Перечитывая Гумилева. Александр Невский

« В те страшные годы, ( 1239-1241 гг.) когда кости куманов устилали причерноморскую степь, когда горели Чернигов, Переяславль, Киев и Владимир-Волынский, а Польша и Венгрия ощутила первый сокрушительный удар татар, папа, поддержанный своим смертельным врагом-императором, благословил крестовый поход на Балтике».

С какой бы стати, Фридрих II, Гогенштауфен, предводитель гибеллинов, злейших врагов папы, преданный им, папой,  анафеме, в своих религиозных воззрениях утверждавший, что и Христос, и Магомет и Моисей- великие обманщики, вдруг решил поддержать римского наследника Святого Петра на нашей грешной земле?
Как так получилось, что младоправославные русичи, которые еще и не разобрались до конца в противоречиях Церквей, вдруг стали объектом такой пещерной ненависти?  Как показали последующие годы и события, жестокость крестоносцев превзошла по своим масштабам многократно казни монголов на захваченных ими территориях.

Почти две сотни лет, аж до Грюнвальдской битвы, крестоносцы не давали покоя  ни Прибалтике, ни Литве, ни Руси.
Принуждение к Вере. Захват территорий. Грабежи. Казни женщин и детей. Вроде бы и вполне достаточно по понятиям того времени, чтобы на протяжении стольких лет осуществлять попытку за попыткой захват и подчинение непокорных народов.
Но потому мы и перечитываем Льва Николаевича, что он в своих трудах не только  перелистывает страницы истории, что делают многие, а ищет и другие аргументы для объяснения причинно-следственных связей.

Этногенез и биосфера. Здесь , видимо, и собака зарыта.
Этнологическое осмысление биосферы стран Западной Европы, даже еще точнее, антропосферы,  дает понять что  созданный за пять прошедших веков суперэтнос, распираемый пассионарностью, искал все новых и новых пределов применения своей энергии.

А супротив был уже другой суперэтнос, и даже не один. С мусульманским суперэтносом , Европа за четыре крестовых похода всласть навоевалась.
Досталось от нее и слабеющей Византии.
А вот монголы оказались серьезным противником. Они играючи пронеслись по Восточной Европе, основательно напугав и гибеллинов и гфельфов.
Вот Европа и объединилась для борьбы с ними. Но монголы были сильны, хоть и  держали свои основные войска далеко, а вот их  теперешние вассалы, к тому же еще и схизматики, порушенные и утратившие способность к сопротивлению, были рядом.

Первым на пути крестоносцев оказались Псков и  Великий Новгород. И не только потому, что города-республики эти были богаты и относительно независимы от низовской Руси.
Но и потому, что имели в рядах своих сторонников как веры католической, как и показал дальнейший ход событий, так и  приверженцев системы управления.

Шансов принудить плесковичей и жителей Нова города к вере римской было немало.
Низовская Русь была , по мнению крестоносцев, разгромлена и покорена. Монголы  до Новгорода с Псковом так и не добрались. Остановились где -то за Торжком.  Видать, надвигающаяся распутица весенняя помешала. Повернули степняки восвояси в степь.
И тогда поняли рыцари, что можно взять Новгород голыми руками. И для начала пустили вперед шведов.
Странно как-то вели себя новгородцы. С одной стороны призвали Александра Ярославича на помощь, а с другой и вОйска приличного не собрали. Были отчаянные добровольцы -ухорезы и шильники , буслаевщина, ушкуйники, предки тех, кто позже на Волге начнет грабить татарские купецкие караваны.
Одним словом- пассионарии.
Да с собой Александр малу дружину приведет. А шведов было поболее.
И вот рано утром, 15 июня 1240 года внезапно, когда Биргер и не ждал русичей, и видно, спал в объятиях какой -либо полонянки, русичи бросились на шведские ладьи.

Бились целый день. И несмотря на численный перевес шведов, суздальцы и новгородцы сумели победить пришельцев.

Как это, кстати уже было в 1023 году при Листвене, и как это будет в 1709 году при Полтаве.
Преувеличивать и прославлять эту победу мы стали значительно позднее, а тогда Александру со товарищи было не до фанфар.
Ибо буквально через считанные месяцы, крестоносцы захватили Изборск и Псков. Да что там захватили. Им просто ворота отворили.
Боярин Твердила Иванкович приказал. А Александру новгородцы « путь чист» указали. Попросту прогнали.
Что это? Как это называть? Можно изменой, можно тупостью и жадностью купцов и бояр новгородских и псковских , отстаивающих свои  интересы в широком торге с ганзейскими городами, супротив национальных и вероисповедальных интересов Руси , можно даже маразмом.

Фаза обскурации- упрощение системных отношений. Так это назвал и показал в своей знаменитой таблице Лев Николаевич. Когда отношения с другим суперэтносом строятся по принципу сиюминутной выгоды. За суперэтнос думает и принимает стратегическое, на сотни лет вперед,  кучка « пускающих злой дух в шубы», как говаривал позднее Петр Первый, бояр.
Уехал Александр Ярославич восвояси в Суздаль.  Но не прошло и года с тех пор как шведов спустили по Неве-убитых и оставшихся в живых, как ливонцы с наемной литвой и эстами уже взяли Копорье и начали грабить и купцов и крестьян в окрестностях Новгорода.
Ау, германофилы!

Прозрели тут новгородские бояре. Сызнова побежали на поклон к Александру.
Доподлинно не знаем, чем он дома занимался..землю пахал, или рыбу ловил, как в известном фильме показано, но на этот раз вернулся князь не с молодшей дружиной, а рать низовскую привел.
И Копорье отбил, и на Чудском озере рыцарей погонял-потопил.
И изменников перевешал. А что делать, зуб за зуб.

А далее, и литовцев ( наемников?) прогнал из пределов псковско-новгородских и поддержал восставшее племя еми в Финляндии.
Передышка после серии удачных побед. Но не окончательных.

А в это время на юго-западе , в Карпатах, князь Даниил Галицкий решал, как, где и с кем сохранить народ, православие, и разумеется, земли.
Да тут еще соседи , венгры, поляки и литовцы решали, на чьей стороне, папы,  или гибеллинов им сражаться. Миндовг литовский, тот вообще колошматил всех католиков, не разбирая, паписты ли они, или поклонники императора Фридриха.
Метался меж ними князь Даниил, побеждая одних, и обороняясь от других.
Земля Галицкая выживала из последних сил. Надо было делать выбор, либо безоговорочно идти на Запад, безо всякой надежды сохранить  княжество, либо пойти на поклон к Батыю.
Но хан опередил, и не оставил выбора.
« Дай Галич!» то ли приказал, то ли попросил?!.
И поехал Даниил к хану, и получил от него ярлык. И выпил вина ширазского, взамен кумыса и принят был ласково. Народ, конешно, поворчал и «плач был об обиде князя».
Но оба были довольны. Хан земли свои новоприобретенные прикрыл с запада  данником и союзником своим, а Даниил получил передышку и на Киев права свои распространил. Такая вот политика была тогда. Без особого выбора.
Шаг вправо, шаг влево.
А что? Землю спас, княжество не потерял.
А тот факт, что настроения народа и элиты Волыни были прозападническими, и таковыми остаются и до сих пор, так это и неоспоримый факт.
« О злее зла честь татарская». Так то.

А на северо-востоке все было по другому.
Удельные князья поехали в ставку к Батыю и стали получать ярлыки на княжение.
Уж сколько сказано и написано по поводу разобщенности и непоследовательности русских князей.  Об их гордыне и слабости. О ненависти друг к другу.
Но нельзя отрицать тот факт, что князья были хорошо информированы о том , что происходит за пределами их владений, как на Западе, так и на Востоке.
Запад был перегрет своей пассионарностью, и неважно, что паписты постоянно дрались с гибеллинами, они заодно рвались на восток и желали беспрекословного подчинения Руси папскому престолу. Согласись на такой выбор Русь, когда и крестоносцы и монголы были сильны, как никогда, стала бы ростовско-суздальская земля ареной страшных битв.
И не сносить бы нам головы.
Вот это князья поняли сразу. И в этом были едины.  Церковь их поддержала.
Кто ж пойдет на этническое самоубийство?

К слову сказать, и монголы были комплиментарно расположены к русичам.
И всякий раз давали понять, что ничего, кроме выхода ордынского им не надо.
Может быть, это и называлось тогда дружбой?
Во всяком случае, помимо ярлыков, кумыса в ставке, златокудрых наложниц, которых  заодно возили князья в качестве подарков, монголы, в ответку, еще и снабжали данников своих исчерпывающей информацией.
А у них таких информаторов было пруд пруди. Которые вовсю шныряли по Литве и Венгрии, Польше и Чехии. И не всегда были монголами.
Были среди них и рыцари-тамплиеры, и монахи, и купцы генуэзские, персидские, армянские и прочее и прочее.
По Льву Николаевичу, так вообще, монголы знали о противоречиях Христианского мира, и встали на сторону православных, против которых был объявлен крестовый поход.
Вот такой напрашивается вывод. И к кому надо было нам прислониться?
Вот и прислонились. И до сих пор живы. Не сказать, что так уж здоровы, а кто сейчас здоров?
Европа? Америка? Африка? Азия?  Ну разве что Сингапур.
Вот именно поэтому еще со времен батыевых набегов, когда казалось бы, враг у ворот, великий князь Юрий изгнал доминиканцев из земель своих, запретив им проповедовать среди язычников.
И это была воля не только элиты, но и простых людей, суздальцев, не захотевших менять мироощущения и культуру. Которая уже была привнесена православием.
А кто не захотел...и сделал другой выбор. Как например, Михаил Черниговский, или Александр Тверской, те были казнены.

Считаю для себя необходимым отметить важный,  для понимания событий тех времен , вывод, который делает Лев Николаевич. А именно, отчего Русь, оказавшаяся не просто на арене и в арене битв двух суперэтносов,  должна была стать добычей могущественных соседей, или распасться на реликты, кое-как доживая и разлагаясь от внутренних язв и внешних набегов, вдруг обрела невиданные силы, или как утверждает Л.Н., на Руси произошел взрыв пассионарности и начался новый виток этногенеза.

История- наука о событиях, дополняется этнологией, наукой о поведенческих стереотипах.
Упадок Древней Руси сопровождался утратой патриотизма, распадом на восемь полугосударств, появлением негативных феноменов — продажности и предательства. Как управлять страной в таких условиях?
Мы так много и часто говорим нынче о патриотизме. Как об искренней любви к традициям.
На уровне этноса, это общность, основанная на сигнальной наследственности, а на уровне суперэтноса - общность культуры. У нас, на Руси, культура оказалась заимствованной, пришедшей к нам из Византии, впрочем, как и письменность. Ибо, ни того ни другого на Руси в дохристианский период не было.

Единое целое, как этнос, в те годы еще позволял на Руси выражать этническую симпатию ( позитивную комплиментарность) и к грекам, когда на них пошли с войной крестоносцы, и к болгарам, которые этих рыцарей разбили на следующий год, да и победы Александра Невского в 1242 году, равно как и победа Даниила Галицкого в 1245 году, воспринималась, как радость всей Руси.
Но это уже все было в процессе затухания пассионарности этнической системы.
Итак, каковы же промежуточные результаты выбора двух ветвей этноса русичей, западного и восточного?
Галиция выбрала себе покровителей из числа европейских правителей, и спустя 80 лет была поглощена Польшей. Казимир Великий присоединил Галицкую Русь в 1339 году. Этническая связь с восточными братьями была окончательно утрачена. И как это мы сейчас видим и слышим со страниц и экранов, навсегда.

А что же происходило на северо-востоке?
Князь Александр, правивший в Новгороде, прекрасно разобрался в текущем моменте. И спас Русь.
В 1251 году он приехал в ставку Батыя, подружился и побратался с его сыном царевичем Сартаком, вследствие чего стал приемным сыном Бату.
Боялся ли он, что его постигнет участь его отца, князя Ярослава, отравленного в Каракоруме? Наверное. Но он точно был уверен в том, что не пойдет по пути своего брата Андрея, которого ослепил блеск королевской короны Даниила Галицкого, с которым Андрей породнился, и стал готовить союз против монголов.
Неврюева рать.  О ней пишут, как о первом , после Батыева нахождения на Русь, карательном походе.
Но с ней, с этой ратью пришел Александр, и немцы тут же приостановили новый поход на Псков и Новгород, а Александр стал великим князем владимирским.
Андрей бежал в Швецию. Кто его помнит?
Зачем помог Батый своему приемному сыну? Просто так? Бескорыстно? Вовсе нет.
Последующие события только подтверждают отнюдь не прекраснодушное решение Бату. Надежный тыл на западе после предательства Даниила  и Андрея ему мог обеспечить только Александр. Это было очень важно перед грандиозными выборами нового хана на общемонгольском курултае.

Победил Мункэ, друг Бату. А выиграли многие. И Бату, и Александр, и как оказалось, в следующие столетия, и вся владимирская Русь.
Вот только, как оказалось, развить и приостановить наступление рыцарей на восток не удалось. Ливонский Орден без конца тревожил и уничтожал литовцев и жмудь даже несмотря на то, Миндовг, князь литовский принял католичество.
Папа требовал рабской покорности.
Что там сыграло решающую роль в результате, братские отношения с языческой жмудью, или новообращенное католичество, но Миндовг разбил рыцарей при озере Дурбе, перебил всех католиков при своем дворе и отрекся от католичества.
Более того Александр и Миндовг заключили союз в борьбе против продвижения рыцарей на восток. Но….
Но Александр умер возвращаясь из Орды. И было ему чуть больше сорока. Дмитрий Балашов утверждает, сердечко не выдержало.
А Миндовга, верно, отравили.
А впереди были другие времена и другие имена.


Рецензии
Очень интересно рассказываете. Гумилёва я читал, хотя и не всю. Во многом он прав, как я думаю, хотя некоторые утверждения выглядят сомнительно. Но особенно верной мне кажется теория пассионарности. удачи в творчестве.

Александр Михельман   19.05.2016 17:30     Заявить о нарушении
А кто, Саша в этом мире, прав во всем и абсолютно)? все мы земные люди, и Лев Николаевич был человеком своего времени...
Спасибо)

Юрий Доронин   20.05.2016 11:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.