Рождество. Как это все случилось, в какие времена
Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Из Назарета Мария идет к Елизавете, а от нее – к Иосифу в Вифлеем…
Беременность, возмущение мужа, разрыв и примирение…
Так завершается предыстория и наступает самый интригующий момент – собственно рождение Спасителя.
Дата рождения Иисуса окутана тайной. Многие видные библеисты признают, что ночь с 24 на 25 декабря названа рождественской произвольно и приурочена к римскому празднику «Сильного Солнца», то есть к солнцевороту. Сомнения вызывает не только число, но и месяц*. Более того, неизвестен даже год рождения Спасителя. По этому поводу до сих пор продолжаются горячие споры. Как правило, наиболее вероятными ныне признают 7 - 4 г. г. до н.э.
Именно в эти годы звездочеты и астрологи наблюдали различные космические феномены, которые впоследствии евангелисты могли трансформировать в Вифлеемскую звезду.
Если рождение Христа и впрямь сопровождалось одним из таких феноменов, то начало отсчета приходится на середину 7 г. до н.э., когда была зафиксирована первая небесная аномалия – конъюгация Юпитера и Сатурна. Тогда же (в 7 или 6 г. до н.э.) население Израиля, вполне возможно, принесло царю Ироду и императору Августу присягу, именуемую в Евангелии переписью. По ходу переписи Мария разрешилась от бремени и, следовательно,
===== нижняя граница рождества Христова датируется серединой 7 г. до н.э. =====
Определить верхнюю границу этого события гораздо проще, так как Иисус появился на свет в годы правления Ирода Великого, который умер в конце марта 4 г. до н.э. К этому моменту Христос уже прожил 40 дней в Вифлееме и совершил с родителями череду путешествий: побывал в Назарете, вернулся в Вифлеем, бежал и некоторое время укрывался от Ирода в Египте**. Все это заняло не менее 3 месяцев, поэтому
===== верхнюю границу рождения можно смело сдвинуть на конец 5 г. до н.э. =====
--------------------------------------------------------
*Например, А.Мень замечает, что пастухи, ночевавшие со своим стадом под открытым небом, вряд ли могли
явиться к Марии и Иосифу в конце декабря, поскольку в Палестине скот уводят в укрытие уже в НОЯБРЕ.
**Ясно, что в течение первых 40 дней Иосиф и Мария не могли побывать в Египте, поскольку из эмиграции
родители Иисуса, убоявшись Архелая, сразу направились в пределы Галилейские и никак не могли
открыто посетить Храм в Иерусалиме. Следовательно, в Египет они бежали ПОЗДНЕЕ.
--------------------------------------------------------
Значит, Основоположник христианства родился
===== между серединой 7 г. и концом 5 г до н.э. =====
Эту оценку можно уточнить, если принять во внимание ряд сопутствующих обстоятельств:
• в 8 году до н.э. Август приказал провести перепись населения римской империи.
• в том же году после нескольких лет охлаждения римский император вновь вернул Ироду свое расположение.
• в 7 году исполнилось 20 лет с тех пор, как Октавиан провозгласил себя императором под именем Гая Юлия
Цезаря Октавиана Августа.
• к 7 году прошло ровно 30 лет, как Ирод овладел Иерусалимом и стал полновластным царем Израиля.
• 7 год, по-видимому, был особо торжественным – так называемым субботним годом.
Трудно придумать более удачное стечение обстоятельств для демонстрации вассалом своих вероподданических чувств сюзерену.
Опытный политик и искуснейший дипломат, Ирод не мог упустить такого шанса и, наверняка, заставил израильтян в 7 году до н.э. присягать на верность римскому императору и себе - царю Израиля. Этой торжественной церемонией он отметил 20-летие правления императора Августа и 30-летие собственного царствования, продемонстровав Августу свою неизменную лояльность. Заодно Ирод получил возможность без лишних затрат провести перепись населения и укрепить армейскую дисциплину, пошатнувшуюся после казни 300 военачальников всё в том же 7 году.
Вероятнее всего, царь назначил присягу-перепись на осень, после сбора урожая, так как зимой трудно перемещаться, а весной и летом нельзя отрывать людей от полевых работ. Поскольку на сентябрь приходится целый ряд иудейских праздников, в том числе – один из трех важнейших – праздник Кущей, перепись должны были проводить позднее: иначе бы иудеи, сорванные переписью со своих мест, разбрелись по разным городам и не смогли вовремя посетить Кущи в Иерусалиме.
Итак, если Иосиф действительно проходил в Вифлееме перепись и/или присягу, то
===== рождение Иисуса пришлось на октябрь-ноябрь 7 года до н.э... =====
* * * * *
Такое рассуждение, основанное на догадках и совпадениях, удовлетворительно отвечает на вопрос о в р е м е н и воплощения СЛОВА, но оставляет открытым другой вопрос: «Почему так трудно по Евангелиям определить дату столь исключительного события?».
Следы рождества Христова слабо отпечатались не только во времени, но и в пространстве. Спаситель явился миру в недрах древнего Вифлеема: в каком-то доме или гостинице, хлеву или пещере…
Теологи, конечно, провозглашают местонахождение родильного помещения Высшей Тайной. Их логика весьма
незамысловата и восходит к непогрешимости Писания: если в Евангелиях отсутствует ответ на какой-либо
вопрос, значит...такова воля Бога, водившего рукой евангелистов*. Бог, дескать, вдохновлял именно их,
а не великое множество других писателей, также свидетельствовавших о Христе. Евангелисты, мол, не
ошибались и не противоречили друг другу, их тексты не подвергались редактуре, а многочисленные
переводчики никогда не искажали дух и букву оригинала…
Ну-ну, блажен, кто верует в эти догмы вопреки странностям евангельского текста, перечисленным далее.
Итак. Авторы НЗ и его ортодоксальные толкователи не видят ничего особенного в том, что н а р о д и н е Иосифа его новорожденный сын оказался холодной порой** в сарае для скота. Ему, дескать, не хватило места в гостинице, забитой паломниками по случаю переписи. Но такое "объяснение" само нуждается в разъяснении:
• непонятно, почему нельзя было напроситься на постой к кому-нибудь из знакомых или родственников: ведь
перепись вызвала не только п р и т о к людей в Вифлеем, но и о т т о к из него в другие
города. Следовательно, освободились места в «частном секторе».
• Иосиф мог поместить Марию не в самом Вифлееме, а где-нибудь неподалеку – например, у почтенного
Симеона Богоприимца в Рефаимской долине на окраине города: пресловутое «вдохновение», наверняка,
подсказало бы старцу, с кем он имеет дело.
• всего два часа ходьбы отделяют Вифлеем от огромного Иерусалима. Можно было попытать счастья там.
• если же столичные цены оказались не по карману молодоженам, у них в запасе оставался Бейт-Захарья –
город их родственников, Захарии и Елизаветы. До него тоже рукой подать – всего-то 8 км. Уж там-то их
должны были принять с большим почетом: ведь Захария и Елизавета уже знали, что Мария носит под
сердцем самого Господа.
Не странно ли, что всем этим вариантам Иосиф и Мария предпочли самое неприспособленное помещение – ясли для скота?
Сомнения вызывает и другое обстоятельство. Дело в том, что по правилам, спустя 7 дней, младенца надлежало обрезать. На этот ритуал приглашали не менее 10 верующих иудеев – миньян – и выставляли гостям обильное угощение. Вряд ли счастливые родители собирали почетных гостей в своем «вертепе». Откуда же появилось у них приличное жилье?
Уклончивость НЗ в отношении зачатия и рождения Иисуса не может не удивлять: Марк и Иоанн вообще не касаются этой темы, Матфей ограничивается парой строк, а Лука всячески запутывает читателя. Свою лепту в эту неопределенность могли внести и многочисленные редакторы НЗ. Быть может, проблемы с изложением вызваны тем, что в истории рождения действительно были темные места?
--------------------------------------------------------
*Сходная «логика» - «Органы не ошибаются» - была в ходу совсем недавно. Впоследствии оказалось, что
«органам» не чуждо ничто человеческое, включая и ошибки.
**Новорожденный лежал ночью в яслях (в сене). Это может указывать на то, что он действительно родился
зимой или поздней осенью и был укутан в сено от холода.
--------------------------------------------------------
Продолжение http://proza.ru/2016/04/07/478.
(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).
Свидетельство о публикации №216040500526
А разобраться в Слове Бога, действительно сложно.
1.Новый Завет писали разные люди по своим занятиям. Лука был врачом,поэтому он более подробно описывает рождение Иисуса Христа, чем Матфей.
2 Не пошли в гости к кому-то, городок очень маленький…
Знакомых могли и не иметь. На пороге ночь, чем под открытым небом ночевать,
то лучше в хлеве. Раньше люди гораздо проще жили, чем мы теперь.
В сене и в тканях новорожденному ребенку теплей , он же только родился.
*
Вспомните деревню, в некоторых книгах женщина рожала даже в поле сама..
завернет ребенка в свое нижнее белье...
УВЫ!
3. Если идти одному , то ,вероятно, можно придти и за 2 часа от Иерусалима до Вифлеема.
Но Иосиф нес вещи, наверняка, для будущего ребенка.
Марии тоже что-то надо было взять для родов, вода, лепешки. А Мария, сидя на ослике, далеко не уедет по холмистой местности, будучи на последнем месяце…
Надо быть женщиной ,наверное, чтобы понять это трудное путешествие...
Кстати, верблюд груженый в караване, шел 25 км в день… в те времена.
Когда об этом читала,то очень удивлялась.
А об обрезании и побеге семьи Иосифа в Египет я пишу в другой работе…
*
С признательностью
и *))
Валентина Егорова 24.11.2018 21:37 Заявить о нарушении
Дело в том, что в яслях новорожденный оказался не от простоты жизни, а вынуждено ("положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице")
Между тем, повторюсь, они могли поискать ночлег на окраине Вифлеема у Симеона Богоприимца, в близлежащем Иерусалиме или по соседству - у Захарии и Елизаветы. Для этого надо было проехать на осле всего-то 8 км, а незадолго до этого беременная Мария преодолела 150 км от Назарета до Вифлеема!
Да и вообще приезда Марии в Вифлеем не требовалось никакой переписью: она ведь не была родом оттуда. Гораздо логичнее было оставить её в Назарете под присмотром соседей.
Так что заявленные причины путешествия кажутся мне надуманными. Об этом я писал в статьях "Рождество. Вопросы к Создателю" (http://www.proza.ru/2016/04/01/553) и "Рождество. Все дороги ведут в Вифлеем" (http://www.proza.ru/2016/04/04/514)
Правда, их выводы могут вызвать возражения верующего человека.
С уважением,
Томас Твин 25.11.2018 07:29 Заявить о нарушении