь,
     Монашку поджидаешь, ан, поглядь,
     Красавица идёт, ни дать, ни взять –
     Гулёна в сарафане, да нарядном!
     Откуда ты, куда, душа моя?
     На послушанье, в храм?.. Положим, я
     И правда нынче в белом весь, в парадном,
     Так есть на то резон. Как говорят,
     Последний наш, решительный парад
     Сегодня наступает. Ну а ты-то?
     Аль с церковью порвала?.. Ну, дела!..»
   
     ***
    «Нет – говорит – взять кое-что пришла.
     Нет службы нынче…».
     Я глядел сердито,
     Ещё тая свой радостный испуг,
     Как будто бы ища кого вокруг,
     Глядел по сторонам, сосредоточась
     На мысли... нет! – Желании одном:
     Хочу тебя, хочу!..
     И ведь ни сном,
     Ни духом я не ведал, заморочась
     В делах житейских, как же мне она
     Нужна была... Иринушка, жена,
     Жена и мать!.. За что судьба-злодейка
     Нас развела? Не знаешь? Знаю я.
     Всему причиной гордость, злость моя.
     Да поздно... а теперь поди, сумей-ка
     Поправить положение... гляди,
     Стоит надменно, руки на груди
     Скрестила, смотрит чуть ли не с насмешкой.
     Ну что же, значит, время: обьясним
     Зачем парад. Нет батюшки? Бог с ним.
     Тут со своей судьбою не помешкай...
    
   
    ***      
     И встал я, чуть не силой усадил
     На лавочку. Немного погодил
     И всё, как есть, все мысли без утайки,
     Всё выложил, весь наш подробный план,
     Сказал, какой наладили капкан
     Сегодня, прямо в ночь, для тёмной шайки...
     Она кивала, слушая, она
     Печальна, даже, кажется, нежна,
     Как в дни былые, стала – так внезапно
     Обрушилась лихая эта весть
     На бедную головушку... и весь
     В предчувствиях удачи, я азартно
     Ей расписал, что намечаем в ночь,
     Спросил совету – может ли помочь
     Нам Силуан в богоугодном деле,
     Не дерзко ли просить его о том?
     Хорош и меч, конечно, но с крестом
     Куда гораздо, враз бы одолели.
     Тут главное – благословенье!..
    
     ***
     «Нет.
     Не жди его...» – печальный был ответ.
     Она глядела в сторону куда-то,
     Сквозь ветви, позлащённые лучом
     Закатным. Не спросила ни о чём,
     Сказала только, словно виновата
     Передо мной сама теперь была:
     «Прости, коли обидой обожгла
     И страстью подпалила... Бог свидетель,
     Зла ни тебе, ни деточкам твоим
     Я не желала. Может, нам двоим
     И легче было б… только добродетель
     Я понимаю иначе.  Пойми
     И ты меня, и всё, как есть, прими.
     А в общем, не журись, мил-друг, на этом,
     На том ли развороте наша жизнь
     Совсем и не кончается… держись!
     Задумал дело – делай. А советом
     Ничьим себя напрасно не труди,
     Идти решил – иди. Но – сам иди...»
     …………………………………………..
     …………………………………………..
     …………………………………………..    
…печально
     В глаза мне заглянула, обняла,
     Как будто на прощание…
     Светла,
     Воистину светла, исповедальна
     Была она в закатный этот час,
     И шла – я вслед глядел – вся излучась
     Каким-то тайным светом... это было
     Благословенье…  понял, понял я.
     Ну что ж, за дело правое, друзья,
     Теперь – за дело!.. Сердце прознобило
     Не зря волною тёмною, не зря!
     Ударил час. Смеркается заря...


Рецензии