Мусульмане на краю света

Новая Зеландия – страна, состоящая из двух крупных островов и более семисот мелких, крайне изолированная от всех остальных территорий нашей планеты. Даже от ближайших к ней Австралии, Новой Каледонии, Тонга и Фиджи она отстоит более чем на 1700км. И все же здесь, на самом краю света нашла себе приют и родной дом мусульманская община.
На самом деле мусульман в Новой Зеландии достаточно мало, по сравнению даже с буддистами или индуистами, не говоря уже о христианских общинах. Однако, именно численность мусульман стабильно увеличивается из года в год, не только за счет притока мигрантов, но и за счет новообращенных мусульман, как англо-саксонского происхождения, так и из числа коренного населения маори.
В настоящее время число мусульман в Новой Зеландии составляет около 46 тысяч человек. Это около 1,18%. Катастрофически мало, но прирост численности за период между 2003 и 2006 годами составил почти 30%.
Первыми мусульманами Новой Зеландии стали выходцы из Индии, поселившиеся в Кашмире – пригороде Крайстерча на Южном острове страны в 1850г. Несколько позднее, в 1870-х гг. к ним присоединилось несколько мусульманских семей из Китая. В начале 20 века община опять пополнилась за счет индийских мусульман, ведущих свое происхождение из штата Гуджрат.
Все эти ранние переселенцы к середине 50-х гг 20 века сумели организовать довольно сплоченную однородную общину. В 1950г в Окленде (крупнейший город в стране) официально была зарегистрирована Ассоциация мусульман Новой Зеландии. В 1959 году там же открывается здание первого мусульманского центра, а годом позже из Индии (Гуджрата) приглашается Маулана Ахмед Сайид Муса Патель, который стал первым имамом Новой Зеландии. Также он был и первым учителем, который преподавал новозеландским мусульманам основы чтения Корана и Исламских наук.
На основе этих курсов в 1972 году было открыто первое медресе в Новой Зеландии – Медресе исламских наук Окленда. Первый класс набрал всего 23 человека, однако – через некоторое время это количество удвоилось.
В 1951 году судно, принадлежащее норвежскому морскому перевозчику Гойя, доставило в Новую Зеландию 60 беженцев-мусульман из Восточной Европы (в основном Косово и Албания). Среди них был Мазхар Шукри Красники, который на долгое время стал лидером мусульманской общины Окленда и умело объединил интересы индийских и европейских мусульман. Он же стал первым, кто стал бороться за права мусульман в Новой Зеландии, добиваясь халяльного питания, разрешений на совершение хаджа и умры. Он же открыл в Новой Зеландии и первую мечеть в 1979г. Во время кризиса в Косово в 1999 году по его инициативе правительство выдало квоту для 650 беженцев-албанцев, которые таким образом смогли спасти свою жизнь. Всю свою жизнь он посвятил развитию ислама в Новой Зеландии и улучшению положения мусульман в этой стране, поэтому он вполне по праву отмечен в книге «100 величайших деятелей Ислама в 20в».
С 1963 года его активным помошником становится Назми Мехмети из Македонии, который был в числе все тех же 60 беженцев на судне Гойя. Он был вынужден бежать со своей родины и перейти несколько границ, спасаясь от преследования коммунистов. Несмотря на свою активную религиозную деятельность, он так и не сумел найти свой новый дом в Новой Зеландии. Через несколько лет он переезжает в Сидней (Австралия), затем в Турцию. После 1990г возвращается в родную Македонию.
В апреле 1979 года три независимые организации мусульман в Кантербери (это были потомки самых первых переселенцев-мусульман), в Веллингтоне и в Окленде объединяются в единый союз – Федерацию Ассоциаций мусульман Новой Зеландии. Во главе ее становится все тот же Мазхар Шукри Красники. Собственно говоря – именно он и был инициатором этого объединения. Позднее лидером становится выходец из пакистанского города Сиалкота инженер доктор Хаджи Ашраф Чоудри. Кроме всего прочего он был еще и активным политическим деятелем, активно лоббировавшим интересы мусульман в правительственных кругах.
В середине 70-х гг в Новую Зеландию прибывает множество мусульман фиджи-индийцев. Это группа населения островов Фиджи, которых в времена Британской Индии вывезли из Индостана и в принудительном порядке в качестве рабочих перевезли на Фиджи зачастую – вместе с семьями.
В неспокойные 90-е число мусульман Новой Зеландии активно пополнялось за счет приема беженцев-мусульман из Сомали, Боснии, Афганистана, Косово, Ирака.
В настоящее время в Новой Зеландии открыто несколько мечетей на базе исламских культурных центров и два медресе: Аль-Мадина и Колледж для девочек «Заййед».
В 1997 году сформировалось молодежное крыло мусульман Новой Зеландии – Ассоциация студентов и юных мусульман. Оно активно участвует в социальной жизни общества, проводя тематические встречи и митинги, спортивные праздники, организуя летние мусульманские лагеря. В настоящее время к ним примкнули многочисленные студенты-мусульмане из Малайзии и Сингапура, обучающиеся в университетах Новой Зеландии.
В 21 веке активно начался рост новообращенных мусульман из традиционного населения Новой Зеландии – маори. На язык маори был в 2008 году выполнен перевод Корана.
Несколько меньше новообращенных мусульман – урожденных жителей Микронезии (часть островов которой относятся к территории Новой Зеландии). Зато, один из наиболее известных  - это регбист и боксер-тяжеловес Сонни Билл Вильямс, принявший ислам в сознательном возрасте в расцвете своей спортивной карьеры в 2008 году и активно пропагандирующий его.
Мусульмане Новой Зеландии – активное общество, которое сочетает в себе как историческое наследие предков, так и новые веяния. При этом – оно очень динамично и активно развивается, растет и крепнет. У мусульман на краю света очень много дальнейших планов и перспектив развития.


Рецензии